Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проверка реалистичности и корректировка автоматических мыслей




 

Консультанты учат клиентов обращаться со своими мыслями как с гипотезами, требу­ющими проверки, и, если необходимо, отказываться от гипотез или изменять их. Для этого используются следующие методы.

Сократовское расспрашивание. Консультанты могут сформулировать ряд во­просов, которые побудят клиентов подвергнуть сомнению обоснованность своего мыш­ления и выбрать альтернативные интерпретации, которые лучше всего соответствуют фактам. Для того чтобы «разговорить» клиента, целесообразно задать ему такой воп­рос: «Как можно по-другому взглянуть на это?».

Идентификация когнитивных ошибок. Консультанты могут рассказать клиен­там, какие когнитивные ошибки (например, произвольное умозаключение и преувели­чение) допускаются наиболее часто. Клиентов можно попросить идентифицировать ошибки в своем образе мыслей как на занятиях, так и при выполнении домашнего зада­ния. Для этого можно применить методику, в которой используются три колонки. В первой колонке клиенты описывают ситуацию, в которой у них возникают отрица­тельные эмоции; во второй — свои автоматические мысли, а в третьей — допущенные в процессе мышления ошибки.

Декатастрофизация. При декатастрофизации основной задаваемый вопрос та­кой: «Итак, что случится, если это произойдет?». Анализируются вероятность возник­новения и серьезность события, способность клиента справиться с ситуацией, нали­чие поддерживающих факторов, способность клиента принимать самые плохие воз­можные результаты.

Реатрибуция. При реатрибуции производится проверка автоматических мыслей и лежащих в их основе убеждений, рассматриваются альтернативные пути определе­ния ответственности и установления причин. Клиентам можно порекомендовать оце­нить по шкале 0-100% степень ответственности, которую они берут на себя в связи с отрицательными событиями и результатами, которых они опасаются. Задавая клиен­там вопросы, консультант пытается «разговорить» их, генерируя и оценивая альтерна­тивные объяснения.

Переопределение. Переопределение проблем влечет за собой их конкретизацию и изменение формулировки с учетом выполнимости поставленных задач. Например, одинокий человек, который чувствует себя всеми брошенным, может заново опреде­лить свою проблему так: «Я должен обращаться к другим людям и проявлять участие» (Beck, Weishaar, 1989, p. 309-310).

Децентрализация. Децентрализация предполагает оказание клиентам помощи в изменении их убеждения, что все сосредоточены на них. Клиентов можно побуждать более внимательно оценивать действия других людей. Например, другие студенты мо­гут мечтать, глядя на лектора, или делать записи. Кроме того, клиентов можно попро­сить отметить, как часто они сами проявляют внимание к другим. Это поможет клиен­там осознать, как ограниченны их наблюдения. Таким образом, клиенты смогут сде­лать заключение, что наблюдения других людей являются такими же.

Рациональные реакции. Когнитивные консультанты учат клиентов более рацио­нально реагировать на автоматические мысли. И здесь снова важная роль отводится оп­росу, с помощью которого консультанты могут помочь клиентам научиться использовать внутренний монолог скорее себе на пользу, чем против себя. Рассмотрим конкретный пример. Венди позвонил ее муж Хэл и сказал, что он очень занят в офисе. Венди ощутила гнев; у нее возникла такая автоматическая мысль: «Это нечестно, ведь мне тоже прихо­дится работать. Если бы он захотел, то мог бы быть дома вовремя». Рациональная реак­ция Венди на эту автоматическую мысль была следующей: «Его работа отличается от моей. Многие клиенты приходят к нему после работы» (Beck, 1988, р. 264).

Ежедневная регистрация рациональных реакций. Когда клиенты будут к это­му готовы, их можно попросить заполнить колонки, предназначенные для описания рациональных реакций и результатов, в дневнике, озаглавленном «Ежедневная реги­страция автоматических мыслей». В колонке «Результаты» клиенты 1) заново оцени­вают свое убеждение в автоматической(их) мысли(ях) по шкале 0-100 %; 2) опреде­ляют свои последующие эмоции и оценивают их по шкале 0-100 %.

Образные техники. Бек и Эмери описывают множество образных техник (Beck, Emery, 1985). Наибольшее значение имеют оказание клиентам помощи в открытии более реалистических перспектив путем многократного мысленного представления фантазий; проецирование себя в будущее и взгляд оттуда на ситуации, сложившиеся на данный момент; преувеличение образов, например представление, что другим лю­дям наносится чрезмерный вред.

 

Идентификация подспудных убеждений

 

Получить доступ к подспудным убеждениям может оказаться для консультантов и кли­ентов труднее, чем получить доступ к автоматическим мыслям. Можно выделить три главные группы подспудных убеждений. В первую группу входят убеждения, связан­ные с принятием (например, «У меня есть изъян, поэтому я нежеланный»); во вторую группу входят убеждения, связанные с компетентностью (например, «Я — неполно­ценный»); в третью группу входят убеждения, связанные с контролем (например, «Я не могу осуществлять контроль»). О подспудных убеждениях клиентов можно судить по темам их автоматических мыслей. Поведение клиентов, стратегии преодоления труд­ностей и личные истории являются дополнительными источниками для формирования консультантами гипотез, связанных с убеждениями. Большинству клиентов трудно четко сформулировать свои убеждения без помощи со стороны. Как правило, консуль­танты представляют гипотезы клиентам для проверки. Если клиенты с чем-то не согла­шаются, консультанты могут поработать вместе с ними, чтобы более точно сформули­ровать их убеждения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...