Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различие понятий: журналистика, СМИ, СМК, медиа.




Медиа —инструменты медиации материальных и нематериальных реалий, выполняющие ряд социокультурных функций.

 

СМИ —направленные, периодические и массовые медиа. Mass-media = СМИна Западе.

 

Медиапродукт —нематериальный результат медийного производства, содержание медианосителя.

Реклама —распространяемая в любой форме с помощью любых СМИ информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Пропаганда —распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, знаний. Процесс распространения знаний, идей, норм, ценностей с целью внедрения в поведенческие установки людей.

 

История пропаганды: Как отдельный институт пропаганда возникла в 1633 году в рамках римской католической церкви, когда папа Урбан VIII основал конгрегацию пропаганды. Латинское слово "propagare", которое легло в основу этого термина, означает практику садовника, сажающего отростки в зем-лю, чтобы получить новое растение, отличающееся от ес-тественно выросшего. Этот комитет кардиналов был призван заниматься иностранными миссиями церкви, поскольку без такой культивации люди не могли прикоснуться к христианству.

Определений PR огромное множество. И это уже настораживает. Т.к. По остальным видам массово-коммуникационной деятельности есть четкие определения.

 

В принципе все эти определения можно разделить на две группы.

 

Одна подчеркивает то, что частные интересы источника информации вполне и успешно могут сочетаться с интересами общественными. Они тесно переплетаются. И вообще достижение частного блага — есть достижение общественного блага. Поэтому исследователи придерживающиеся подобной точки зрения в своих определениях PR акцентируют внимание на полноте предоставляемой в рамках PR информации, ее объективности и т.д.

 

Первая группа:

 

Вот, в частности функция пиара, согласно американскому обществу паблик рилейшнз: "ПР помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов"

 

Наиболее известный на территории СНГ специалист, автор книги по ПР, Сэм Блэк предлагает следующее определение, согласующееся с официально принятым: ПР - "это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности".

 

Почепцов «Теория коммуникации»: Подобное определение представляется нам излишне идеологизированным и приглаженным, поскольку оно опирается на слова правда, полная информированность, гармония.

 

Определения, учитывающие определенную необъективность PR:

 

Е. Блажнов вписывает ПР в систему общественных отношений: "Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью - общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)".

В соответствии с точкой зрения исследователей, с их позицией, онилибо сближают PR с рекламой и пропагандой, либо категорически отвергают такое сближение, как журналисты.

Почепцов: Сэм Блэк принципиально отвергает даже намек на такое сближение, настаивая, что в случае ПР речь идет лишь о правдивом информировании. Однако, будем объективны, рамки правдивого информирования, даже если их признать, допускают слишком широкий диапазон действий. Правдивая информация - вся и в полном объеме - ни-когда не будет охвачена СМК, и поэтому подлежит отбору.

ПР скорее работает с символической информацией, и правда в ней является лишь одним из параметров явления, которое необходимо отобразить. Реально нам необходимо минимумом слов отразить многообразное явление, поэтому каждый элемент нашего коммуникативного решения должен обладать значимостью символа, чтобы в малом отразить большое.

Пример: Например, широкая публика вполне согласна с тем, что телевидение является правдивым, поскольку на экране мы видим реальные события, то есть правду. Но в повествовании о заводе мы можем показать рабочих как у станков, так и во время перекура. И почему-то именно в первом случае будет формироваться позитивная характеристика этого завода. Хотя и то, и другое представление являются правдивыми. Правда с точки зрения соответствия реальности не всегда оказывается коммуникативной правдой, которая и находится в сфере интересов ПР. Следует помнить об этом, особенно если мы заинтересованы в выполнении заказов своих клиентов.»

В отличие от рекламы ПР призвана выходить на широкую публику, а не на узко очерченный круг потенциальных потребителей. С другой стороны, в отличие от пропаганды, ПР может иметь более четко очерченные цели и объекты, в направлении которых следует информировать общественность.

Характеристика деятельности Журналистика Связи с общественностью Реклама
Цель Отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения Создание положи­тельного имиджа и управление им, разрешение кризисных ситуаций Создание побуди­тельных мотивов для увеличения спроса на изде­лие, сбыт товара
Объект Социальная информация, разнообразные факты социальной действительности Репутация (негативная информация отсутствует) Товар (недостатки не указываются)
Основные методы Убеждение (внушение) Убеждение, внушение Внушение (убеждение)
Типовые средства (каналы) Газета, телевидение, радио, журнал СМИ, специфичес­кие акции (конфе­ренции, брифинги, фестивали и т.п.) СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и другая реклама
Заказчик Общество, общественность (издатель, учредитель) Руководители предприятий, регионов, лидеры организаций Отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию, товара
Ключевые профессии Корреспондент, редактор (характер мышления по преимуществу индивидуализированный) Специалист по связям с СМИ, специалист по разрешению конф­ликтов (характер мышления по преимуществу нормативный) Менеджер, креатор, копи-райтер, худож­ник, фотограф (характер мышления по преимуществу прагматический)
Характер труда Индивидуально-коллективный; производственно-творческий Производственно-творческий; индивидуально-коллективный Производственно-творческий; индивидуально-коллективный
Произведения (жанры) Информационные, аналитические, художественно-публицистические материалы в прессе, на ТВ, РВ Пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др. Модульная газетно-журналь-ная реклама, теле- и радиоро­лики, разработка рекламной кампании и др-
Аудитория Систематическое информирование массовой аудитории Систематическое информирование определенной части аудитории (явно выраженная целевая группа воздействия) через посредников (редакции, агентства новостей) или в процессе специальных ПР-акций Дискретная доставка коммерческой информации массовой аудитории через посредников (СМИ) или через специальные рекламные каналы с ориентацией на целевую группу воздействия.

