![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В. Художественный мир и композиция
Художественный мир произведения, его эстетическая конкретность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплановость, символичность. Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или демонстративная сконструированность (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск). Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи его элементов. Развертывание художественного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения. Персонаж (герой) и структура его образа. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности. Состав и соотнесенность изобразительных деталей, обусловленные функцией персонажа в художественном мире. Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Средства его психологической характеристики: воссоздание процессов душевной жизни и их анализ. Психологические доминанты в характере (ум, воля, чувство, страсть), отражающие авторскую концепцию. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и т.п.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог (солилоквий), поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей. Логическая и алогичная речь. Патетическая, интеллектуальная, дидактическая, бытовая речь в связи с ситуацией высказывания. Цитаты в речи персонажа и повествователя. Условно-патетическая (возвышенная или сниженная) речь персонажей в канонических жанрах. Речь персонажа в прозе и в поэзии. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа. Типология литературных персонажей (в творчестве писателя, литературном направлении, жанрах). «Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация. Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания. Пространственно-временная организация сюжетного действия. Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т.п.). Понятие хронотопа. Соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени. Мифологическое, утопическое, историческое время. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство. Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы и подтекст. Реминисценции. Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героических, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Описание статических элементов художественного мира. Лессинг о способах преодоления статичности описаний. Повествование о сюжетных событиях как основной принцип организации эпоса. Структура повествования. Обрамление и мотивировки повествования. Введение рассказчика. Субъективные формы повествования от лица героя, второстепенного персонажа, наблюдателя, хроникера. Сказ. Оценочные характеристики и комментарии. Деперсонифицированный повествователь. Пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения». Эмоционально-смысловые связи между высказываниями персонажей и повествователя. Многоголосие («полифония» М. Бахтин). Объективный и субъективный тон повествования. Рассмотрение проблем повествования современной нарратологией. Темп и ритм повествования. Временная дистанция между сюжетным событием и рассказом о нем. Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Фабула как композиция рассказывания. Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления и вставные эпизоды. Обращения к читателю. Особенности повествования в героическом эпосе, в нравоописании и в романе. Внешняя композиция эпического произведения: деление на части, главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Высказывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Особенности сценической речи. Пространство и время в драме. Соотнесенность сюжетного и сценического времени. Напряженность драматического действия («драматизм») и поведения персонажей. Острота конфликтов. Пафос и волеизъявление героя в действии. Авторское слово на сцене. Хор и герои-резонеры. Ремарки. Композиция пьесы: деление на акты, явления, картины. Организация сценических эпизодов. Соотношение монологов, диалогов, реплик в сторону. Композиция канонических жанров драмы (трагедии, комедии, слезливой комедии и др.). Историческое изменение жанровых канонов драматургии. Монтажная композиция, сюжетные инверсии, смешение жанров в драматургии романтизма и реализма. Драма абсурда. Понятие театральности. Художественный мир и композиция лирического произведения. Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Понятие лирического мотива и лирического героя. Совмещение субъекта и объекта в одном лице. Своеобразие лирической ситуации. Художественное время и пространство в лирике. Субъективность тона. Лирическая композиция от имени «я». Описательно-изобразительная композиция (лирический пейзаж, интерьер). Лирическая медитация. Ролевая лирика. Лирический сюжет. Композиция канонических жанров в лирике. Свободно-лирическая композиция. Экспрессивность лирической речи. Сопоставление речевых образов. Интенсивность ассоциативных связей, сгущение семантики. Эмфатические акценты. Поэтические формулы. Синтаксическая и интонационно-мелодическая оформленность лирики. Лирический фрагмент и лирическая поэма.
Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Связь системы стихосложения с особенностями национального языка. Их историческое развитие. Стих (строка) как повторяющаяся единица поэтического ритма. Константа. Роль клаузулы в ритмической организации стиха. Корпус стиха и его ритмическая организация. Цезура. Словоразделы в стихе. Перенос. Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Внутренняя рифма. Смысловая роль рифмы. Возникновение и развитие рифмы. Белый стих. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуковое единство стихотворной строки. Паронимы. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации. Гекзаметр. Элегический дистих. Вольный ямб. Дольник. Декламационный тонический (акцентный) стих. Свободный стих (верлибр). Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Одическая строфа. Октава. Онегинская строфа. Терцины. Сонет. Венок сонетов. Балладная строфа. Эстетическое значение интонационно-ритмической и фонической организации стихотворной речи. Укоренённость поэтического слова в художественной традиции. Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира. Тема 12. Искусство и СМИ
Литература в условиях масс-медиа. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. Знание журналистом литературной нормы. Литература в информационном обществе.
Вопросы для самоконтроля
6. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность. 7. Художественный образ. Образ и знак. Классификация знаков. 8. Художественное сознание (типы художественного сознания) и художественное мышление (разновидности художественного мышления).
10. Художественная система. Историко-литературный процесс: стадии (эпохи) литературного развития (по Ю. Бореву, С. Аверинцеву и М. Гаспарову). 11. Художественная система: микроэтапы художественного развития (направления, течения, школы …).
18. Художественность и целостность произведения. Система, структура и архитектоника произведения.
20. Пафос художественного творчества и эйдос (смысл, форма) литературного произведения. 21. Типы авторской эмоциональности. Героический пафос. 22. Пафос драматизма и комизма. 23. Сатира и юмор.
30. Герой литературного произведения: содержание и структура, принципы и приёмы создания характера.
43. Структура стихотворной строки: метр, икт, неикт, метрический ряд (междуиктовый интервал, словораздел, цезура), анакруза, клаузула, эпикруза, энклитика, проклитика.
Практикум Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары). Занятие проходит в форме свободного обсуждения заранее заявленных вопросов. Предполагаются также краткие индивидуальные выступления и презентации. На занятиях оценивается: - знание студентом теоретического материала; - знание текстов художественных произведений по курсу; - свободная ориентация в излагаемом материале; - наличие собственной позиции.
Планы практических занятий Курс 1 семестр |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |