Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости




 

Эллис выдвинул гипотезу, согласно которой тревога Эго тесно связана с чувствами стыда, вины, смущения и унижения. Следовательно, чем сильнее люди противостоят иррациональным убеждениям, стоящим за этими чувствами, тем ниже вероятность того, что они нарушат свое душевное равновесие. Клиентов побуждают публично со­вершать такие действия, которые они расценивают как особенно постыдные или сму­щающие. Например, клиенты могут громко требовать остановить движение, находясь в лифтах, автобусах или поездах метро или громко просить продать им имеющие отно­шение к сексу предметы в аптеках. Цель этих упражнений — доказать, что данное по­ведение само по себе в действительности не является постыдным и его можно осуще­ствлять, ощущая относительный комфорт и принимая себя (Ellis, 1980). Кроме того, консультанты побуждают клиентов бороться с чувством стыда посредством увеличе­ния степени самораскрытия тех своих сторон, которые клиенты воспринимают как по­стыдные или которые, по их ощущению, другие люди воспринимают как постыдные.

 

Обучение навыкам (тренинг навыков)

 

Различие между поведенческими и познавательными навыками является неопределен­ным. Всегда, когда консультанты помогают клиентам развивать поведенческие навыки (например, ассертивность и навыки общения), они обучают клиентов когнитивно рас­сматривать имеющиеся у них иррациональные убеждения и производные самодеклара­ции. Иногда консультанты рекомендуют клиентам стремиться к получению дополни­тельного опыта, необходимого для приобретения соответствующих навыков. Напри­мер, Эллис полагал, что у Роджера, который боялся публичных выступлений, были недостаточно развиты профессиональные навыки ассертивности, например Роджер не отказывался проводить презентации даже тогда, когда он был к ним не готов. Эллис порекомендовал Роджеру пройти шестинедельный курс развития ассертивности в сво­ем Институте, а также записаться на пятимесячные курсы, на которых слушателей обучали искусству публичных выступлений (такие курсы были организованы в мест­ном колледже) (Ellis, 1991e).

 

Использование вознаграждений и наказаний

 

Консультанты, практикующие РЭПК, используют вознаграждения и наказания, чтобы побуждать клиентов выполнять домашнее задание и работать по программам самоизменения (Ellis, 1980; Dryden, Ellis, 1986). Например, каждый раз, когда Роджер запол­нял РЭТ-отчет по самопомощи или выступал с публичной речью, он вознаграждал себя прослушиванием одного из своих любимых компакт-дисков. Всякий раз, когда Родже­ру не удавалось выполнить задание, он в течение 30 минут разговаривал со своей скуч­ной тетей. Два раза поговорив с нею, Роджер стал успешно справляться со всеми зада­ниями! (Ellis, 1991е).

 

Решение проблем

 

Клиенты подчиняют цели (Ц) активизирующим событиям (А), происходящим в их жизни. Поставленные цели порождают множество практических реальных проблем, которые требуют разрешения. Например, большое значение могут иметь получение хорошего образования, поиски супруга, получение подходящей работы, успешная про­фессиональная деятельность. Клиенты могут свободно выбирать — они могут решать реальные проблемы или расстраиваться по поводу их возникновения. Если клиенты предпочитают расстраиваться, у них возникает эмоциональная проблема, связанная с действительно существующей проблемой. В таких случаях консультанты могут помочь клиентам обнаружить и активно обсудить соответствующие иррациональные убежде­ния. Иногда целесообразно порекомендовать клиентам не заниматься практическими трудностями до тех пор, пока они не справятся со связанными с ними эмоциональными трудностями. Например, один супруг или оба супруга могут отложить принятие реше­ния о разводе до тех пор, пока они не дадут себе шанс выяснить, не смогут ли они счас­тливо жить вместе, если ослабят свои иррациональные убеждения.

Консультанты охотно помогают клиентам решать реальные проблемы. Однако тог­да, когда это необходимо, консультанты настаивают на необходимости решительного обнаружения и оспаривания лежащих в основе данных проблем иррациональных убеж­дений. Способствуя решению проблем своих клиентов, консультанты помогают им чет­ко определять эти проблемы и формулировать цели, разрабатывать и оценивать аль­тернативные стратегии, намечать в общих чертах шаги, необходимые для достижения целей, определять ресурсы и обеспечение, а также развивать практические навыки, необходимые для достижения успеха.

