Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Консультанты как соисследователи с клиентами — совместный эмпирический подход
Когнитивные консультанты не только предлагают клиентам наладить теплые отношения, но и играют активную роль в процессе консультирования. Консультанты и клиентов побуждают играть активную роль. Все когниции клиента рассматриваются как гипотезы, которые можно проверить. Консультанты и клиенты сотрудничают друг с другом, пытаясь проанализировать доказательства, подтверждающие или отрицающие когниции клиента. Основываясь на том, что и как говорят клиенты, консультанты разрабатывают гипотезы, которые могут помочь идентифицировать и когнитивные ошибки, и подспудные убеждения. Затем консультанты просят клиентов сообщить, соответствуют ли, по их мнению, гипотезы фактам. Таким образом, клиентов поощряют рассматривать свои мысли как личностные конструкты реальности и развивать навыки, позволяющие оценивать обоснованность этих конструктов. При идентификации и анализе доказательств верности мышления, основанного на предубеждениях, более активную роль играют попеременно то консультант, то клиент, в зависимости от конкретных обстоятельств.
Консультанты как люди, задающие вопросы, — сократовский диалог
Вопросы составляют самую большую категорию вербальных высказываний консультанта, Вопросы отражают основную эмпирическую ориентацию подхода, непосредственная цель опроса — преобразование закрытых систем убеждений клиентов в открытые системы. Конкретнее, с помощью вопросов консультанты стремятся помогать клиентам осознавать свои мысли; проверять, не возникли ли когнитивные искажения; заменять неадекватные мысли более сбалансированными мыслями; составлять планы развития новых мыслительных моделей. Основным вопросом, который следует задавать клиентам, чтобы помочь им осознать свои мысли, является вопрос: «Что проходит через ваш мозг прямо сейчас?». Консультанты чаще прибегают к опросу, чем к индоктринации и спору. Опрос проводится в эмоциональной атмосфере теплоты и принятия, в так называемом сократовском стиле; это помогает клиентам развивать и оценивать свое мышление. Типичные вопросы: «Где доказательства?», «Какова логика?», «Что я должен потерять?», «Что я должен приобрести?», «Что самое худшее может случиться?», «Чему я могу научиться на этом опыте?» (Beck, Emery, 1985). Клиенты учатся задавать себе те же самые вопросы, которые задавали им консультанты. Например, какими бы правильными ни «ощущали» клиенты свои автоматические мысли, клиенты, у которых нарушены отношения, могут подвергать сомнению обоснованность этих мыслей, спрашивая себя: «Что свидетельствует в пользу моей интерпретации?», «Что противоречит моей интерпретации?», «Следует ли логически из действий моего супруга/супруги, что он/она имеет мотив, который я приписываю ему/ ей?», «Существует ли альтернативное объяснение его/ее поведения?» (Beck, 1988).
Консультанты как гиды — управляемое открытие
Существует множество различных граней управляемого открытия. Консультанты могут работать гидами, помогая Клиентам обнаруживать темы, проходящие через их автоматические мысли и убеждения. Такие шаги можно предпринять после того, как консультанты и клиенты свяжут убеждения с соответствующим опытом, полученным в прошлом, и совместно проследят, как формировались убеждения. Управляемое открытие можно использовать и по-другому — консультанты могут действовать как гиды, помогая клиентам анализировать их возможные логические ошибки, разрабатывая новый опыт, предполагающий экспериментирование клиента с различными видами поведения. Консультанты не используют льстивые уговоры, споры и индоктринацию для того, чтобы помогать клиентам проверять истинность их мышления и вырабатывать новые убеждения. Вместо этого консультанты побуждают клиентов развивать навыки использования и оценки информации, фактов и вероятностей. При этом перед клиентами открываются перспективы, которые являются более реалистическими, чем те перспективы, в основе которых лежат их первоначальные мысли.
Когнитивные техники
Рассмотрим основные когнитивные техники, используемые когнитивными консультантами при оказании клиентам помощи в замене их искаженных автоматических мыслей и убеждений более реалистическими способами обработки информации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |