Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Травмы, полученные в детстве
Определенные эмоционально отягощенные инциденты, имевшие место в детстве, могут создавать потенциал возникающего в более позднем возрасте расстройства, порождая дисфункциональные основные убеждения (Beck, Emery, 1985). Например, один клиент страдал от ощущения рокового конца и благоговейного ужаса каждый рождественский сезон. Самым ранним воспоминанием, имеющим отношение к этому чувству, было воспоминание о том, как в возрасте семи лет он видел, как его мать увозили в туберкулезный санаторий. У клиента сформировалась следующая основная установка: «Что-то плохое случается в рождественские праздники». Рассмотрим другой пример — пятилетний ребенок отправился в путешествие и, возвратившись, узнал, что его любимая собака умерла; в результате у мальчика сформировалась следующая установка: «Когда я физически нахожусь на большом расстоянии от других, с ними случается что-то плохое». Еще один пример — у семилетнего ребенка, чей отец бросил семью после напряженной борьбы с женой, сформировалась такая основная установка: «Если я рассержу других, они оставят меня».
Плохое обращение в детстве
Плохое обращение с детьми влияет на их чувство собственного достоинства и делает их уязвимыми; у таких детей часто развиваются психические расстройства. Кроме того, родители и значимые другие могут моделировать оскорбительное поведение, которое дети со временем начинают использовать против других людей. Бек (Beck, 1988; Beck et al., 1990) приводит следующий пример. У Гэри периодически возникали сильные вспышки гнева, направленного на Беверли. По мнению Гэри, Беверли все время язвительно разговаривала с ним из-за того, что он не занимается домашней работой. Гэри воспитывался в семье, члены которой контролировали друг друга посредством применения власти и силы. Отец и старший брат запугали Гэри, и у него сформировалась следующая основная схема: «Я — тряпка (слизняк)». Для того чтобы компенсировать эту установку, Гэри усвоил межличностную стратегию запугивания; таким образом он стал противостоять другим людям, которые были склонны доминировать над ним, как ранее это делали члены его семьи. Рассмотрим другой пример психологического насилия в детстве. 28-летняя одинокая женщина страдала от расстройства, характеризующегося паническим страхом (Beck et al., 1990). Однажды она рано пришла домой из школы, и ее мать накричала на нее из-за того, что дочь ее разбудила: «Как ты смеешь прерывать мой сон!». Несмотря на то что мать клиентки много пила и была раздражительной и непредсказуемой, женщина выработала такие убеждения: «Я — плохой ребенок» и «Я дурная, потому что расстраиваю свою мать». Поведение родителей может способствовать развитию у детей в дальнейшем дисфункционального поведения. Например, одна женщина-клиент постоянно критиковала себя безо всякой необходимости. Она стала критиковать себя значительно меньше после того, как заново пережила сцены, связанные с критикой в детстве, и осознала: «Я критикую себя теперь не потому, что это необходимо, а потому, что моя мать всегда критиковала меня, и я переняла эту манеру от нее» (Beck et al., 1990, p. 91).
Социальное научение
Бек (Beck, Weishaar, 1989) поддерживает теорию социального научения. Но, вместе с тем, он подчеркивает, что индивиды имеют уникальную историю научения и по-разному осмысляют происходящие события. Возникновение расстройств личности может быть обусловлено различными причинами. Например, обсессивно-компульсивное и параноидальное поведение может развиваться в качестве компенсации либо может быть обусловлено страхом. В развитии определенных расстройств личности главную роль играет подкрепление соответствующих стратегий родителями и значимыми другими. Например, могут вознаграждаться стратегии зависимой личности, направленные на получение помощи и характеризующиеся стремлением цепляться за родителей, а попытки индивида быть самостоятельным и мобильным могут не поощряться. В развитии стратегий, наблюдающихся при расстройствах личности, важную роль может играть идентификация с другими членами семьи. Кроме того, изначально имеющуюся предрасположенность может усиливать отрицательный жизненный опыт; например застенчивый ребенок может превратиться в замкнутого человека. Моделирование — ключевой процесс в теории социального научения. Например, супруги или партнеры помнят о том, как вели себя их родители. Моделирование поведения родителей обеспечивает создание основных правил (определяется, что следует и чего не следует делать), которых дети начинают придерживаться, создав собственную семью. Бек (Beck, 1988) приводит следующий пример. Венди и Хэл поженились, когда были очень молодыми. Им было трудно освободиться от родительского моделирования и подкрепления. Венди усвоила от матери традиционное правило: «Главная функция жены — заботиться о муже». Венди не всегда удавалось соблюдать это правило, и она принялась унижать себя. Отец Хэла подчеркивал, что надо во всем добиваться совершенства, в связи с этим у Хэла сформировалась следующая установка: «Я никогда не смогу делать что-либо правильно». Мать Хэла закрепила неуверенность сына в себе, потому что отрицательно относилась к мужчинам: «Мужчины ничего не могут делать — они слабы и беспомощны». Правила и установки Хэла сделали его уязвимым, у него возникли трудности в браке, и ему не удавалось с ними справиться.
