Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. СПЭ при расследовании отдельных видов преступлений




 

При расследовании убийств наиболее распространенным видом СПЭ является диагностика состояния аффекта.

Психологическая диагностика аффекта у человека на момент совершения инкриминируемых действий включает в себя: а) ретроспективный анализ психического состояния субъекта, его влияния на сознание и деятельность; б) изучение индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, степени его устойчивости к эмоциогенным ситуациям, склонности к аккумуляции аффективных переживаний; в) изучение влияния возрастных особенностей и временно ослабляющих организм факторов; г) изучение и психологическую оценку ситуации, в которой совершенно преступление.

Основной вопрос, который выносится на данный вид СПЭ:

- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния (какого именно) в состоянии аффекта?

Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом арсенале личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте продуцирует резкое понижение способности человека сознательно руководить своими действиями. Уголовный Кодекс учитывает это, признавая сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность (ст.116 УК Украины).

В компетенцию СПЭ по делам об изнасиловании входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности, уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.

Основные вопросы, разрешаемые в этом случае:

- С учетом психического состояния и психологических особенностей потерпевшей могла ли она правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

- С учетом психического состояния и психологических особенностей потерпевшей могла ли она оказывать действенное сопротивление?

Обязательным данный вид экспертизы является в отношении несовершеннолетних.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этими обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность (или беззащитность) характеризуется неспособностью потерпевшей (потерпевшего) правильно понимать характер и значение ситуации и действия окружающих людей, а также и руководить своими действиями. Беспомощность может быть связана с физическим или психическим состоянием жертвы (малолетний или престарелый возраст, физические недостатки, психическое расстройство и др.).

В ситуации, когда необходимо проведение СПЭ несовершеннолетнего обвиняемого, в отношении его способности правильно оценивать, понимать и интерпретировать состояние потерпевшей выносятся следующие вопросы:

- с учетом особенностей психического развития несовершеннолетнего и его психического состояния, содержание ситуации совершения сексуального посягательства мог ли несовершеннолетний полностью сознавать значение своих противоправных действий?

- с учетом особенностей психического развития обвиняемого и его психического состояния можно ли сделать вывод о том, что он мог правильно оценивать психическое состояние и поведение потерпевшей?

- в какой мере несовершеннолетний при его психическом развитии и психическом состоянии, а также с учетом содержания ситуации сексуального посягательства мог руководить своими действиями?

- имеются ли у подэкспертного признаки отставания в психическом развитии и, если имеются, в чем они выражаются; каковы их причины?

- с учетом наличия отставания (если оно установлено) мог ли подэкспетрный осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в момент совершения общественно опасного деяния?

- с учетом наличия и характера указанного отставания в психическом развитии мог ли он руководить своими действиями в этот момент?

 

Тема 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

 

Цель: рассмотреть психологические принципы работы с лицами, которые находятся в местах лишения свободы; основное содержание психологической ресоциализации и реадаптации освобождаемых из пенитенциарных учреждений.

 

Алгоритм проведения занятия

 

I. Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1.1. Психологическое содержание условий депривации.

1.2. Основные принципы работы с лицами, которые содержатся в пенитенциарных учреждениях.

1.3. Психологическое содержание процессов ресоциализации и реадаптации личности осужденного, к лишению свободы.

 

II. Изучить и аннотировать работу

 

2.1. Васильев В.Л. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.321 – 329.

 

III. Рефераты

 

3.1. Психология экстремально-юридической деятельности.

3.2. Особенности функционирования механизма реадаптации осужденного к лишению свободы.

 

IV. Экспериментальное исследование

 

4.1. Зарубежные психологи К.Р.Бартол и Ф.Мэнахэм изучали проблему особенностей социально-психологического восприятия преступников населением и сотрудниками правоохранительных органов. Было, в частности, установлено, что внешне привлекательные преступники по сравнению с непривлекательными получают менее строгие наказания (особенно в судах присяжных) и одновременно при отбытии наказания в местах лишения свободы со стороны персонала к ним применяются менее строгие дисциплинарные меры, чем в отношении лиц, осужденных за аналогичные преступления, но имеющих непривлекательную наружность.

 

Вопросы

1. Могут ли, по вашему мнению, существовать такие зависимости?

2. Если да, то чем вы можете это объяснить? Имеют ли здесь место проявления психологии восприятия? Какие именно социально-психологические механизмы (эффекты) межличностного восприятия здесь сказываются?

 

4.2. Осужденный М. посещал сеансы индивидуальной психологической коррекции, направленные на устранение криминальных ценностных ориентаций и формирования готовности к законопослушному поведению на свободе. По мнению психолога, психокоррекционные мероприятия проходили успешно.

На завершающей стадии психокоррекционной работы (после девятого сеанса) осужденный стал хмурым, неразговорчивым, а однажды ночью предпринял попытку суицида, но был спасен дежурным нарядом. Свой поступок осужденный объяснил тем, что «ему ужасно стыдно за то, как жил на свободе, и дальнейшего смысла жизни он не видит».

 

Вопросы

1. Чем, на ваш взгляд, могли быть вызваны негативные психологические изменения осужденного, хотя, по мнению психолога, он применял методы, дающие только положительный эффект?

2. Несет ли психолог ответственность за судьбу своих клиентов, и если да, то какую?

 

 

V. Рекомендованная литература

 

5.1. Конспект лекций по теме: «Пенитенциарная психология».

5.2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С. 604 – 632.

5.3. Исправительно-трудовая психология: Учебн. пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред. К.К. Платонова и др. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. – С. 298-316.

5.4. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001. – С. 437-451.

5.5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 603 – 616.

5.6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – С. 130 – 155.

5.7. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. – М.: Изд-во юр. лит., 1991. – 234с.

5.8. Хохряков Г.Ф., Саркисов Г.С. Преступления осужденных: причины и предупреждение. – Ер.: Айастан, 1988. – С. 118-154.

5.9. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С. 321 – 329.

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

 

Основные понятия:депривация, пенитенциарные учреждения, раскаяние, реадаптация, ресоциализация, фрустрация.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...