Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техники, используемые при выполнении домашнего задания




 

Клиенты должны неоднократно бросать вызов своим иррациональным убеждениям и практиковаться в использовании навыков оспаривания как для того, чтобы закрепить эти навыки, так и для того, чтобы подкреплять новые рациональные философии. В РЭПК используются различные методы, которые целесообразно применять при выполнении до­машнего задания для развития навыков оспаривания.

Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощ­ряют клиентов записывать занятия и прослушивать каждую сделанную запись по не­сколько раз.

Использование бланков, предназначенных для оказания самопомощи. Консультанты поощряют клиентов заполнять бланки, предназначенные для оказания самопомощи. Консультанты, проверяя бланки, обращают внимание на то, насколько точно клиенты обсуждают свои иррациональные убеждения. Например, заполняя фор­му, составленную Сичелем и Эллисом (Sichel, Ellis, 1984), клиенты идентифицируют активизирующее событие (А) и последствия или условия (П), которые они хотели бы изменить. Затем лист делится на три колонки. В первой колонке клиенты обводят кружком те из 13 иррациональных убеждений (У) (например, «Я ДОЛЖЕН все делать хорошо или очень хорошо!», «Люди ДОЛЖНЫ соответствовать моим ожиданиям, ина­че жизнь становится УЖАСНОЙ!»), которые ведут к определенным последствиям (П). Кроме того, клиенты могут добавлять другие имеющие для них значение иррациональ­ные убеждения. Во второй колонке имеется место для того, чтобы можно было оспо­рить (Д) каждое обведенное кружком иррациональное убеждение. В третьей колонке клиенты записывают эффективные рациональные убеждения (Э), которыми можно за­менить иррациональные убеждения. На бланке также отведено место для описания по­ведения и чувств, пережитых после формирования эффективных рациональных убеж­дений. Форма (бланк) заканчивается следующей самодекларацией, в которой говорится о необходимости работать и постоянно практиковаться: «Я БУДУ УПОРНО ТРУ­ДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ВЫРАБОТАННЫЕ МНОЮ ЭФФЕКТИВНЫЕ РАЦИ­ОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ; Я БУДУ ПОВТОРЯТЬ ИХ САМОМУ СЕБЕ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ, И ЭТО ПОМОЖЕТ МНЕ МЕНЬШЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕ­МЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ МЕНЕЕ ПАГУБНО В БУДУЩЕМ» (Sichel, Ellis, 1984, p. 2).

Другая форма, предназначенная для оказания самопомощи, известна как ДИУ (Дискутирование иррациональных убеждений). ДИУ состоит из шести вопросов: «Ка­кое убеждение я хочу оспорить?»; «Можно ли рационально отстаивать данное убежде­ние?»; «Можно ли доказать верность данного убеждения?»; «Можно ли доказать не­верность данного убеждения?»; «Что самое плохое может случиться со мной, если я никогда не достигну того, чего хотел в связи с данным убеждением?»; «Что хорошее может произойти, если я никогда не достигну того, чего хотел?» (Dryden, Ellis, 1986).

Карточки-напоминания. Клиенты могут записывать рациональные самодекла­рации на карточках 3x5 см и повторять их в промежутках между занятиями.

Перечисление неудобств. Клиентов можно попросить перечислить десять неу­добств, связанных с уклонением от определенного вида поведения (например, от пуб­личных выступлений), и ежедневно просматривать составленный список (Ellis, 1991e).

Применение РЭПК к другим. Клиентов можно побуждать практиковаться, расска­зывая друзьям и родственникам о возникших у них нарушениях душевного равновесия.

Визуализация. Клиентов можно научить мысленно представлять самих себя спра­вляющимися со знанием дела с проблемами, которых они в настоящее время боятся.

Библиотерапия. Можно вменить клиентам в обязанность чтение книг, посвящен­ных оказанию самопомощи. Например, рекомендуются следующие книги: Эллис (Ellis, 1977а, 1988), Эллис и Беккер (Ellis, Becker, 1982), Эллис иХарпер (Ellis, Harper, 1975). Эллис (Ellis, 1993d) хорошо представляет, каковы преимущества и недостатки изуче­ния материалов по самопомощи.

