Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема VII. Венский конгресс и Венская система




Цель занятия: изучить причины созыва Венского конгресса, определить дипломатические цели стран-участниц конгресса, проанализировать работу, основные решения и значение Венского конгресса. Раскрыть функционирование Венской системы международных отношений в Европе.

 

План

 

1. Европа накануне созыва Венского конгресса.

2. Цели участников конгресса и его работа.

3. Решения Венского конгресса

4. Венская система международных отношений в Европе и «Священный союз».

 

Методические рекомендации

 

В первом вопросе анализируется международное положение в Европе в 1814 г. Экономическое и политическое состояние государств после наполеоновских войн. Рассматриваются причины созыва Венского конгресса.

Во втором вопросе изучаются цели стран-участниц Венского конгресса в послевоенном устройстве Европы, раскрывается поэтапная работа конгресса, явная и тайная дипломатия европейских государств, роль выдающихся дипломатов Нового времени в работе конгресса.

На основе анализа документов Венского конгресса раскрываются его основные решения в третьем вопросе. Рассматривается реализация целей европейских держав накануне конгресса в заключительных Венских протоколах, объясняются причины несоответствия поставленных и достигнутых целей странами-участницами конгресса.

Изучение четвертого вопроса должно быть посвящено анализу Венской системы и деятельности «Священного союза». Необходимо раскрыть содержание этих понятий, доказать эффективность Венской системы в стабилизации международных отношений в Европе, выяснить обстоятельства прекращения ее существования. Кроме того, в данном вопросе необходимо изучить причины возникновения и основные этапы существования «Священного союза». В заключение рассматривается значение Венского конгресса для развития международной европейской дипломатии.

 

Источники и литература

 

1. Талейран Ш. Мемуары, М., 1959; Екатеринбург, 1997.

2. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Кн. 2. Международные отношения в 1648-1918 гг. Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2010.

3. Бахтурина А.Ю. Зарождение и сущность идеи Священного Союза// ВИ. 1997. №4.

4. Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1986.

5. Будникова О.Е. Клеменс Меттерних на Венском конгрессе 1815 г. // ВИ. 2007. №6.

 

6. Всеобщая история дипломатии. М., 2009. Гл. 6.

7. Дегоев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса // ВИ. 2002. №2.

8. Зак Л.А. Западные державы и германский вопрос на Венском конгрессе // ННИ.1966. №3.

9. Зак Л.А. Из истории дипломатической борьбы на Венском конгрессе// ВИ. 1966. №3.

10. Зак Л.А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи, М., 1966.

11.Лодей Д. Талейран: главный министр Наполеона. М., 2009.

12.Марков Л.В. Россия и Священный Союз // ННИ. 1989. №1.

13.Оберман К. О роли Меттерниха в европейской дипломатии 1813 г.//

14.Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства. М., 1965.

15.Орлик О. В. Россия в международных отношениях 1815—1829. М., 1998.

16.Рахшмир П. Ю. Князь Меттерних: человек и политик. Пермь, 1999.

 17.Тарле Е.В. Венский конгресс //История дипломатии. М., 1959.Т.1.

18.Тарле Е.В. Талейран. М., 1992.

19.Троицкий Н. Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

20.Черняк Н.Вековые конфликты. М.,1988.

21.Чубарьян А. О. Эволюция европейской идеи (до конца XIX века)// ВИ. 1981. № 5

 

Тема VIII. Модернизация и английское общество в первой половине XIX века

Цель занятия: рассмотреть социальное, политическое и культурное развитие Англии под влиянием модернизационного экономического развития в первой половине XIX века.

План

 

1. Экономическое развитие Англии в первой половине XIX века.

2. Социальная структура английского общества в первой половине XIX века.

а) «Высшее» английское общество.

б) Средний класс в Англии.

в) Английский рабочий класс.

г) Низы английского общества.

3. Борьба за политические реформы в Англии (чартизм).

4. Культура английского общества в первой половине XIX века.

 

 

Методические рекомендации

 

Первый вопрос предполагает выяснить структуру английской экономики, раскрыть основные экономические достижения английской промышленности. Целесообразно привести статистические данные, доказывающие превращение Англии в «мастерскую мира».

Второй вопрос должен быть посвящен анализу основных социальных групп и классов английского общества, их жизни и быта. Необходимо четко представлять, какие группы и страты относились к тому, или иному классу. Студентам предлагается следующее стратифицирование: к высшему английскому обществу относились представители земельной аристократии и крупной буржуазии.

Довольно сложно определить социальную структуру среднего класса. Чаще всего в качестве основных критериев этого страта называется уровень образования и доходов. В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники и интеллигенция.

При изучении рабочего класса целесообразно использовать работу Ф Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», где приведен огромный фактический материал, дан анализ экономического и политического положения английских рабочих.

В заключении дается характеристика маргинальных слоев английского общества.

В третьем вопросе изучаются причины, основные этапы и значение чартистского движения во внутриполитической жизни Англии.

 В четвертом вопросе изучаются основные достижения английской культуры первой половины XIX века.

 

 

Источники и литература

 

1.  Аристократия в Европе. 1815-1914. Под ред. М.А.Шерешевской СПб., 2000.

2.  Джонс Э. Статьи о чартистской программе. Письма. М., 1970.

3. Диккенс Ч. «Дети пьяницы» Крукшенка / Статьи и речи// Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т.28.

4.  Хрестоматия по новой истории 1815-1870. М., 1965. Т.2.

5. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870-1914). М., 1989.

6. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения Европы и США. М., 1985.

7.  Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007.

8.  Хрестоматия по новой истории, второй период. М., 1993.

9. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. М.,1979.

10. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.//Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. М., 1955. Т.2.

11. Барлова Ю.Е. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятии англичан в новое время.// Преподавание истории в школе. 2008. № 8. (далее ПИШ).

12. Валлич Э.И. Законы о бедных в английской публицистике к. 18 века и теория нищеты Ч. Холла. М., 1990.

13. Добреньков В.И, Блинов А.О. Социолого-исторические взгляды на бедность// Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2004 №3.

14. Ерофеев Н.А. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825—1850 гг., М., 1962.

15. Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М , 1961.

16. Зброжек Е.Б. Викторианство в контексте культуры повседневности Англии// Вопросы культурологии. 2006. №2.

17. Кертман Л.Е. География, история, и культура Англии. М, 1979.

18. Кунина В. Э. Чартистское движение в Англии. М., 1959.

19.Менщиков И.С. Британские премьер-министры XIX века. Курган, 2006.

20.Резников А.Б. Первая классовая битва пролетариата. Англия. 1842 год. М.,     

1970.

21.Римашевская Н.М.Бедность и маргинализация населения («социальное  

дно»)//Социологические исследования. 2004. №4.

22.Рюде Дж. Народные низы в истории 1730-1848 гг. М., 1984.

23.Тревельян. Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории.    

Смоленск, 2001.

24.Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // ННИ 1998. №4.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...