Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интенсивность обмена информацией в информационном обществе.




По мере накопления в обществе различных видов И. невиданными темпами возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества.

Это приводит к дифференциации оперативной И. в обществе, к появлению таких ее видов, как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая, используемых в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур — орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств и т.п. — т.е. по формированию ноосферы.

В связи с этим на первое место выдвигается содержательный аспект И., ее релевантность по отношению к деятельности людей. Именно содержательная, ценностная сторона первоначального формально-математического понятия И. позволила объединить понятия "знание" и "И." в новое единое фундаментальное понятие "информационный ресурс".

Определения информационного общества.

И. стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития — т.наз. "информационное общество", где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий.

 

В.Л. Иноземцев (postindustrial.net): «Основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении

последних столетий: отмечаются прежде всего

 

· снижение роли материального производстваи развитие сектора услуг и информации

· иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация социальной структуры.

· формирование системы постматериальных ценностей, отказ от прежних методов организации труда и переход к максимальному использованию творческого потенциала работников.

· становление нового типа семьи и форм социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования.

· etc

 

Процесс же формирования постиндустриального общества основан на превращении большей части трудящихся из пролетариата в работников интеллектуальной сферы, повышении роли информации, сглаживании привычных классовых различий и возникновении социального государства, управляемого меритократией. 

 

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимисяво все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой.

 

Таким образом, формирующиеся в обществе во все возрастающем объеме информационные ресурсы и ускоряющиеся темпы их потребления в системах управления всеми сферами жизнедеятельности общества с помощью социально-информационных технологий являются главными признаками информационного общества и ключевыми факторами оптимизации его развития.

 

Однообразие информации.

 

Прямым следствием интенсификации информационных процессов является ускорение развития человеческого потенциала, повышение уровня образованности и информированности людей и через это — формирование все расширяющегося социально, политически и экономически активного слоя населения.

 

Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи).

 

· Для иерархической схемы важен приказ, для демократической - убеждение.

· Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено.

· Не так обстоит дело с демократической схемой, теперь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка "начальник - подчиненный", у подчиненного нет иного выбора кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком.

 

  Иерархическая коммуникация Демократическая коммуникация
приоритетная связь прямая обратная
получатель подчиненный свободный человек
коммуникативное действие приказ убеждение
тип коммуникации монолог диалог
текст один много

 

Японский менеджмент

 

Можно считать, что эти два типа коммуникации принадлежат к разным социальным структурам: государству и обществу. Как считал Б. Чичерин, государство заинтересовано в единстве, общество - в разнообразии.

 

Понятие диалога зародилось в античности. По формулировке Диогена Лаэртского, «диалог есть речь, состоящая из вопросов и ответов, о предмете государственном или философском, соблюдающая мерность выведенных характеров и отделку речи».

 

Диалог является антитезой монолога. В случае монолога «другой» остается не субъектом, не другим сознанием, но объектом познания. Как пишет Л.Н. Столович, «от него не ждут такого ответа, который мог бы все изменить в мире моего сознания. Монолог завершен и глух к чужому ответу, не ждет его и не признает за ним решающей силы. Монолог обходится без другого и потому в какой-то мере овеществляет всю действительность». Диалог – это всегда признание «другого» как равного себе, стремление выслушать и понять его позицию, найти общее, совместное решение. Так, с течением времени из античного литературного жанра он превратился в сущностный взгляд на бытие человека.

 

Общеизвестна народная мудрость о том, что в споре рождается истина. Вполне уместно заменить в данном случае слово «спор» на «диалог», так как с античных времен диалог рассматривался как один из главных способов познания истины.

 

В информационном обществе диалог приобретает особое значение. Что такое диалог для демократии? Что такое диалог для трудовых отношений? Что такое диалог как основа общественных отношений при условии дробящихся и множащихся социальных групп?

 

Коммуникация и ее цель.

 

Некоторые авторы, например, Г.Г. Почепцов, указывают, что изначально смысл коммуникации заключался в побуждении к определенному действию.

 

Коммуникативные стратегии — иными словами «зачем?» и «как?», «каким образом?»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 418.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...