Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема V. Политические и социальные движения в Великой французской революции




Цель занятия: На основе документов определить причины Великой французской революции, рассмотреть роль основных социальных движений в революции, дать характеристику главным политическим силам и их лидерам на разных этапах революции.

 

План

 

1. Экономическая, политическая и социальная обстановка во Франции     

накануне революции.

2. Либерально-конституционный период Великой французской революции (14

июля 1789 – 10 августа 1792 гг.).

3. Жирондистский период революции (10 августа 1792—2 июня 1793гг).

4. Якобинский этап французской революции  (2 июня 1793—27/28 июля 1794

гг.)

5. Термидорианский период французской революции (28 июля 1794 – 9 ноября

1799 гг.).

6. Значение Великой французской революции.

 

Доклады: Мирабо О., Лафайет М., Кондорсе Ж.А., М.Робеспьер.

 

Методические рекомендации

 

В первом вопросе необходимо проанализировать социально-экономическое и политическое развитие Франции накануне революции. Выделить объективные и субъективные факторы революционного взрыва.

Во втором вопросе изучается начало Великой французской революции. Раскрывается значение Генеральных Штатов, Национального и Учредительного собраний в развязывании революции, деятельность народных масс на первом этапе революции. Важно показать роль политических лидеров и государственных деятелей в развитии революции, раскрыть деятельность фельянов, которые олицетворяли либеральные принципы конституционной монархии. В заключении дается характеристика важнейших документов буржуазно-демократического конституционализма (Декларации прав человека и гражданина, конституции 1791 г.).

В третьем вопросе необходимо доказать, что деятельность жирондистов в период революции отражала интересы крупной и средней  буржуазии, что наложило отпечаток на характер их внутренней и внешней политики. Кроме того, нужно осветить противостояние жирондистов и монтаньяров-якобинцев, корни которого кроются и в субъективных причинах.

В четвертом вопросе последовательно раскрываются причины установления якобинской диктатуры, природа якобинской власти, социальная база якобинцев в период диктатуры, важнейшие декреты этой диктатуры в аграрной и церковно-религиозной сферах. Необходимо также обратить внимание на якобинскую конституцию 1793 г. Попытаться сравнить основные положения Конституций 1791 и 1793 годов. В заключении раскрыть сущность революционного террора якобинской диктатуры, роль М. Робеспьера в развязывании этого террора.

Пятый вопрос следует начинать с изучения причин термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Далее рассматривается внутренняя и внешняя политика термидорианцев, их социально-классовая база. В заключении анализируется «Конституция III года» Республики в сравнении с предыдущими конституционными актами.

Заключительный вопрос подводит общие итоги развития Великой французской революции. Необходимо охарактеризовать особенности каждого из этапов революции. На основе обширной историографии раскрывается значение революции для Франции и Европы в целом. Вполне уместна историографическая оценка революции в разные периоды мировой истории, а также освещение дискуссионных вопросов и проблем Великой французской революции в современной историографии.

 

Источники и литература

 

1.Документы истории Великой французской революции / Сост.: А.В. Адо и
др. М., 1990-1992. Т.1-2.

2. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / Сост.: Абрамов Г.А., Шмачкова Т.В. М., 1997.

3. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов /Сост.: М.Б.
Рабинович и др. М., 1959. С 114-190.

4. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: Ю.Ф. Иванов, Ю.П. Муравьев М., 1981. С. 120 - 176.

5. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 -1870) / Сост.: Е.Е. Юровская. М., 1990. С. 98 - 107, 118 - 119, 125 - 159.

6. Сборник документов по истории нового времени Буржуазные революции XVII- XVIII вв. / Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990. С. 178 - 187, 212 - 215, 231 - 273.

7. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. М., 1987.

8. Блуменау С.Ф.Французская революция конца XVIII в. в современной научной полемике// ВИ.1998.№9.

9. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации//  ВИ. 2002. №6.

10. Бовыкин Д. Ю. Революция окончена? Итоги Термидора. М., 2005.

11.Гордон А.В. Падение жирондистов. М., 1988.

12.3ахер Я.М. Движение «бешеных». М.. 1961.

13.История Франции / Отв. ред. А.З. Манфред. М., 1973. Т.2.

14.Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789 - 1793 М., 1979.

15.ЛевандовскийА.П. Дантон. М.,1964.

16.Левандовский А.П. Робеспьер. М.,1959.

17.Манфред А.З. Великая французская революция М., 1983.

18.Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,

1978.

19.Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

20.Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М., 2006.

21.Нарочницкий А.Л. Юбилей французской революции поиски и проблемы // ННИ. 1989. №3.