Кассеты, предназначенные для оказания самопомощи. Эллис выпустил мас­су аудио- и видеокассет, включая «Решение эмоциональных проблем» (Solving Emo­tional Problems) (19825), «Как быть счастливым и при этом человечным» (How to be Happy though Human) (1984) и «Как перестать беспокоиться и начать жить» (How to Stop Worrying and Start Living) (1987b). Многие клиенты считают, что эти кассеты являются полезными.

 

Селекция иррациональных убеждений

 

Консультантам следует показать клиентам, как можно отличать иррациональные убеж­дения от рациональных. Консультанты также могут научить клиентов показывать са­мим себе, как иррациональные убеждения ведут к возникновению неадекватных чувств и формированию пагубного поведения, а рациональные убеждения — к достижению положительных результатов. Для того чтобы развить этот навык, можно воспользо­ваться отчетами, которые клиенты составляют в процессе выполнения домашнего за­дания. Вернемся к рассмотренному выше примеру «Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил работу». Клиентам можно предложить пе­речислить рациональные убеждения (рУ), основанные на предпочитающем мышле­нии (на стремлениях и желаниях) на одном листе, а иррациональные убеждения (иУ), основанные на требованиях или командах, — на другом листе. Затем клиентов мож­но попросить перечислить желательные последствия, возникающие на базе рацио­нальных убеждений, а также нежелательные последствия, возникающие на базе ир­рациональных убеждений. Выше я перечислил иррациональные убеждения и их по­следствия для активизирующего события «не смог получить работу». Поэтому сей­час, я перечислю только рациональные убеждения и их последствия (Ellis, 1976, 1988).

 

А Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил

работу.

 

рУ «Как тяжело получать отказ!» «Я не люблю получать отказы». «Мне хотелось бы, чтобы меня приняли на работу». «Как это раздражает!»

«Похоже, мне будет трудно получить ту работу, которую я хочу».

 

П Желательные эмоциональные последствия: печаль и сожаление, фрустра­ция и раздражение, намерение продолжать пробовать. Желательные поведенческие последствия: длительный поиск работы; по­пытка развить соответствующие навыки.

 

Дискутирована: эмотивные техники

 

Энергичное дискутирована

 

Энергичное (решительное) оспаривание могут применять и консультанты в отноше­нии клиентов, и клиенты в отношении самих себя (Ellis, 1993e). Так как многие ирраци­ональные убеждения подразумевают «горячие» когниции, которые включают в себя сильно выраженный эмоциональный компонент, требуется убедительное и решитель­ное оспаривание. Консультантам часто приходится аргументировать, убеждать, а так­же указывать клиентам на слабые, нелогичные места в их убеждениях. Мягкого или не слишком энергичного дискутирования может оказаться недостаточно. Эллис показал программисту Роджеру, как можно создавать сильные антитревожные утверждения, касающиеся публичных выступлений, и убежденно повторять их себе. Например, в данном случае Роджеру было бы полезно часто повторять утверждение: «Я НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не должен говорить во время публичных выступлений хорошо и спокойно, хотя было бы хорошо, если бы мне это удавалось!» (Ellis, 1991e, р. 454). Кроме того, Эллис разработал вместе с Роджером диалог, который ему следовало вести с самим собой. В этот диалог были включены некоторые наиболее глубокие иррацио­нальные убеждения Роджера, такие как: «Я — нервный недотепа, которому лучше быть немым, чем выставлять себя дураком на публике!». В этом диалоге Роджер решитель­но, убедительно и горячо оспаривал подобные иррациональные утверждения. Клиенты могут записывать такие кассеты для себя, выполняя домашнее задание, причем переде­лывать записи так, чтобы они получались еще более яркими. Эти записи клиенты мо­гут проигрывать для себя, для своих консультантов, а при групповом консультирова­нии — для других членов группы.

Обратное разыгрывание ролей — другой вид энергичного оспаривания, использу­ющийся в РЭПК. Например, Эллис играл роль Роджера, стойко придерживаясь некото­рых его иррациональных убеждений, чтобы Роджер мог на практике научиться энер­гично нападать на них (Ellis, 1993e).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...