Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие № 1 (2часа)




Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства

1. Сущность и генезис искусства.

2. Функции искусства /Ю. Борев, Л. Столович, Б. Кононенко…/

3. Виды искусства: происхождение и принципы классификации.

Список рекомендованной литературы

Основная: См. список основной и справочной литературы по курсу.       

Дополнительная:

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

2. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4. Столович Л.Н. Опыт моделирования эстетической ценности и искусства // Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб-Тарту, 1999. С. 203-226.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

6. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972.

7. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем и таблиц). уч. пособие. М., 2000.

 

Практическое занятие № 2 (2часа)

Художественный образ

1. Многозначность понятия «художественный образ».

2. Художественный образ: объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.

3. Специфика словесного образа.

4. Худож.произведение как система образов.Классификация литерат.образов: предметная (образы-детали, …), обобщенно-смысловая (индивидуальные, характерные, типические образы; мотив, топос, образ-архетип), структурная (автологические, металогические, аллегорические и символические образы).

5. Образ и знак (иконические, конвенциональные, индексальные знаки).

 

Художественные тексты: Н.В. Гоголь. Шинель.

Список рекомендованной литературы

Основная:См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

3. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

4. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972.

5. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.

6. Основы литературоведения. Под ред. В.П. Мещерякова. М., 2000.

 

 

Практическое занятие № 3 (2часа)

Художественное время и художественное пространство

 

1. Понятие хронотопа. Формы хронотопа.

2. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность.

3. Литература в кругу других искусств. Основные функции литературы.

 

Художественные тексты: А.И. Куприн. Гранатовый браслет.

                                        М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

                                       Франц Кафка. Превращение.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Есин А.Б. Художественное время и художественное пространство // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1999. с. 97-105.          

3. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика, стиль. М., 1978.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

 

Практическое занятие № 4 (2часа)

Образ автора в литературном произведении

 

1. Биографический автор и образ автора, авторская позиция и способы ее выражения.

2. Автор, герой, перформер.

3. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы.

4. Автор в драме.

5. Автор и лирический герой.

6. Автор и читатель.

 

Художественные тексты: А.С. Пушкин. Повести Белкина.

                                       Сэмюэл Беккет. Дыхание.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. зан. №1.

Дополнительная:

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.

2. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1977. 

3. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедич. справочник. М., 1996.

 

Практическое занятие № 5 (2часа)

Сюжет, фабула, композиция сюжета

 

1. Категория события.

2. Фабула и сюжет произведения.

3. Типы сюжетов: центростремительные (концентрические), хроникальные, многолинейные, центробежные (кумулятивные).

4. Композиция сюжета.

5. Элементы сюжета: ситуация, конфликт (коллизия).

6. Мотив как понятие сюжетологии.

7. Сюжет и мотив, комплекс мотивов, сюжетная схема.

8. Фабула и сюжет в эпосе, драме. Лирический сюжет.

 

Художественные тексты: А.С. Пушкин. Дубровский.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Есин А.Б. Анализ композиции // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1999.

2. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Вып. 2. М., 1964.

3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

5. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н.. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т.1. // Теория литературы: учебное пособие для студ. филологических фак. высш. учебных заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2007. С. 183-205.

 

 

Практическое занятие № 6 (2часа)

Композиция произведения

1. Внешняя композиция (архитектоника) произведения: соотношение целого и составляющих его элементов (томов, глав, частей, строф…).

2. Композиция образного строя. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. 

3. Композиция речевая (смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, солилоквий, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления).

a. Композиционные средства (повторы, усиления, антитезы, подобия, «монтажные фразы»).

4. Проблема «точки зрения».

 

Художественные тексты: М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995 (либо более раннее издание).

2. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

 

Практическое занятие № 7 (2часа)

Риторика художественного текста: тропы, фигуры

 

1. Риторика художественного текста: тропы (эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, символ, эмблема, метонимия, оксюморон, синекдоха, ирония, перифраз, гипербола, литота).

2. Риторика художественного текста: фигуры (стилистические: фигуры мысли /синтаксические/, фигуры слова /лексические/.

 

Художественные тексты: И. Бродский. Осенний крик ястреба.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

2. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.,1982.

3. Клинг О.А. Тропы // Введение в литературоведение.(Под ред. Л.В. Чернец). М., 1999.

4. Основы литературоведения: уч. пособ. (Под общ. ред. В.П. Мещерякова). М., 2000.

5. Теория метафоры. М., 1990.

 

Практическое занятие № 8 (2часа)

Жанровая природа эпического произведения

1. Категория жанра литературного произведения.

2. Канонические жанры.

3. «Память жанра» (М.М. Бахтин).

4. Подзаголовок и «жанровое ожидание» читателя.

5. Деканонизация жанров и полижанровые произведения.

6. Роман как маргинальный жанр.

 

  Художественные тексты: Н.В. Гоголь. Мертвые души.

                                                 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

                                                  Данте. Божественная комедия.

                                                  Сервантес. Дон Кихот.

                                                  В. Пелевин. Жизнь насекомых.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...