Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Цель: провести анализ социально-психологических факторов, которые влияют на правосознание и законопослушное поведение человека; рассмотреть основные проявления правовой социализации личности.
Алгоритм проведения занятия I. Вопросы для самостоятельной подготовки
1.1. Социально-психологические факторы влияния и их основное содержание. 1.2. Правосознание личности и ее законопослушное поведение. 1.3. Правовая социализация личности в контексте современного развития общества. II. Изучить и аннотировать одну из работ 2.1. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Ф. Правовая культура и поведение // Юридическая психология / Сост. И общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.50-65. 2.2. Кудрявцев Ю.В. Действие социальной нормы // Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – С.65-74.
III. Рефераты 3.1. Психологические основы социализации личности. 3.2. Юридико-психологические основы законопослушного поведения.
IV. Экспериментальное исследование 4.1. В одном исследовании правосознания молодежи были получены следующие данные:
Вопросы и задания: 1. Вспомните определение понятия правосознания. 2. Какова роль правового сознания в детерминации законопослушного и преступного поведения? 3. Составьте ряд вопросов и заданий, направленных на познание уровня правовой осведомленности, оценочных суждений и мнений о праве и практике его применения, правовых установок и ориентаций. 4. Пользуясь приведенными в таблице данными, дайте сравнительную характеристику правосознания законопослушных граждан, правонарушителей и различных категорий преступников. 5. Какие выводы можно сделать на основе анализа указанных выше эмпирических данных, полученных в ходе исследования правосознания различных групп?
V. Рекомендованная литература
5.1. Конспект лекций по теме: «Основные проблемы правовой психологии. Правовая социализация личности, понятие законопослушного и противоправного поведения». 5.2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.106-141. 5.3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 752с. 5.4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1996. – С.226-254. 5.5. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 592с. 5.6. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. – М.: Гардарики, 2002. – 238с. 5.7. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.45-81. 5.8. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н.Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. – 480с.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ Основные понятия: интернализация, законопослушное поведение, правосознание, противоправное поведение, правовая социализация личности, социальные нормы, факторы влияния. I. Социально-психологические факторы влияния и их основное содержание
I. Факторами влияния (от лат. factor – делающий, производящий) выступают причины, движущие силы какого-либо процесса, явления, которые направлены на изменение установок, убеждений, ценностей, отношений и поведения индивида или группы лиц. К социально-психологическим факторам принято относить: - психологические факты – относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены – проявления существования и действия психики; - психологические закономерности – объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний; - психологические механизмы – психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими правопорядок в обществе, факторы делятся на следующие группы. 1. Фоновые факторы, которые присущи всему обществу и которые придают общность разным регионам, территориям, доходя до каждого города, поселка, квартиры, человека. Фоновыми они названы потому, что выступают как бы фоном всей специальной работы по укреплению законности и правопорядка, но не входят в нее. К числу фоновых социально-психологических факторов относятся: менталитет народа, господствующие общественные мнения, особенности опыта общественной жизни, авторитет государственной власти, уровень социальной культуры и активности населения, уровень духовности населения и др. 2. Правовые факторы,которые непосредственно связаны с правовой системой, ее урегулированностью и состоянием, целенаправленной деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка. К их числу относятся: психология персонала, коллективов всех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов; уровень юридико-психологической подготовленности выпускников юридических образовательных учреждений; степень одобрения населением правовых норм; мнение населения о состоянии законности и борьбы с преступностью; авторитет правоохранительных органов; уровень правового воспитания в семьях и бытовых общностях; совершенство законодательной базы и др. 3. Криминогенные факторы, которые непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения. Такими факторами выступают: правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения; недовольство населения безнаказанностью правонарушителей, заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности; падение авторитета органов правопорядка; низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельных групп населения и граждан; тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др. 4. Криминальные факторы,которые относятся к криминальному миру и активно обусловливают весь криминал, испытывают на прочность правосознание как отдельных граждан, так и всего общества в целом. К ним относятся: криминальная деформированность правосознания, потребностей, ценностной системы личности; криминальная субкультура; деятельность авторитетов преступного мира по криминализации психологии молодых правонарушителей, вовлечения их в преступную среду; коррумпирование должностных лиц и чиновников органов государственной власти; взаимоотношения преступных группировок и преступных «авторитетов».
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |