Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема III. Конституционные акты американской революции




 

Цель занятия: Цель занятия: изучить особенности американского Просвещения, рассмотреть содержание конституционного творчества революционных лет, выявить степень влияния европейского Просвещения и специфические американские подходы к конституционным документам, проанализировать содержание конституции 1787г. и поправок к ней.

 

 

План

 

1. Идейные истоки Войны за независимость.

2. Декларация независимости: содержание и значение.

3.  «Статьи конфедерации» - первая американская конституция.

4. Содержание Конституции 1787 года.

5. Борьба вокруг ратификации конституции и «Билль о правах».

6. Поправки к американской конституции в XIX – XX веках.

Методические рекомендации

Большую роль в американской революции сыграли идеологические причины. В первом вопросе следует обратить внимание на влияние европейских идей Просвещения на американцев. Также необходимо определить особенности американского Просвещения. Важно выделить три направления в патриотическом движении американской революции (умеренного, радикального и революционного), представленных Б.Франклином, Т. Джефферсоном, Т. Пейном и  др.

Второй вопрос должен быть посвящен анализу Декларации независимости. Нужно показать ее революционно-компромиссный характер, определить ее всемирно-историческое значение.

Третий вопрос следует начать с рассмотрения причин принятия первой общеамериканской конституции «Статей конфедерации». Следует обратить внимание на конституционное творчество отдельных штатов после войны за независимость. При анализе «Статей конфедерации» нужно выделить статьи, носящие федеративный и конфедеративный характер. В заключении делается вывод о степени централизации республики и факторах, обусловивших такую централизацию.

В четвертом вопросе важно изучить комплекс причин принятия новой конституции, кратко рассмотреть основные проекты конституции, предложенные конституционному конвенту. Основное внимание уделяется анализу содержания статей Конституции 1787 г. (определение ветвей власти, их функции, вопросы об избирательном праве, действие системы сдержек и противовесов).

Обнародование проекта федеральной конституции вызвало широкие дебаты в американском обществе и породило национальные предпартии: федералистов и антифедералистов. Определите, чьим интересам отвечала политика обоих течений. Каковы были их основные требования и принципы? Важное значение в Конституции 1787 г. имеют первые десять поправок, поэтому следует детально проанализировать «Билль о правах», определить актуальность каждой из них в настоящее время.

Большое значение в жизнеспособности Конституции 1787 г. имеют принятые к ней поправки на протяжении всей истории США, было принято около 30 поправок. Необходимо рассмотреть важнейшие из них, повлиявшие на развитие американской государственной системы.

 

Источники и литература

 

1. Американские просветители. Избранные произведения. М.,1968-1969 Т.1 – 2.

2. Гамильтон А. и др. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Д. Джея. М., 1994.

3. Новая история. Пособие для педагогических вузов /Сост.: М.Б.
Рабинович и др. М., 1959. С. 76-86.

4. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

5. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: Ю.Ф.
Иванов, Ю.П.Муравьев М., 1981. С. 73-88.

6. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и
Америки (1640- 1870)/Сост.: Е.Е.Юровская. М , 1990. С. 65 - 76.

7. Сборник документов по истории нового времени Буржуазные революции XVII - XVIII века / Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990. С. 145-174.

 8. Антонова Л.А. Как проходят выборы в США // США. Экономика,
политика, идеология. 1988. №7.

 9. Война за независимость и образование США. /Под ред. Г. Н.
Севостьянова. М, 1976.

10. Государственный строй США /Под ред. А.С. Никифорова. М., 1976.

Иванов Р.Ф. Франклин. М.,1972.

11.История США/ Под ред. Н.Н. Болховитинова. М., 1983. Т.1.
12.Каленский В.Г. Мэдисон. М., 1981.

13.Конституция США: история и современность / Под обшей ред. А.А.

Митина и Е.Ф. Язькова. М., 1988.

14.В.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985.

15.Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984.

16.Становление американского государства/ Отв. ред. А. А. Фурсенко. СПб., 1992.