Неадекватный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией
Люди могут получить неадекватный личный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией. Например, для того чтобы оценить состояние встревоженного человека, надо определить, насколько он способен справиться с угрозой. Мальчик, развивший навыки, позволяющие справляться с ситуацией, столкнувшись с хулиганом, вероятно, будет меньше беспокоиться. Люди, которым не удалось развить адекватные навыки ассертивности, как правило, в большей степени склонны к депрессии, потому что, во-первых, их чувство собственного достоинства страдает из-за действий, совершенных другими, и, во-вторых, они могут сами унижать себя из-за отсутствия уверенности в себе. У большинства людей недостаточно развиты навыки супружеского общения, «поэтому между людьми неизбежно возникают непрерывные трения, отсутствует взаимопонимание и развивается фрустрация» (Beck, 1988, р. 275). Вот правила разговорного этикета, которые, возможно, были плохо усвоены: настраивание на «волну» партнера, подача сигналов, свидетельствующих о выслушивании, неприемлемость перебивания собеседника, задавание вопросов, необходимость дипломатичности и такта. Мальчики в большей степени, чем девочки, склонны к научению дурным диалоговым навыкам, поскольку они чаще используют определенного рода слова для того, чтобы повысить свой статус и добиться доминирования, а не для того, чтобы «навести мосты».
Активизация уязвимости
Термин когнитивный сдвиг используется для описания замены когнитивной обработки информации, осуществляемой на нормальном или более высоком уровне, обработкой информации с помощью патологических первичных схем. При различных расстройствах энергия может использоваться для того, чтобы активизировать бессознательные модели, или для того, чтобы затормозить процесс их использования. Например, при депрессии, генерализованных тревожных расстройствах и приступах паники возбуждаются, соответственно, депрессивный, связанный с опасностью и связанный с паникой образы действий. Концепция образа действия отражает манеру, в которой выражена схема. Например, результатом формирования схемы «я неспособный» может являться преобладание катастрофических когниций (если активизируется образ действий, связанный с тревогой) или преобладание самообвинения и когниций безнадежности (если активизируется депрессивный образ действий). Мышление и поведение, показывающие уязвимость, — это вопрос степени. Согласно гипотезе непрерывности, в основе тревожной депрессии и расстройств личности лежит «преувеличение» механизмов нормального функционирования. Люди могут приобретать дисфункциональные схемы, правила, автоматические мысли и поведения, но при этом не активизировать их так, чтобы они стали полностью развившимися расстройствами или чрезвычайно разрушительными факторами, играющими роль в брачных отношениях. Когнитивный сдвиг происходит тогда, когда люди чувствуют, что их жизненные интересы находятся под угрозой или им наносится ущерб. Часто, в самом начале, сдвиг в направлении психопатологии происходит в ответ на действие сильных стрессовых факторов. В дальнейшем такой сдвиг может быть индуцирован менее серьезными стрессовыми факторами (A. Butler, личное общение, 8 апреля 1994 года). На протяжении жизни у людей многократно происходят такого рода активизации; в результате люди становятся все более и более чувствительными к действию запускающих реакцию факторов и им начинают требоваться субъективно менее серьезные стрессовые факторы для того, чтобы вызвать сдвиг. Рассмотрим пример развития уязвимости и связанного с этим развитием когнитивного сдвига. Человек периодически впадает в состояние депрессии; причем первый раз, возможно, депрессия была вызвана серьезным стрессовым фактором (например, потерей работы). В дальнейшем приступы депрессии могут возникать при воздействии относительно менее серьезных и не имеющих непосредственного отношения к делу стрессовых факторов (например, данный человек может узнать, что уволили с работы его друга, работающего совсем в другой сфере); в таких случаях стрессовые факторы приобретают особое значение в связи с получением в прошлом соответствующего опыта. Бек полагает, что при неэндогенной однополярной депрессии у людей имеется когнитивная уязвимость, развившаяся в связи с неприятными жизненными событиями или рядом травмирующих переживаний. Бек (Beck, 1983, 1991) предполагает, что к депрессии предрасположены люди социотропного и автономного типов; депрессия возникает у них после переживания потери. Социально зависимые, или социотроп-ные, люди высоко ценят близость и возможность с кем-нибудь поделиться. Их когнитивную уязвимость усиливают социальная депривация, разрыв отношений и отвержение. Например, у социотропного человека, потерявшего в детстве родителя, разрыв отношений с кем-либо из близких людей может активизировать схему необратимой потери, внедренную в сознание при получении соответствующего опыта в прошлом. Автономные люди ценят самостоятельное достижение целей, мобильность и обособленные удовольствия. Их когнитивная уязвимость, по всей вероятности, усиливается при поражениях, неудачах, уменьшении мобильности, навязывании конформизма. Бек выделяет три фактора, которые активизируют генерализованные тревожные расстройства или ускоряют протекание связанных с этими процессами патологических процессов (Beck, Emery, 1985). Во-первых, люди могут столкнуться с повышенными требованиями, например после рождения ребенка или при продвижении по службе. Во-вторых, люди могут ощущать серьезную угрозу. Например, такую угрозу ощущает молодая мать, имеющая младенца, у которого повышена восприимчивость к инфекциям, или служащий, получивший враждебно настроенного нового босса. В-третьих, стрессовые события и коренные перемены могут подорвать уверенность человека в себе. Например, молодой адвокат потерпел неудачу в судебном расследовании и примерно в to же время услышал от своей подруги, что она не любит его. Этот человек, боясь за свое будущее как адвоката и семейного человека, стал хронически тревожным. Часто ускоряющие факторы взаимодействуют с уже имеющимися проблемами. Активизирующие стрессовые факторы получают силу, ударяя по специфической уязвимости людей. Например, у матери, непрестанно испытывавшей сильное беспокойство после рождения ребенка, обострилось застарелое чувство несоответствия. Молодой адвокат всегда волновался из-за того, что он, по его собственному мнению, недостаточно обаятелен, теперь же он стал бояться, что никогда не найдет хорошую супругу.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |