Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Консультанты как соисследователи с клиентами — совместный эмпирический подход




 

Когнитивные консультанты не только предлагают клиентам наладить теплые отноше­ния, но и играют активную роль в процессе консультирования. Консультанты и клиен­тов побуждают играть активную роль. Все когниции клиента рассматриваются как ги­потезы, которые можно проверить. Консультанты и клиенты сотрудничают друг с дру­гом, пытаясь проанализировать доказательства, подтверждающие или отрицающие когниции клиента. Основываясь на том, что и как говорят клиенты, консультанты раз­рабатывают гипотезы, которые могут помочь идентифицировать и когнитивные ошиб­ки, и подспудные убеждения. Затем консультанты просят клиентов сообщить, соответ­ствуют ли, по их мнению, гипотезы фактам. Таким образом, клиентов поощряют рас­сматривать свои мысли как личностные конструкты реальности и развивать навыки, позволяющие оценивать обоснованность этих конструктов. При идентификации и ана­лизе доказательств верности мышления, основанного на предубеждениях, более ак­тивную роль играют попеременно то консультант, то клиент, в зависимости от конк­ретных обстоятельств.

 

Консультанты как люди, задающие вопросы, — сократовский диалог

 

Вопросы составляют самую большую категорию вербальных высказываний консуль­танта, Вопросы отражают основную эмпирическую ориентацию подхода, непосред­ственная цель опроса — преобразование закрытых систем убеждений клиентов в от­крытые системы. Конкретнее, с помощью вопросов консультанты стремятся помогать клиентам осознавать свои мысли; проверять, не возникли ли когнитивные искажения; заменять неадекватные мысли более сбалансированными мыслями; составлять планы развития новых мыслительных моделей. Основным вопросом, который следует задавать клиентам, чтобы помочь им осознать свои мысли, является вопрос: «Что проходит через ваш мозг прямо сейчас?».

Консультанты чаще прибегают к опросу, чем к индоктринации и спору. Опрос про­водится в эмоциональной атмосфере теплоты и принятия, в так называемом сократов­ском стиле; это помогает клиентам развивать и оценивать свое мышление. Типичные вопросы: «Где доказательства?», «Какова логика?», «Что я должен потерять?», «Что я должен приобрести?», «Что самое худшее может случиться?», «Чему я могу научиться на этом опыте?» (Beck, Emery, 1985).

Клиенты учатся задавать себе те же самые вопросы, которые задавали им консультан­ты. Например, какими бы правильными ни «ощущали» клиенты свои автоматические мысли, клиенты, у которых нарушены отношения, могут подвергать сомнению обосно­ванность этих мыслей, спрашивая себя: «Что свидетельствует в пользу моей интерпре­тации?», «Что противоречит моей интерпретации?», «Следует ли логически из дей­ствий моего супруга/супруги, что он/она имеет мотив, который я приписываю ему/ ей?», «Существует ли альтернативное объяснение его/ее поведения?» (Beck, 1988).

 

Консультанты как гиды — управляемое открытие

 

Существует множество различных граней управляемого открытия. Консультанты мо­гут работать гидами, помогая Клиентам обнаруживать темы, проходящие через их ав­томатические мысли и убеждения. Такие шаги можно предпринять после того, как кон­сультанты и клиенты свяжут убеждения с соответствующим опытом, полученным в прошлом, и совместно проследят, как формировались убеждения. Управляемое откры­тие можно использовать и по-другому — консультанты могут действовать как гиды, помогая клиентам анализировать их возможные логические ошибки, разрабатывая но­вый опыт, предполагающий экспериментирование клиента с различными видами пове­дения. Консультанты не используют льстивые уговоры, споры и индоктринацию для того, чтобы помогать клиентам проверять истинность их мышления и вырабатывать новые убеждения. Вместо этого консультанты побуждают клиентов развивать навыки использования и оценки информации, фактов и вероятностей. При этом перед клиента­ми открываются перспективы, которые являются более реалистическими, чем те перс­пективы, в основе которых лежат их первоначальные мысли.

 

Когнитивные техники

 

Рассмотрим основные когнитивные техники, используемые когнитивными консуль­тантами при оказании клиентам помощи в замене их искаженных автоматических мыс­лей и убеждений более реалистическими способами обработки информации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...