Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реализация логистической стратегии




При переходе к реализации стратегии необходимо рассматривать решения по каждой логистической функции, от снабжения до поставки. Но различные авторы выделяют следующие наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения.

1. Структура ЛЦ. С точки зрения организации, цепь поставок состоит, во-первых, из нескольких уровней поставщиков, в которые входят источники сырья, промежуточные производители, посредники, а во-вторых, из нескольких уровней потребителей, перемещающих ГП до конечных пользователей. Различные стратегии приводят к разным типам цепей поставок, отличающиеся длиной (количеством уровней), шириной (количеством параллельных маршрутов), пропускной способностью, типом посредников, степенью контроля над логистикой, качеством услуг и затратами.

2. Размещение элементов инфраструктуры. После выбора структуры ЛЦ необходимо выяснить, где лучше всего разместить некоторые элементы ЛЦ, такие как промышленные предприятия, оптовые предприятия, склады, логистические центры и т.д. Вопрос размещения следует рассматривать очень тщательно, т. к. это решение оказывает значительное и долгосрочное влияние на многие показатели будущей работы. Кроме того, после того как сооружение начало действовать, его, как правило, трудно и очень дорого закрыть или переместить в другое место.

3. Стратегические взаимоотношения. Иногда лучше заниматься логистикой самостоятельно, в других случаях целесообразно воспользоваться услугами специализированных структур. Такой вид деятельности называют аутсорсингом, привлечением третьей стороны или контрактной логистикой.

4. Организация вспомогательных процессов, т. е. таких видов деятельности, которые способствуют эффективной работе ЛЦ. К ним относятся организация технического обслуживания оборудования, информационные технологии обработки информации, электронный обмен данными, использование возможностей Интернета, различные системы управления МП, например, «точно в срок» и т. д. Идея усовершенствования вспомогательных процессов становится крайне важной в тех случаях, когда конкурирующие организации по объективным причинам имеют одинаково эффективные структуры цепей поставок. В этом случае конкурентные преимущества могут заключаться в лучшей организации вспомогательных процессов.

58.Особенности логистики в АПК

Функции логистки на аграрном предприятии

Восстановление масштабов производства сельскохозяйственной продукции в стране, усиление интенсификации и укрепление экономики предприятий АПК в условиях нарастающей конкуренции сельхозпродуктов на отечественном аграрном рынке сопровождаются существенным увеличением количества различных форм деловых связей, отношений и взаимодействий, которые усложняют процессы координации, кооперации, интеграции и коммуникации. Резко возрастают и проблемы регионального продвижения продукции, товарно-материальных ценностей и информационных потоков в рыночном пространстве. Эффективное решение возникших проблем возлагается на новую рыночную структуру — систему логистики, которая наиболее актуальна для крупных субъектов современного аграрного рынка — агрокомбинатов, агрохолдингов и тому подобных интегрированных структур.

Логистика — это прогрессивное направление производственно-хозяйственной деятельности по управлению движением материальных потоков в сферах производства и обращения, связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. Главной ее целью является объединение в единый интегрированный технологический процесс всех стадий производства (получение сырья, материалов, изготовление товарной продукции), транспортировки и сбыта, трансформации и движения продукта труда, связанной с ними информации.

Служба логистики в АПК призвана решать следующие задачи: выбор поставщиков и потребителей; планирование запасов, управление транспортом и организация перевозок, организация складского хозяйства, выполнение заказов, рационализация складских операций на региональных складах, исследования в области логистики, совершенствование логистических систем, организация процесса снабжения и сбыта, установление производственно-хозяйственных и коммерческих связей, управление информационными потоками.

Проведенные маркетинговые исследования показали, что сегодня на аграрном рынке сельхозпродуктов функционируют три формы рыночного взаимодействия: традиционная, в которой товаропроизводитель осуществляет полный контроль за реализацией продуктов через свои монополизированные информационные возможности; современная — когда информационный контроль рынка находится в руках дистрибьюторов (курирующие реальные каналы сбыта); и интерактивная, в которой взаимоотношения сторон строятся по схемам: а) продавец — потребитель; б) потребитель — продавец, то есть происходит стремление к свободному и равноправному взаимодействию товаропроизводителя и покупателя. В этой связи разработка стратегии развития крупного аграрного предприятия индустриального типа для достижения поставленных целей должна сочетать в себе использование современных форм организации труда, производства и управления, требований стратегического и тактического планирования, эффективного контроля рыночной среды.