 

Преодоление сопротивления

 

Когда клиенты оказывают сопротивление консультантам и не справляются с до­машним заданием, это главным образом, связано с тем, что у клиентов имеются следу­ющие иррациональные убеждения (Ellis, 1986a): 1) «Я должен преуспеть в изменении»; 2) «Вы (консультант и другие) должны помочь мне измениться» и 3) «Мое изменение должно произойти быстро и легко». Основываясь на таких убеждениях (У), сопротив­ляющиеся получают отрицательные эмоциональные последствия, например депрессию и жалость к себе, и отрицательные поведенческие последствия, например промедле­ние и уклонение от совершения действий. Кроме того, сопротивляющиеся применяют производные иррациональных убеждений, такие как нагнетание страха. Суть основно­го подхода, использующегося в РЭПК при сопротивлении клиентов, можно сформулировать так: консультанты учат клиентов находить и энергично обсуждать главные ир­рациональные убеждения, лежащие в основе их сопротивления. Если клиенты оказы­вают консультантам сопротивление, можно применять следующие техники:

Использование рациональных, помогающих справиться с ситуацией, са­модеклараций. Клиенты могут постоянно говорить себе: «Терапия не должна быть легкой. Я могу извлекать пользу из трудностей, с которыми сталкиваюсь» (Ellis, 1986a, р. 262).

Реферирование. Реферирование подразумевает перечисление неудобств, возни­кающих вследствие оказания сопротивления, и преимуществ, которые можно полу­чить, активно работая вместе с консультантом, а также регулярный просмотр и обду­мывание составленных списков.

Обращение других «в свою веру». Поощрение сопротивляющихся клиентов применять методики, использующиеся в РЭПК, к друзьям и родственникам.

 

Закрепление изменения

 

Консультанты, практикующие РЭПК, связаны обязательством помогать клиентам сохранять изменения. Однако Эллис (Ellis, 1988) признает, что существует вероят­ность возникновения рецидивов. На самом первом занятии консультанты объясняют клиентам, что они смогут измениться и сохранить изменения только упорно работая и практикуясь. В ходе консультирования клиентам объясняют, какие упражнения им следует выполнять дома, чтобы развивать приобретенные навыки как в промежутках между занятиями, так и после окончания курса консультирования. Когда клиенты об­наруживают, что у них явно возник рецидив, консультанты предлагают им вновь обра­титься к АУП и определить, что они сделали, чтобы вернуться к старым моделям. За­тем консультанты рекомендуют клиентам энергично оспорить (Д) соответствующие иррациональные убеждения. Консультанты советуют клиентам пробовать снова и сно­ва, до тех пор, пока они полностью не заменят иррациональные убеждения эффектив­ными новыми философиями (Э).

 

Другие применения

 

Групповое РЭПК используется как в сочетании с индивидуальным консультирова­нием, так и само по себе (Ellis, 1992b). Членов групп РЭПК обучают выявлять ирраци­ональные убеждения друг у друга и оспаривать их (Ellis, 1989). Члены группы также развивают навыки борьбы со своими иррациональными убеждениями, выводящими Эго из состояния равновесия, посредством раскрытия материала, воспринимаемого ими как опасный. Кроме того, клиенты, работающие в группах, могут принимать участие в ролевых играх с целью развития ассертивности и других навыков общения.

Эллис проявляет особый интерес к применению РЭПК при возникновении у клиен­тов проблем, связанных с семейными отношениями (Ellis, 1986b, 1991b, 1991d, 1993с). Консультанты обычно рекомендуют супругам или партнерам приходить на консульта­цию вместе, внимательно выслушают жалобы обеих сторон, а затем объясняют парт­нерам, что, хотя их жалобы активно описывают поведение в А, их расстройство в П неоправданно. В частности, консультанты фокусируют внимание клиентов на убеж­дениях долженства, порождающих враждебность. Консультанты также часто обучают партнеров навыкам достижения компромисса и навыкам общения. При работе с члена­ми одной семьи консультанты, практикующие РЭПК, учат и родителей, и детей быть терпимыми к себе и к другим людям, несмотря на то что определенное поведение мо­жет быть весьма неприятным.

Книги Эллиса и записанные им кассеты внесли значительный вклад в обучение аме­риканцев и жителей других стран тому, как жить более эффективно. Эллис также ока­зал сильное влияние на многих специалистов, которые занимались (и занимаются) со­ставлением руководств по оказанию самопомощи. Пожалуй, Эллис является одним из наиболее влиятельных англоговорящих психологов-педагогов двадцатого века; он сде­лал очень многое для обучения обычных людей навыкам преодоления эмоциональных расстройств и помог многим людям стать самоактуализирующимися личностями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...