Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особливості психомоторного розвитку людини в онтогенезі.




Психомоторным (нервно-психическим) развитием ребенка называют совершенствование, качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы жизни. Психомоторное развитие во многом регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Весь процесс психомоторного развития можно условно разделить на два уровня: становление психики и формирование двигательной активности ребенка. К становлению психической деятельности относят подуровни речевого развития (сенсорная и моторная речь) и социальной адаптации, включающей показатели сенсорного развития (чувственной сферы). В развитии двигательных умений можно выделить подуровни общей моторики и ручной умелости.

Психомоторное развитие ребенка – очень сложный процесс, обеспечиваемый тесной взаимосвязью морфологической и функциональной дифференцировки различных систем организма. Ниже приведено описание наиболее актуальных моментов психомоторного развития ребенка в различные возрастные периоды.

Статика новородженного ребенка представлена внутриутробной позой: тонус сгибателей в конечностях повышен (физиологическая гипертония) – руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу, ноги согнуты с слегка отведены в бедрах. Моторика новородженного ребенка носит рефлекторно-стереотипный характер, нецеленаправленна.

Отсутствует какая-либо взаимосвязь в движениях, положении рук и пальцев. Свойственная этому возрасту быстрая иррадиация возбуждения приводит к тому, что любое раздражение вызывает распространенное возбуждение всей коры, ведущее к охранительному (запредельному) торможению, и, как, следствие, ко сну. Поэтому более 4/5 суток новорожденный спит, что обеспечивает надежную охрану незрелой нервной системы от избытка раздражающих влияний внешней среды. В ответ на любой раздражитель, превышающий порог раздражения, ребенок реагирует беспокойством криком, плачем, защитными действиями.

В последующие два месяца жизни статика ребенка определяется закрепление способности к держанию головы. То расширяет возможности в познавании мира. Значительно окрепшая нервная система стимулирует эти возможности, увеличивая время активного бодрствования (сон составляет около 16-18 часов в сутки).

К концу третьего месяца жизни тонус сгибателей и разгибателей верхних конечностей уравновешивается, что создает условия для активных, целенаправленных действий рук и их дифференцирования. Во втором квартале жизни полностью исчезает физиологический гипертонус, что дает ребенку возможность принимать любую позу (лежать на спине. Боку, животе, а в конце периода – сидеть) и свободно пользоватся конечностями (особенно верхними). Формируется и дифференцируется ручная умелость: сначала хватание происходит путем наложения («обезьянье» хватание, «ладонный» захват), затем появляется противопоставление большого пальца всем остальным (захват «клешней»). Появляется и дифференцируется движение одной руки от другой: может одновременно размахивать одной рукой с игрушкой, а другую руку с игрушкой тянуть ко рту, перекладывать предмет из одной руки в другую.

Во втором полугодии жизни происходит дальнейшее совершенствование статики и моторики, переход от сидячего положения к стоянию, а затем к ходьбе. Усложняется характер манипулирования с предметами – от свободного перекладывания предмета из руки в руку (попытка найти «достойное» применение) до «подражания» («причесывание», «умывание лица», ладушки, «пока-пока», перелистывание страниц). В деятельности рук возникает противопоставление большого пальца отдельно каждому другому, что дает возможность манипулирования мелкими предметами («щипковый» захват). Возникает условный рефлекс «хватания» - берет все, что попадает под руку.

На втором году жизни происходит переход от неуклюжего вертикального положения к локомоторному контрою высокой степени. Ребенок учится уверенно ходить, подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, перешагивать через препятствия, бегать пинать мяч ногой. Действия с предметами принимают целенаправленный характер: ребенок может сложить башню сначала из двух, затем из трех, шести кубиков; сложить и разложить матрешку; уложить кубки в коробку; сложить пирамидку. Начинает пользоваться карандашом и бумагой, самопроизвольно выписывая замысловатые каракули и даже копируя вертикальные линии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...