Необходимо отметить, что стремление отдельных аграрных предприятий занять ведущие позиции на рынке сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на международном, для своей эффективной деятельности требует освоения инноваций (внедрение новых видов техники, оборудования и технологий), организационный решений, позволяющих выпускать конкурентаспособную продукцию, превосходящую продукцию предприятий-конкурентов, а также соответствующую по качеству и ассортиментному составу мировым стандартам. Выпуск такой конкурентоспособной продукции во многом зависит от умения персонала аграрных предприятий увязать в единый технологический процесс достижения НТП, резервы производства, организацию кормовой базы и материально-техническое обеспечение производства различными ресурсами. При этом существенным фактором усложнения координации деятельности таких предприятий выступает широкий географический разброс ресурсов, продуктов и их потребителей.

В своей основе местоположение потребителей аграрной продукции, как правило, не совпадает с местоположением потребляемых ими продуктов как во времени, так и в пространстве. Для преодоления территориального разрыва между спросом и предложением необходимо обеспечить поставки таким образом, чтобы потребители (покупатели) всегда получали необходимый продукт на том сегменте рынка, где они этого хотят, тогда, когда они в нем нуждаются, и в том состоянии (по виду, количеству и ассортименту), в котором они хотят его видеть?

Важно отметить, что себестоимость грузоперевозок можно существенно уменьшить, если правильно и обоснованно определить требуемый в данном случае вид транспорта и маршруты поставок сельскохозяйственной продукции, кормовых средств и средств труда, грамотно организовав логистическую модель и технологию на предприятии. Рациональная деятельность системы логистики в значительной степени способствует организации эффективного бизнеса предприятия на аграрном рынке.

Использование современных компьютерных технологий в системе логистики позволяет решать наиболее сложные вопросы рационализации производства и маршрутных схем, воплощенные в различных программных продуктах и методиках. Ведь одной интуиции, даже опытного специалиста (менеджера), недостаточно, чтобы найти решения, соответствующие оптимальным, в крупных системах логистики.

 

 

59. Предпосылки и проблемы развития логистики в АПК

Социально-экономическую ситуацию в стране и в конкретном регионе во многом предопределяет состояние и уровень развития агропромышленного комплекса. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству и другим отраслям АПК, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения.

Необходимо отметить, что в современных условиях агропромышленный комплекс региона представляет собой суммативную совокупность предприятий и отраслей АПК. Статистика ведется не по хозяйственным отраслям АПК, а по чистым отраслям региона, что усложняет количественную оценку уровня влияния отраслей АПК на устойчивое развитие экономики в целом. Как показывает практика, с переходом к рыночным отношениям практически каждый районный и областной агропромышленный комплекс перестал функционировать как целостная, интегрированная система, нацеленная на рациональное хозяйствование. Кроме того, участие государства в инвестиционном процессе АПК снижается значительными темпами, что вызывает необходимость поиска внебюджетных средств за счет объединения усилий предприятий АПК, заинтересованных в конечных результатах функционирования АПК.

Такой подход к развитию АПК, при котором он не рассматривается как система, состоящая из предприятий-участников создания сельскохозяйственной продукции, может привести к негативным последствиям. Усилия предприятий АПК по достижению собственных, локальных целей не способствуют эффективному функционированию агропромышленного комплекса в целом. Поскольку именно цель является системообразующим, интегрирующим фактором, соединяющим отдельные элементы в целостность.

Процесс интеграции предприятий АПК региона предполагает организацию взаимоотношений между участниками создания сельскохозяйственной продукции на основе использования взаимодополняемых факторов производства и может дать возможность получения положительного синергетического эффекта на базе скоординированной деятельности участников интегрированного формирования.

Целенаправленную интеграцию предприятий агропромышленного комплекса региона для создания принципиально новых положительных свойств и эффектов совместной деятельности нами предлагается осуществлять на основе логистического подхода. При данном подходе агропромышленное интегрированное формирование рассматривается как логистическая система - открытая целостная эколого-социально-экономическая система, основные элементы которой должны быть взаимозависимы и взаимообусловлены необходимостью развития.

Концепцию логистики в рыночной экономике можно определить как совокупность организационно-технических и социально-экономических отношений между участниками создания сельскохозяйственной продукции, как элементов логистической системы.

Как правило, при формировании логистических систем определяются экологические, социальные и экономические цели. Для достижения поставленных целей все элементы логистической системы должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть по изменениям, происходящим в одном из элементов можно судить об изменениях, происходящих в других элементах.

В качестве элементов агропромышленного интегрированного формирования как логистической системы могут выступать предприятия, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства; предприятия, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции; предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку, сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя; строительные предприятия, осуществляющие возведение объектов как производственного, так и непроизводственного назначения; организации социальной инфраструктуры.

Особенностями элементов, из которых может состоять логистическая система, как правило, являются:

·различная форма собственности и организационно-правовая форма;

·различная мощность, концентрация, используемое технологическое оборудование, потребляемые ресурсы;

·рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории.