Функции СМИ

В социологии функции понимают как:

 

  • а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соответствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функция как задача);
  • б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность).

 

Понятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ.Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном).

Представление о функциях зависит и от того, насколько познана, раскрыта природа СМИ, и от того, чьими 'глазами', с чьих (каких) позиций мы смотрим на них, в какой системе рассматриваем: государства или общества, личности или нации, армии или театра и т.д.

 

Существует множество подходов к типологии функций СМИ. Соответственно, это множество обусловливает и значительные различия между различными типологиями. Однако есть базовые, основные функции, которые присутствуют во всех типологиях.

 

Самая ранняя универсальная модель функций любых видов социальной коммуникации была еще в середине прошлого века опубликована американским обществоведом Г. Лассуэллом. Это:

 

· 1) контроль за окружающей действительностью (surveillance);

· 2)установление координации в отношении разных частей общества к окружающей действительности (correlation);

· 3) передача социального наследия следующим поколениям (transmission)

 

Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны 'сопровождать', обслуживать. Эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение).

 

На такой основе, с учетом специфики СМИ, представляется возможным говорить о функциях коммуникативной, информационной (информационно-познавательной), ценностно-регулирующей, социально-организационной и ее психологическом срезе - функции психического регулирования. А с включением в рассматриваемую деятельность как активного субъекта аудитории можно выделить и функцию форума (или шире - канала социального участия). (Фомичева).

 

Коммуникативная функция.

Коммуникативная и информационная функции присущи СМИ по определениюи могут рассматриваться и как их имманентные (неотъемлемые, прирожденные) свойства, без которых невозможно выполнение других функций.

Содержаниекоммуникативной функции - охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.

 

Особенности коммуникативной функции - способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке.Так образуется 'строительный материал' для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность (при соответствующем контенте) интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ (социально-креативная функция)

 

Информационная функция:

Ее содержание очевидно: производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных ее (аудитории) характеристик (состава, запросов, потребностей, интересов) в целях обеспечения совместной деятельности людей.

 

Ценностно-регулирующая функция:

 

Данная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система.

 

Сознание человека, - писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, - включает... не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.'.

 

Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней,т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения.

 

В духовном смыслеценности - это 'ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: 'хорошее - плохое', 'высокое - низменное', 'прекрасное - безобразное', 'нравственное - безнравственное', 'одобряемое - осуждаемое' и т.п.

 

Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.

 

Благодаря регулярному влияниюСМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности (отбор, взаиморасположение сообщений, акценты, сопоставление и многое другое), происходит

унификация (mainstreaming), 'направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей. Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нормативных систем.

 

Общественное мнение

Пресса не только создает мнение, т.е. Определяет реакцию аудитории на конкретное явление, но и создает сам реагирующий субъект — общественность.

Ответить на вопрос, кто является субъектом такого на словах затертого явления, как общественное мнение, не так просто. Чье это - общественное мнение? Западная традиция, идущая от понятия 'публичное мнение', называет этого субъекта чаще всего публикой. Предтечей современного общественного мнения было мнение света, элиты и лишь в XX в. общественное мнение было признано фактором общественной жизни.

 

Как считает французский исследователь СМИ П. Сорлин (P. Sorlin), слово 'публика' вошло в широкое употребление в XVIII в. как синоним понятия 'народ', в противоположность слову 'аристократия. Публика появляется в связи с возникновением публичной политики, которая, в свою очередь, есть следствие изменения базисных основ - становления капиталистического способа производства и массового потребления, изменения социальной структуры общества, развития образования и появления газет с массовыми тиражами.

Определение:По мнению ряда исследователей, следующей, после элитарной, формой сообщества - субъекта общественного мнения стала в разных странах своеобразная масса - публика, обозначаемая часто как английский паб, куда был волен зайти каждый. Публика как носитель общественного мнения, будучи более демократичной по составу, сменила элитарные аристократические сообщества. Они общались в рамках закрытой конфигурации, которую было принято называть 'салоном' (вспомним описание такого общения в 'Войне и мире' у Л. Толстого). В основе расширения границ публики.

 

В России наших дней, на фоне раздирающих страну конфликтов (к возникновению которых причастны экстремистские или недальновидные СМИ) эксперты предлагают рассматривать журналистику как своего рода согласительную комиссию, подготавливающую общественное мнение к оптимальным и бескровным решениям. На терминологически более строгом языке это называется соблюдением баланса интересов.

 

Пример: про негативную консолидацию в России сказать. Со ссылкой на Леваду. Пример с Грузией очень хорош.

Духовная консолидация станет реальностью, если в ее основе будут лежать общепонятные и общепринятые ценностные категории. В этой связи иногда говорят о национальной идее.

 

В 1990-е годы исследователи петербургского Института социологии установили, что в российских изданиях сформировался устойчивый блок таких ценностей-лидеров: справедливость, безо­пасность, стабильность, порядок, свобода и равенство. Они чаще всего упоминаются и в национал-патриотических, и в либеральных, и в коммунистических газетах.

 

Но в зависимости от своих идейно-политических ориентации издания вкладывает различные, иной раз противоположные смыслы в согласованный, казалось бы, набор категорий. В результате в обществе укрепляется не согласие, а инерция нетерпимости и вражды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 860.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...