17.Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 1980.

18.Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.

19.Согрин В.В. Образование Североамериканского государства: новое

Прочтение// ННИ.2002.№1.

20.Согрин В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной  Америке колониального периода// Отечественная история. 2000.№1. 

21.Согрин В.В. Политическая история США. М.,2001.

22.Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический

справочник. М., 1988. Президентские выборы. С. 90-92.

23.Фурсенко А.А. Американская революция и образование США Л.,1978.

24.Ширяев Б.А. Политическая борьба в США, 1783 - 1801. Л., 1981.

25.Шпотов Б.М. Фермерское движение в США.1780 - 1790-е годы. М,1982.

 







Тема IV. Европейское Просвещение

Цель занятия: на основе первоисточников рассмотреть взгляды ведущих просветителей Англии, Франции и Германии, выделить основные направления в Просвещении, общечеловеческие и классовые идеи в их творчестве.

 

План

 

1. Феномен Просвещения и феодальная Европа.

2. Английское Просвещение: Т. Гоббс, Д.Локк, Д.Дефо, Д.Свифт, А.Смит и    другие.

3. Старшие просветители во Франции: Вольтер, Ш. Монтескье.

4. Младшие французские просветители: Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

5. Немецкое Просвещение:  Г.Э.Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, И.Кант. 

 

Доклад: Идеи просветителей и реалии Великой французской революции.

 

 

Методические рекомендации

 

В первом вопросе необходимо выяснить социально-экономические, политические и культурные предпосылки возникновения Просвещения, выделить его общие черты. Определить влияние Просвещения на капиталистическое развитие Европы.

Основные вопросы темы необходимо начинать с общей характеристики Просвещения Англии, Франции и Германии, выделяя их специфические черты и особенности. Затем рассмотрение каждого вопроса можно построить форме сообщений студентов. Эти сообщения должны включать биографию просветителя, его основные творческие идеи и работы, их влияние на современников и последующие поколения.

 

Источники и литература

 

1. Вольтер. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1998.

2. Гёте И.В. Фауст. М., 1969.

3. Гобсс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т.1-2.

4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5. Дидро Д. Избранные произведения. М., 1951.

6. Локк Дж. Сочинения. М., 1988. Т. 3.

7. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966. Том 1-6.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

9. Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии XVIII в. Л., 1980.

10.Руссо Ж. - Ж. Трактаты. М., 1969.

11.Свифт Д. Избранное. Л., 1987.

12.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

13.Азаркин Н М. Монтескье М., 1988.

14.Акимова А.А. Вольтер. М.., 1970.

15.Аникин А. В. Адам Смит, М., 1968.

16.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

17.Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

18.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

19.Баскин М.П. Монтескье. М., 1976.

20.Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение// ВИ 2003. №9.

21.Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М„ 1976.

22.Верцман И.Е. Шарль-Луи Монтескье. Писатели Франции М., 1964.

23.Вильмонт Н.Гете. История его жизни и творчества, М., 1959.

24. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке М.

1977.

25.Гулыга А.В. Гердер (1744–1803). М., 1963.

26.Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей 18 в.// ННИ 1963. №3.

27. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

28.Державин К. Вольтер. М.-Л., 1955.

29.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.,1966.

30.Казарин А.И. Учение Дидро о государстве и праве. М.. 1960.

31.Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

32.Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии 16 – первая половина 19 века. М., 1981.

33.Лабутина Т.Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо. ВИ, 1995, №11-12.

34.Лабутина Т.Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения. ВИ.1991.№9-10.

35.Луппол И.К., Д. Дидро. М., 1960.

36.Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

37.Миримский И.В. Статьи о классиках. Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. М.,1966.

38.Момджян Х.Н Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

39.Моряков В.И.Человек эпохи Просвещения// ВИ. 2001.№3.

40.Муравьёв В. Джонатан Свифт. М., 1968.

41.Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М.,1958.

42.Сиволап К.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1964.

43.Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...