Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ




 

Цель: провести анализ социально-психологических факторов, которые влияют на правосознание и законопослушное поведение человека; рассмотреть основные проявления правовой социализации личности.

 

 

Алгоритм проведения занятия

I. Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1.1. Социально-психологические факторы влияния и их основное содержание.

1.2. Правосознание личности и ее законопослушное поведение.

1.3. Правовая социализация личности в контексте современного развития общества.

II. Изучить и аннотировать одну из работ

2.1. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Ф. Правовая культура и поведение // Юридическая психология / Сост. И общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.50-65.

2.2. Кудрявцев Ю.В. Действие социальной нормы // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.65-74.

 

III. Рефераты

3.1. Психологические основы социализации личности.

3.2. Юридико-психологические основы законопослушного поведения.

 

IV. Экспериментальное исследование

4.1. В одном исследовании правосознания молодежи были получены следующие данные:

 

ГРУППЫ Коэффициент осведомленности Коэффициент солидарности Коэффициент интернализации
Законопослушные 0,73 0,74 0,34
Правонарушители (несудимые) 0,74 0,68 0,23
Преступники из них: 0,77 0,62 0,14
Насильственные 0,77 0,65 0,14
Корыстные 0,78 0,60 0,15
Корыстно- насильственные   0,75   0,58   0,13

 

Вопросы и задания:

1. Вспомните определение понятия правосознания.

2. Какова роль правового сознания в детерминации законопослушного и преступного поведения?

3. Составьте ряд вопросов и заданий, направленных на познание уровня правовой осведомленности, оценочных суждений и мнений о праве и практике его применения, правовых установок и ориентаций.

4. Пользуясь приведенными в таблице данными, дайте сравнительную характеристику правосознания законопослушных граждан, правонарушителей и различных категорий преступников.

5. Какие выводы можно сделать на основе анализа указанных выше эмпирических данных, полученных в ходе исследования правосознания различных групп?

 

V. Рекомендованная литература

 

5.1. Конспект лекций по теме: «Основные проблемы правовой психологии. Правовая социализация личности, понятие законопослушного и противоправного поведения».

5.2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.106-141.

5.3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 752с.

5.4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1996. – С.226-254.

5.5. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 592с.

5.6. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. – М.: Гардарики, 2002. – 238с.

5.7. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.45-81.

5.8. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. – 480с.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

Основные понятия: интернализация, законопослушное поведение, правосознание, противоправное поведение, правовая социализация личности, социальные нормы, факторы влияния.

I. Социально-психологические факторы влияния и их основное содержание

 

I. Факторами влияния (от лат. factor – делающий, производящий) выступают причины, движущие силы какого-либо процесса, явления, которые направлены на изменение установок, убеждений, ценностей, отношений и поведения индивида или группы лиц.

К социально-психологическим факторам принято относить:

- психологические факты – относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены – проявления существования и действия психики;

- психологические закономерности – объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний;

- психологические механизмы – психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию.

По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими правопорядок в обществе, факторы делятся на следующие группы.

1. Фоновые факторы, которые присущи всему обществу и которые придают общность разным регионам, территориям, доходя до каждого города, поселка, квартиры, человека. Фоновыми они названы потому, что выступают как бы фоном всей специальной работы по укреплению законности и правопорядка, но не входят в нее.

К числу фоновых социально-психологических факторов относятся: менталитет народа, господствующие общественные мнения, особенности опыта общественной жизни, авторитет государственной власти, уровень социальной культуры и активности населения, уровень духовности населения и др.

2. Правовые факторы,которые непосредственно связаны с правовой системой, ее урегулированностью и состоянием, целенаправленной деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка.

К их числу относятся: психология персонала, коллективов всех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов; уровень юридико-психологической подготовленности выпускников юридических образовательных учреждений; степень одобрения населением правовых норм; мнение населения о состоянии законности и борьбы с преступностью; авторитет правоохранительных органов; уровень правового воспитания в семьях и бытовых общностях; совершенство законодательной базы и др.

3. Криминогенные факторы, которые непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения.

Такими факторами выступают: правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения; недовольство населения безнаказанностью правонарушителей, заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности; падение авторитета органов правопорядка; низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельных групп населения и граждан; тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др.

4. Криминальные факторы,которые относятся к криминальному миру и активно обусловливают весь криминал, испытывают на прочность правосознание как отдельных граждан, так и всего общества в целом.

К ним относятся: криминальная деформированность правосознания, потребностей, ценностной системы личности; криминальная субкультура; деятельность авторитетов преступного мира по криминализации психологии молодых правонарушителей, вовлечения их в преступную среду; коррумпирование должностных лиц и чиновников органов государственной власти; взаимоотношения преступных группировок и преступных «авторитетов».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 451.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...