22.Пименова Л.А. Людовик XVI: Исторические портреты// ВИ.2000. №3.

23.Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Л.,

1982.

24.Ревуненков. В Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой французской революции. Л., 1971.

25.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. Л.,1990.

26.Собуль А. Первая республика. 1792 – 1804. М., 1974.

27.Тырсенко А.В. Фельяны. У истоков французского либерализма. М.,1999.

28.Французская революция XVIII в. и буржуазия//ННИ.2002. №1.

29.Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб., 1998.

30.Хобсбаум Э. Век революций. Европа 1789-1848. Ростов-на-Дону.1999.

31.Хобсбаум Э. Эхо «Марсельезы». М., 1991.

32.Чудинов А.В. Назревшие проблемы изучения истории Великой французской революции (по материалам обсуждения в Институте всеобщей истории АН СССР)// ННИ. 1989.  №2.

33.Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.

34.Якобинство в исторических итогах Великой французской революций

Круглый стол // ННИ. 1999. №1.

 

 



Тема VI. Наполеон Бонапарт: «Чудовище», или Великий?

Цель занятия: с помощью анализа монографической литературы и источников определить роль Наполеона в исторических событиях и процессах в истории Франции и Европы.

 

План

 

1. Узурпатор, или спаситель?

2. Тиран, или реформатор?

3. Захватчик, или освободитель?

4. Наполеон и Европа.

 

Доклад: Наполеоновские маршалы

 

Методические рекомендации

 

Это семинарское занятие носит дискуссионный характер и может быть проведено в форме коллоквиума. Вполне возможно деление группы студентов на сторонников и противников личности и деятельности Наполеона Бонапарта.

В первом вопросе необходимо рассмотреть социально-экономическое и политическое внутреннее и внешнее положение Франции накануне прихода к власти в стране Наполеона. Выделить объективные и субъективные причины переворота 18 брюмера.

Во втором вопросе исследуется внутриполитическая деятельность Наполеона, изучаются его основные экономические, государственные и военные реформы, раскрывается социальная база его власти, рассматривается отношение различных социальных слоев Франции к Наполеону в начальный и конечный периоды его правления.

В третьем вопросе нужно изучить международно-политическую обстановку в Европе в конце XVIII – начале XIX века,  проанализировать ход наполеоновских войн в Европе, выделить причины побед и поражений армии Наполеона.

В четвертом вопросе рассматривается значение деятельности Наполеона для Европы, определяется степень влияния Наполеона на внутреннее и внешнее развитие европейских государств, дается общая историографическая оценка Наполеона Бонапарта. Студент должен самостоятельно выбрать наиболее значимые на его взгляд работы, попытаться дать собственную историческую оценку.

 

Источники и литература

 

1. Максимы и мысли узника Святой Елены. СПб., 1995.

2. Наполеон. Воспоминания и военно-исторические произведения. СПб., 1994.

3. Талейран Ш.М. Мемуары. Екатеринбург. 1997.

4. 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995.

5. Бочоришвили К.Г. Армия Наполеона // ННИ. 1986. №5.

6. Бочоришвили К.Г. Награды и поощрения в наполеоновской армии // ННИ. 1985. №6.

7. Делдерфилд Р. Закат империи. М., 2002.

8. Егоров А. Маршалы Наполеона. Ростов-на-Дону,1998.

9. Егоров А.А. Министр наполеоновской полиции Фуше // ННИ. 1990. № 4,5.

10.Людвиг Э. Наполеон. М., 1998.

11.Казаков Н.И. Наполеон глазами его русских современников // ННИ 1970. № 3,4.

12.Куклин А.Я. К 150-летию освобождения Европы от наполеоновского ига // ННИ. 1963. №6

13.Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.,1989.

14.Мережковский Д.С. Наполеон. М. 2000.

15.Радзинский Э. Наполеон. Жизнь после смерти. М., 2007.

16.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы (к 200-летию Великой французской буржуазной революции). Л., 1990.

17.Саундерс Э. 100 дней Наполеона. М., 2002.

18.Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801-1812 гг. М., 1966

19.Сироткин В.Г. Континентальная блокада и «объединение Европы» // ННИ. 1964. №3.

20.Тарле Е.В. Наполеон. М.,1992.

21.Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М, 1994.

22.Туган-Барановский Д.М. Крупная французская буржуазия и переворот 18 брюмера 1799 г.// ННИ 1985. №6.

23.Туган-Барановский Д.М. «Лошадь, которую я пытался обуздать». Печать при Наполеоне// ННИ. 1995. №3.

24.Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе». М., 2009.

25.Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. М., 1999.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...