Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Техники, используемые при выполнении домашнего задания
Клиенты должны неоднократно бросать вызов своим иррациональным убеждениям и практиковаться в использовании навыков оспаривания как для того, чтобы закрепить эти навыки, так и для того, чтобы подкреплять новые рациональные философии. В РЭПК используются различные методы, которые целесообразно применять при выполнении домашнего задания для развития навыков оспаривания. Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощряют клиентов записывать занятия и прослушивать каждую сделанную запись по несколько раз. Использование бланков, предназначенных для оказания самопомощи. Консультанты поощряют клиентов заполнять бланки, предназначенные для оказания самопомощи. Консультанты, проверяя бланки, обращают внимание на то, насколько точно клиенты обсуждают свои иррациональные убеждения. Например, заполняя форму, составленную Сичелем и Эллисом (Sichel, Ellis, 1984), клиенты идентифицируют активизирующее событие (А) и последствия или условия (П), которые они хотели бы изменить. Затем лист делится на три колонки. В первой колонке клиенты обводят кружком те из 13 иррациональных убеждений (У) (например, «Я ДОЛЖЕН все делать хорошо или очень хорошо!», «Люди ДОЛЖНЫ соответствовать моим ожиданиям, иначе жизнь становится УЖАСНОЙ!»), которые ведут к определенным последствиям (П). Кроме того, клиенты могут добавлять другие имеющие для них значение иррациональные убеждения. Во второй колонке имеется место для того, чтобы можно было оспорить (Д) каждое обведенное кружком иррациональное убеждение. В третьей колонке клиенты записывают эффективные рациональные убеждения (Э), которыми можно заменить иррациональные убеждения. На бланке также отведено место для описания поведения и чувств, пережитых после формирования эффективных рациональных убеждений. Форма (бланк) заканчивается следующей самодекларацией, в которой говорится о необходимости работать и постоянно практиковаться: «Я БУДУ УПОРНО ТРУДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ВЫРАБОТАННЫЕ МНОЮ ЭФФЕКТИВНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ; Я БУДУ ПОВТОРЯТЬ ИХ САМОМУ СЕБЕ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ, И ЭТО ПОМОЖЕТ МНЕ МЕНЬШЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ МЕНЕЕ ПАГУБНО В БУДУЩЕМ» (Sichel, Ellis, 1984, p. 2). Другая форма, предназначенная для оказания самопомощи, известна как ДИУ (Дискутирование иррациональных убеждений). ДИУ состоит из шести вопросов: «Какое убеждение я хочу оспорить?»; «Можно ли рационально отстаивать данное убеждение?»; «Можно ли доказать верность данного убеждения?»; «Можно ли доказать неверность данного убеждения?»; «Что самое плохое может случиться со мной, если я никогда не достигну того, чего хотел в связи с данным убеждением?»; «Что хорошее может произойти, если я никогда не достигну того, чего хотел?» (Dryden, Ellis, 1986). Карточки-напоминания. Клиенты могут записывать рациональные самодекларации на карточках 3x5 см и повторять их в промежутках между занятиями. Перечисление неудобств. Клиентов можно попросить перечислить десять неудобств, связанных с уклонением от определенного вида поведения (например, от публичных выступлений), и ежедневно просматривать составленный список (Ellis, 1991e). Применение РЭПК к другим. Клиентов можно побуждать практиковаться, рассказывая друзьям и родственникам о возникших у них нарушениях душевного равновесия. Визуализация. Клиентов можно научить мысленно представлять самих себя справляющимися со знанием дела с проблемами, которых они в настоящее время боятся. Библиотерапия. Можно вменить клиентам в обязанность чтение книг, посвященных оказанию самопомощи. Например, рекомендуются следующие книги: Эллис (Ellis, 1977а, 1988), Эллис и Беккер (Ellis, Becker, 1982), Эллис иХарпер (Ellis, Harper, 1975). Эллис (Ellis, 1993d) хорошо представляет, каковы преимущества и недостатки изучения материалов по самопомощи. Кассеты, предназначенные для оказания самопомощи. Эллис выпустил массу аудио- и видеокассет, включая «Решение эмоциональных проблем» (Solving Emotional Problems) (19825), «Как быть счастливым и при этом человечным» (How to be Happy though Human) (1984) и «Как перестать беспокоиться и начать жить» (How to Stop Worrying and Start Living) (1987b). Многие клиенты считают, что эти кассеты являются полезными.
Селекция иррациональных убеждений
Консультантам следует показать клиентам, как можно отличать иррациональные убеждения от рациональных. Консультанты также могут научить клиентов показывать самим себе, как иррациональные убеждения ведут к возникновению неадекватных чувств и формированию пагубного поведения, а рациональные убеждения — к достижению положительных результатов. Для того чтобы развить этот навык, можно воспользоваться отчетами, которые клиенты составляют в процессе выполнения домашнего задания. Вернемся к рассмотренному выше примеру «Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил работу». Клиентам можно предложить перечислить рациональные убеждения (рУ), основанные на предпочитающем мышлении (на стремлениях и желаниях) на одном листе, а иррациональные убеждения (иУ), основанные на требованиях или командах, — на другом листе. Затем клиентов можно попросить перечислить желательные последствия, возникающие на базе рациональных убеждений, а также нежелательные последствия, возникающие на базе иррациональных убеждений. Выше я перечислил иррациональные убеждения и их последствия для активизирующего события «не смог получить работу». Поэтому сейчас, я перечислю только рациональные убеждения и их последствия (Ellis, 1976, 1988).
А Я отправился на собеседование, желая поступить на работу, и не получил работу.
рУ «Как тяжело получать отказ!» «Я не люблю получать отказы». «Мне хотелось бы, чтобы меня приняли на работу». «Как это раздражает!» «Похоже, мне будет трудно получить ту работу, которую я хочу».
П Желательные эмоциональные последствия: печаль и сожаление, фрустрация и раздражение, намерение продолжать пробовать. Желательные поведенческие последствия: длительный поиск работы; попытка развить соответствующие навыки.
Дискутирована: эмотивные техники
Энергичное дискутирована
Энергичное (решительное) оспаривание могут применять и консультанты в отношении клиентов, и клиенты в отношении самих себя (Ellis, 1993e). Так как многие иррациональные убеждения подразумевают «горячие» когниции, которые включают в себя сильно выраженный эмоциональный компонент, требуется убедительное и решительное оспаривание. Консультантам часто приходится аргументировать, убеждать, а также указывать клиентам на слабые, нелогичные места в их убеждениях. Мягкого или не слишком энергичного дискутирования может оказаться недостаточно. Эллис показал программисту Роджеру, как можно создавать сильные антитревожные утверждения, касающиеся публичных выступлений, и убежденно повторять их себе. Например, в данном случае Роджеру было бы полезно часто повторять утверждение: «Я НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не должен говорить во время публичных выступлений хорошо и спокойно, хотя было бы хорошо, если бы мне это удавалось!» (Ellis, 1991e, р. 454). Кроме того, Эллис разработал вместе с Роджером диалог, который ему следовало вести с самим собой. В этот диалог были включены некоторые наиболее глубокие иррациональные убеждения Роджера, такие как: «Я — нервный недотепа, которому лучше быть немым, чем выставлять себя дураком на публике!». В этом диалоге Роджер решительно, убедительно и горячо оспаривал подобные иррациональные утверждения. Клиенты могут записывать такие кассеты для себя, выполняя домашнее задание, причем переделывать записи так, чтобы они получались еще более яркими. Эти записи клиенты могут проигрывать для себя, для своих консультантов, а при групповом консультировании — для других членов группы. Обратное разыгрывание ролей — другой вид энергичного оспаривания, использующийся в РЭПК. Например, Эллис играл роль Роджера, стойко придерживаясь некоторых его иррациональных убеждений, чтобы Роджер мог на практике научиться энергично нападать на них (Ellis, 1993e).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |