Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема VII. Венский конгресс и Венская система
Цель занятия: изучить причины созыва Венского конгресса, определить дипломатические цели стран-участниц конгресса, проанализировать работу, основные решения и значение Венского конгресса. Раскрыть функционирование Венской системы международных отношений в Европе.
План
1. Европа накануне созыва Венского конгресса. 2. Цели участников конгресса и его работа. 3. Решения Венского конгресса 4. Венская система международных отношений в Европе и «Священный союз».
Методические рекомендации
В первом вопросе анализируется международное положение в Европе в 1814 г. Экономическое и политическое состояние государств после наполеоновских войн. Рассматриваются причины созыва Венского конгресса. Во втором вопросе изучаются цели стран-участниц Венского конгресса в послевоенном устройстве Европы, раскрывается поэтапная работа конгресса, явная и тайная дипломатия европейских государств, роль выдающихся дипломатов Нового времени в работе конгресса. На основе анализа документов Венского конгресса раскрываются его основные решения в третьем вопросе. Рассматривается реализация целей европейских держав накануне конгресса в заключительных Венских протоколах, объясняются причины несоответствия поставленных и достигнутых целей странами-участницами конгресса. Изучение четвертого вопроса должно быть посвящено анализу Венской системы и деятельности «Священного союза». Необходимо раскрыть содержание этих понятий, доказать эффективность Венской системы в стабилизации международных отношений в Европе, выяснить обстоятельства прекращения ее существования. Кроме того, в данном вопросе необходимо изучить причины возникновения и основные этапы существования «Священного союза». В заключение рассматривается значение Венского конгресса для развития международной европейской дипломатии.
Источники и литература
1. Талейран Ш. Мемуары, М., 1959; Екатеринбург, 1997. 2. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Кн. 2. Международные отношения в 1648-1918 гг. Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2010. 3. Бахтурина А.Ю. Зарождение и сущность идеи Священного Союза// ВИ. 1997. №4. 4. Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1986. 5. Будникова О.Е. Клеменс Меттерних на Венском конгрессе 1815 г. // ВИ. 2007. №6.
6. Всеобщая история дипломатии. М., 2009. Гл. 6. 7. Дегоев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса // ВИ. 2002. №2. 8. Зак Л.А. Западные державы и германский вопрос на Венском конгрессе // ННИ.1966. №3. 9. Зак Л.А. Из истории дипломатической борьбы на Венском конгрессе// ВИ. 1966. №3. 10. Зак Л.А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи, М., 1966. 11.Лодей Д. Талейран: главный министр Наполеона. М., 2009. 12.Марков Л.В. Россия и Священный Союз // ННИ. 1989. №1. 13.Оберман К. О роли Меттерниха в европейской дипломатии 1813 г.// 14.Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства. М., 1965. 15.Орлик О. В. Россия в международных отношениях 1815—1829. М., 1998. 16.Рахшмир П. Ю. Князь Меттерних: человек и политик. Пермь, 1999. 17.Тарле Е.В. Венский конгресс //История дипломатии. М., 1959.Т.1. 18.Тарле Е.В. Талейран. М., 1992. 19.Троицкий Н. Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. 20.Черняк Н.Вековые конфликты. М.,1988. 21.Чубарьян А. О. Эволюция европейской идеи (до конца XIX века)// ВИ. 1981. № 5
Тема VIII. Модернизация и английское общество в первой половине XIX века Цель занятия: рассмотреть социальное, политическое и культурное развитие Англии под влиянием модернизационного экономического развития в первой половине XIX века. План
1. Экономическое развитие Англии в первой половине XIX века. 2. Социальная структура английского общества в первой половине XIX века. а) «Высшее» английское общество. б) Средний класс в Англии. в) Английский рабочий класс. г) Низы английского общества. 3. Борьба за политические реформы в Англии (чартизм). 4. Культура английского общества в первой половине XIX века.
Методические рекомендации
Первый вопрос предполагает выяснить структуру английской экономики, раскрыть основные экономические достижения английской промышленности. Целесообразно привести статистические данные, доказывающие превращение Англии в «мастерскую мира». Второй вопрос должен быть посвящен анализу основных социальных групп и классов английского общества, их жизни и быта. Необходимо четко представлять, какие группы и страты относились к тому, или иному классу. Студентам предлагается следующее стратифицирование: к высшему английскому обществу относились представители земельной аристократии и крупной буржуазии. Довольно сложно определить социальную структуру среднего класса. Чаще всего в качестве основных критериев этого страта называется уровень образования и доходов. В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники и интеллигенция. При изучении рабочего класса целесообразно использовать работу Ф Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», где приведен огромный фактический материал, дан анализ экономического и политического положения английских рабочих. В заключении дается характеристика маргинальных слоев английского общества. В третьем вопросе изучаются причины, основные этапы и значение чартистского движения во внутриполитической жизни Англии. В четвертом вопросе изучаются основные достижения английской культуры первой половины XIX века.
Источники и литература
1. Аристократия в Европе. 1815-1914. Под ред. М.А.Шерешевской СПб., 2000. 2. Джонс Э. Статьи о чартистской программе. Письма. М., 1970. 3. Диккенс Ч. «Дети пьяницы» Крукшенка / Статьи и речи// Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т.28. 4. Хрестоматия по новой истории 1815-1870. М., 1965. Т.2. 5. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870-1914). М., 1989. 6. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения Европы и США. М., 1985. 7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007. 8. Хрестоматия по новой истории, второй период. М., 1993. 9. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. М.,1979. 10. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.//Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. М., 1955. Т.2. 11. Барлова Ю.Е. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятии англичан в новое время.// Преподавание истории в школе. 2008. № 8. (далее ПИШ). 12. Валлич Э.И. Законы о бедных в английской публицистике к. 18 века и теория нищеты Ч. Холла. М., 1990. 13. Добреньков В.И, Блинов А.О. Социолого-исторические взгляды на бедность// Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2004 №3. 14. Ерофеев Н.А. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825—1850 гг., М., 1962. 15. Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М , 1961. 16. Зброжек Е.Б. Викторианство в контексте культуры повседневности Англии// Вопросы культурологии. 2006. №2. 17. Кертман Л.Е. География, история, и культура Англии. М, 1979. 18. Кунина В. Э. Чартистское движение в Англии. М., 1959. 19.Менщиков И.С. Британские премьер-министры XIX века. Курган, 2006. 20.Резников А.Б. Первая классовая битва пролетариата. Англия. 1842 год. М., 1970. 21.Римашевская Н.М.Бедность и маргинализация населения («социальное дно»)//Социологические исследования. 2004. №4. 22.Рюде Дж. Народные низы в истории 1730-1848 гг. М., 1984. 23.Тревельян. Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2001. 24.Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // ННИ 1998. №4.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |