Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алгоритм проведения занятия




 

I. Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1.1. Предмет, цели и задачи судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

1.2. Компетенция СПЭ.

1.3. СПЭ при расследовании отдельных видов преступлений.

 

II. Изучить и аннотировать одну из работ

 

2.1. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.425 – 439.

2.2. Сафунов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. – С.439 – 449.

2.3. Ситковская О.Д. Компетенция судебно-психологической экспертизы аффекта // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.410 – 424.

 

 

III. Рефераты

 

3.1. Психологические особенности проявления виктимиологических аспектов жертв преступлений.

 

IV. Экспериментальное исследование

 

4.1. По одному из уголовных дел была проведена судебно-психологическая экспертиза потерпевшей Ж. Следствием было установлено, что группа подростков неоднократно совершала половые акты с несовершеннолетней Ж., при этом она значительного сопротивления не оказывала, о случившемся никому не рассказывала. В процессе экспертизы были изучены материалы дела, проведено экспериментально-психологическое исследование, беседа с подэкспертной. Было установлено, что Ж. очень тихая и скромная девочка. Характерными чертами ее являются безынициативность, отсутствие самостоятельности во мнениях, привычка подчиняться, пассивность, боязливость и нерешительность. Ж. боится кому-нибудь не угодить, не склонна к конфликтам и ссорам со сверстниками, самостоятельных мыслей не высказывает. В эксперименте продемонстрировала большую внушаемость. Мать характеризует девочку как послушную, уступчивую, беспрекословно выполняющую все требования родителей и окружающих. Исследование привело экспертов к выводу, что Ж. по складу характера не обнаруживает тенденции к активным решительным действиям; возможности оказания противодействия психическому и физическому насилию у нее невелики. Эти характерологические особенности могли способствовать возникновению в период совершения против нее насильственных действий состояния аффекта страха, в результате которого она была неспособна оказывать сопротивление.

Задание: какие вопросы должно было поставить перед СПЭ следствие, чтобы прийти к таким выводам?

 

 

V. Рекомендованная литература

 

5.1. Конспект лекций по теме: «Психология следственной и судебной деятельности».

5.2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.518 – 555.

5.3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1996. – С.530 – 549.

5.4. Костицкий М.С. Судебно-психологическая экспертиза. – Львов, 1987. – С.27 – 105.

5.5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.410 – 430.

5.6. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.347 – 476.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

 

Основные понятия: аффект, валидность, диагностика, судебно-психологическая экспертиза, эксперт-психолог.

I. Предмет, цели и задачи судебно-психологической экспертизы (СПЭ)

Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, которые способствуют установлению истины в судопроизводстве.

Предметом СПЭ является обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

Цель СПЭ - исследовать существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика(от греч. «diagnos» - распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Ведущим методом психодиагностики является метод тестов (от англ. «test» - «проба», испытание»).

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными. Валидность(от лат. «valid» - пригодный, имеющий силу) – это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность.

Юридическим основанием для производства судебно-психологической экспертизы является соответствующее постановление следователя или определение суда.

СПЭ проводит эксперт-психолог, который является специалистом, имеющим высшее психологическое или медицинское образование и который в своей познавательной деятельности самостоятелен и независим. Его задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды на действия и поведение человека.

 

 

II. Компетенция СПЭ

 

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

- установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;

- установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

- установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильного и относительно кратковременного, эмоционального переживания, сопровождаемого резко выраженными двигательными проявлениями, или иных непатологических, эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

- установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

- установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

- установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

- установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующие или какое-либо иное положение в группе;

- установление психического состояния лица, управляющего техническим устройством, существенно повлиявшего на его способность управлять им.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...