Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Правосознание личности и ее законопослушное поведение




Правосознание – это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Более узко, правосознание – сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и соответствующей регуляцией поведения.

Законопослушное поведение– поведение социально адаптивное, при котором происходит осознание и принятие культурных и моральных ценностей, развито чувство долга, над которым осуществляется устойчивый контроль и оно адекватно реальным условиям жизни.

Психологическими особенностями законопослушного поведения выступают аспекты правоориентировочного характера:

- гармонично развитые духовные и материальные потребности;

- правосознание;

- потребность в правомерном поведении;

- наличие правовых мотивов.

Противоправное поведение – поведение социально неадекватное, при котором проявляется несоответствие общеобязательного характера правовых норм правовой культуре граждан, их правосознанию. Это общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие).

III. Правовая социализация личности в контексте современного развития общества

 

Правовая социализация личности – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.

Правовая социализация осуществляется на основе интернализации, то есть присвоения личностью социальных норм – предписаний общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях.

Правовая социализация означает формирование у личности внутреннего согласия, солидарности с нормами права.

Личность корректирует свое поведение на основе требований определенного социального окружения в том правовом контексте, который характеризует данное общество. В соответствие с этим у нее формируется определенная ценностно-нормативная модель поведения.

Применительно к развитию современного украинского общества правовая социализация личности будет состоять в формировании, ценностно-нормативной модели поведения, которая является адекватной моральным, нравственным и правовым нормам, доминирующим в обществе.

 

 

Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА И ТИПОЛОГИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

 

Цель: рассмотреть психологические особенности преступников в соответствии с их типологией; провести сравнительный анализ психологических свойств различных типов правонарушителей.

 

Алгоритм проведения занятия

 

I. Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1.1. Психологическая структура личности преступника.

1.2. Типология преступников и их психологические особенности.

1.3. Потребности, интересы и система ценностей преступников.

 

II. Изучить и аннотировать одну из работ

 

2.1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Личность преступника с психическими аномалиями // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.91-112.

2.2. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Понятие о личности преступника // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.74-91.

2.3. Яковлев А.М. Homo criminologicus. // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.45-50.

 

III. Рефераты

3.1. Подростковая преступность как психолого-педагогическая и юридическая проблема.

3.2. Система ценностей преступника и особенности её формирования.

 

IV. Экспериментальное исследование

 

4.1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

 

4.2. Определите перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо учитывать при решении задач а), б), в) в задании 4.1.

4.3. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе. Проведите анализ, укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший его. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.

 

V. Рекомендованная литература

 

5.1. Конспект лекций по теме: «Психология личности преступника и преступного поведения».

5.2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.301 – 331.

5.3. Гарькавець С.О. Психологічні особливості системи цінностей правопорушників: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Харків, 2001. – 17с.

5.4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1996. – С.301-322.

5.5. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – С.78-89.

5.6. Зелинский А.Ф. Криминальная психология: Научно-практическое издание. – К.: Юринком Интер, 1999. – С.43-175.

5.7. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.104-118.

5.8. Фромм Э. Иметь или быть. – М.: Прогресс, 1989. – С.180-197.

5.9. Шур Э.М. Наше преступное общество. Социально-психологические и правовые источники преступности в Америке. – М.:Изд-во «Прогресс», 1977. – С.154-165.

5.10. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.74-112.

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

 

Основные понятия:делинквентность,интерес, личность преступника, потребности, система ценностей, смысл жизни, социальный импритинг, тип личности, типология преступников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...