Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Презентация, манипуляция, конвенция.




 

Ключевым различием между конвенцией и манипуляцией является их объект.

 

Для первой – это социальные проблемы, в поиске решений которых принимают участие субъекты коммуникации как инициаторы различных действий, авторы идей и предложений.

 

Для второй объектом являются люди, их поведение: манипуляционное воздействие рассчитано на его корректировку с определенными желательными последствиями для источника данного воздействия. При этом в случае манипуляции истинная цель коммуникации не оглашается публично либо скрывается специальными средствами. Конвенция же построена на открытости, прозрачности намерений участников отношений, а также подразумевает субъектно-субъектные, партнерские отношения с аудиторией.

 

Презентационная коммуникативная стратегия, как и манипуляционная, основана на субъектно-объектных отношениях. От получателя требуется не активный отклик, но пассивное восприятие информации. Однако, если в ситуации манипуляции адресант составляет свое сообщение таким образом, чтобы точечно и целенаправленно воздействовать на те или иные установки адресата и каким-то образом их скорректировать, то у презентации такой цели нет. Презентационная коммуникативная стратегия воплощается в сообщениях о тех или иных событиях, явлениях, лишенных каких-либо оценочных значений. Это максимально объективное представление фактов, информирование, целью которого является поддержание определенного уровня осведомленности аудитории.

 

Презентация и правило американской журналистики отделять факты от мнений. Российская историческая особенность журналистики.

 

В доисторические времена их связывали символы, определенные коды. С появлением языка, появилась возможность устно фиксировать, с письменностью — письменно. Появление печатной машины (станок Гутенберга — 1440 г.) — возможность тиражирования текста. ХХ век дал телефон (1876 — Александр Белл), телеграф (1832) — связь. Появление ТВ (картинка), РВ (звук) создало виртуальную информационную деревню. XXI век — век компьютеров, даст и связь, и звук, и картинку.

 

Итог — этапы развития коммуникации связаны с техническим развитием. Коммуникацию делят на два вида: межличностная (предмет изучения социальной психологии) и массовая (стала возможной с появлением технических средств).

 

Массово-информационная деятельность может быть рассмотрена в тесной связи с массовой культурой.

 

Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.

 

Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций.

 

М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения, архетипов.

 

М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

 

Возникновение массовой культуры является результатом возникновения массового человека. Одной из особенностей этого нового мира становится разрушение строгих иерархических законов организации мира в средние века.

Как пишет немецкий философ и теолог Романо Гвардини, "В этом необозримом море событий, в бес-конечной длительности времен отдельное событие теряет свое значение. Среди бесконечного множества происшествий ни одно не может быть важнее другого: ведь ни одно не имеет безусловной важности. Когда действительность переходит всякую меру, исчезают моменты, на которых покоилось средневековое представление о порядке: начало и конец, граница и середина. Одновременно исчезают и развертывающиеся между ними иерархические членения и соответствия, а за ними и символические акценты".

В сознании массового человека равноценными могут стать такие разновеликие события, как покупка новой шляпы и партийный съезд, визит президента и проезд в троллейбусе. Новая символическая сет-ка, предложенная массовому человеку, возникает также из-за резкого увеличения числа сообщений, которые обрушиваются на него. В этом объеме и возникает так называемая "мозаичная культура", где потеряны четкие причинно-следственные связи.

Связь массовой информации, массовой культуры и индустриального общества — ТОФФЛЕР.

Модель привратника.

Идея "привратника" (gatekeeper) принадлежит Курту Левину. Во время войны он ставил эксперименты по переориентации населения на более дешевые сорта мяса (субпродукты). И тогда домохозяйка, которая отбирает, из чего будет дома готовить обед, стала для него "привратником", принимающим решение, что именно попадет в дом.

Затем этот феномен распространили на отбор новостей, которые делают редакторы. Из тысяч событий, которые описываются в мире, редактор для своего издания отбирает только десятки. Ученых заинтересовали принципы, по которым он это делает. Первым исследованию подвергся редактор радиостанции. При этом, как оказалось, он ориентировался на свои политические пристрастия и свое представление о том, что может быть интерес-но его слушателям.

"Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Исследования Д. Уайта показали, что реально используется только 10% новостных сообщений. В целом понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых.

Спираль молчания.

Ее открытие связано с именем немецкой исследовательницы общественного мнения Э. Ноэль-Нойман. Суть его состоит в том, что средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства. По ее гипотезе человек, ощущающий себя в меньшинстве, больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Когда же масс-медиа корректируют картинку реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает.

 

В основе этого явления лежит страх оказаться в одиночестве. Э. Ноэль-Нойман провела соответствующий, как она его назвала, "железнодорожный" тест, который показал по всем возрастным и профессиональным группам, что в поезде более охотно поговорили бы с попутчиком те, чьи политические симпатии на данный момент более реализованы в правительственной структуре.

 

В качестве общего правила она постулирует, что тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует. Отсюда и следует вышеотмеченная возможность манипуляции, когда в массовой коммуникации оказывается представленной только одна сторона. Другая сторона в ответ замыкается в себе и замолкает. Функция общественного мнения реализуется в социальном контроле. В результате из-за того, что человек не хо-чет оказаться в изоляции, он либо смещается на позиции большинства, либо молчит.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...