При применении логистического подхода к интеграции предприятий АПК необходимо учитывать возможные формы экономической интеграции предприятий АПК: на договорной основе, без объединения финансовых, материальных и других ресурсов; объединение части финансовых, материальных, а иногда трудовых ресурсов организаций-участников интеграции для создания совместных (межхозяйственных) предприятий, при этом отношения осуществляются на долговременной договорной основе; полное объединение трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйств-участников интеграции под единым руководством.

В период становления рыночной экономики должны получить дальнейшее укрепления договорные отношения на основе создания стабильной контрактной основы, которая будет базироваться на взаимном интересе участников логистической системы. Опыт развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность осуществления интеграции, взаимно связанных и взаимодействующих на добровольной основе, юридически самостоятельно существующих предприятии АПК в процессе создания и реализации сельскохозяйственной продукции.

Через взаимозависимые отношения между элементами логистической системы и с окружающей средой формируются материальные и сопутствующие им энергетические, трудовые, информационные и финансовые потоки. Сущность логистического подхода к интеграции предприятий АПК заключается в организации рационального управления потоковыми процессами в логистической системе как одного из ведущих факторов конкурентоспособности агропромышленного интегрированного формирования.

Итак, предприятие АПК, становясь элементом логистической системы, получает следующие преимущества:

·значительно снижает свои издержки благодаря экономии, которая происходит в результате рационального движения потоков ресурсов всех видов в процессе создания сельскохозяйственной продукции;

·получает возможность сосредоточится на тех видах работ, которые являются для него основными, все остальные виды работ передаются другим предприятиям, являющимся элементами логистической системы, которые делают их более эффективно, что повышает качество сельскохозяйственной продукции;

·получает возможность повысить степень использования материально-технической базы, включая транспорт, складские и торговые площади;

·у предприятия появляются дополнительные возможности в обмене информацией, в повышении квалификации персонала и в разработке и реализации новых идей;

·предприятия получают возможность совместно использовать различные ресурсы, производственные мощности, технологии на взаимовыгодных условиях, при которой каждый участник не ставит во главе угла свои собственные цели в ущерб интересам всех остальных членов логистической системы.

60.Задача «сделать или купить» и метод АВСв логистике

Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изде­лие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии. В более широком плане задача MOB — это обоснование решения во­проса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию соб­ственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, обору­дование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудо­вания, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектую­щих изделий. Значимым фактором является степень развития логистики в экономике. Са­мостоятельное производство комплектующих снижает зависи­мость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке ком­плектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестои­мость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зави­симости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного произ­водства должно быть принято в случае, если:

— потребность в комплектующем изделии невелика;

— отсутствуют необходимые для производства комплектую­щих мощности;

— отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производ­ства принимается в том случае, когда:

— потребность в комплектующих изделиях стабильна, и до­статочно велика;

— комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Для классиф-ии запасов сырья и мат-ов по значимости необх-мо всю номе­нкл-ру ресурсов, поставляемых на склад за опред-ый период t, располо­жить в порядке убыв-ия их общей ст-ти: к гр А отнесём те ресурсы, к-ые составят 75-80% от общей ст-ти ресур­сов, начиная с 1-ой позиции списка. В гр В относ-ся примерно 1/3 позиций, к-ая состав-ет 10-15%, остальные позиции состав-ют 5-10% и относятся к гр С.

М-д XYZ позволяет произвести клас­сиф-ию ресурсов в завис-ти от х-ра их потребл-ия и точности прогнозир-ия изменений. Груп-ка ресурсов и про­верка XYZ-анализа в порядке возра-стания коэф-та вариации по каждой номенкл-ной позиции. Коэф-т вариа-ции = среднеквадратическое отклоне-ние / среднеарифметич-ое отклоне-ние. К категории X относ ресурсы с коэф-том вариации <10%, они предсказуемы, хар-ся стабильной величиной потребл-я и возраст-щей точностью прогноза. К категории Y относ ресурсы с коэф-том вариации 10-25% и хар-ся сезон-тью и сред-ней воз-мож-тью прогноз-ния. К категории Z относ ресурсы с коэф-том вариации >30%, потребл-ся не­равномерно и точность их прогнозир-ия невысока.

На основании АВС и XYZ анализа получаем 9 гр запасов, для каждой из к-ых фирма должна разраб-ть свой вариант управ-ия.

  X Y Z
А А X А Y А Z
В В X В Y В Z

для гр А X, А Y, А Z необх-мо тща-тельное планир-ие потреб-тей, еже-дневный учет и контроль нормирова-ния запаса. Для ресурсов гр С X, С Y, С Z применяют укрупненные м-ды пла-нир-ия, а контроль за величиной запа-сов делегируется низшим звеньям управ-я.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...