Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы практических занятий по Новой и новейшей истории




Тема I. Процессы модернизации и евроатлантический мир в Новое время

Цель занятия: на основе монографической литературы, учебных пособий, документов проанализировать экономическое и политическое положение евроатлантического мира в период становления модернизационных процессов, раскрыть содержание понятия «модернизация» и ее составных частей.

 

План

 

1. Экономическое развитие Европы в период становления модернизационных     

процессов.

2. Политическая карта Европы  со второй половины XVI по XVIII век.

3. Модернизация: суть, составные части.

 А) Модернизационные процессы в экономической сфере евроатлантического    

     общества.

Б) Модернизационные процессы в социальной сфере.

В) Модернизационные процессы в политической сфере.

Г) Модернизационные процессы в культурной сфере.

4.  Раннебуржуазные революции и процессы модернизации.

   

 

Методические рекомендации

 

В первую очередь необходимо уяснить хронологические рамки изучаемого периода и его основное содержание. Обратить внимание на дискуссию в Отечественной историографии по проблеме периодизации Нового времени. При изучении первого вопроса необходимо дать развернутую характеристику экономического развития Европы в эпоху Нового времени.

Во втором вопросе следует дать характеристику международного положения в Европе в указанное время. Проанализировать внешнюю политику ведущих и второстепенных европейских держав. Определить роль европейских стран в мировой политике. Следует подчеркнуть влияние экономического развития государств на их внешнюю политику.

Третий вопрос семинарского занятия предполагает поэтапное исследование возникновения и развития модернизационных процессов в различных сферах деятельности человеческого общества. Студент должен доказать, что модернизация евроатлантической цивилизации является комплексным, сложным, неоднозначным длительным эволюционным динамическим процессом, составляющим суть эпохи Нового времени. Необходимо показать, что в экономической области главным содержанием модернизации являлись аграрный и промышленный перевороты. В социальной – появление новых классов и стратов, постепенная ликвидация сословной структуры феодального общества, разрушение традицонно-корпоративных связей и крестьянской общины. В политической области модернизация коренным образом изменила государственную систему многих европейских государств, привела к образованию политических партий, формированию новых идеологий и политических учений. В культурной сфере модернизация произвела секуляризацию жизни европейского общества, что обусловило возникновение и развитие многообразия различных культурных течений и направлений в духовном и материальном быте Европы (в первую очередь Просвещения).

Четвертый вопрос требует изучения общих и особенных черт в раннебуржуазных революциях (английской, североамериканской, французской). Необходимо доказать, что эти революции явились важным катализатором процессов модернизации.

 

Источники и литература

 

1. Барг М.А. Сравнительно-историческое изучение буржуазных революций XVI - XVIII вв.//Вопросы истории (Далее ВИ).1975.№9.

2. Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.)// Новая и новейшая история (Далее ННИ). 1988.№3.

3. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации // ВИ. 2002.№6.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. М., 1986-1992. Т.1. С.53-55, 63-83, 104-107, 118-225;Т.2. С. 510-520, 550-557; Т.3. С.39-65, 359-395, 552-560, 573-638.

5. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1999.

6. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из 21 века// ВИ. 2007. №10.

7. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М. 1965.

8. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. Западные концепции общественного развития и мирового рынка. М., 1991

9. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.

10.Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и   развития // ННИ.1994. №4-5.

11.«Круглый стол» проблемы периодизации новой и новейшей истории//  ННИ.1995. №1.

12. История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.5-7, 83-111, 138-217, 243-272, 349-400, 421-456.

13.Революция и реформа: их влияние на историю общества. ННИ. 1991.№2.

14.Сергеев В.В., Чумаков Н.Д. Еще один взгляд на проблему периодизации новой и новейшей истории// ННИ. 1997. №2.

15.Фурсенко А.А. Американская и французская революции XVIII века//ВИ.  1972. № 11.

 

Тема II. Демократическое движение в английской буржуазной революции [1]

Цель занятия: на основе анализа документов рассмотреть идейные истоки демократического движения, проанализировать процесс его формирования, на примере движения левеллеров и диггеров осветить этапы развития демократических сил и их роль в ходе революции.

 

План

 

1. «Великая ремонстрация» как программа буржуазно-дворянской оппозиции в начальный период революции.

2. Расстановка классовых сил в парламентском лагере в середине 40-х годов XVII века.

3. Формирование движения левеллеров и их программы.

4. Дискуссия на конференции в Пётни (октябрь-ноябрь 1647 года).

5. Развитие программы левеллеров и их борьба за углубление революции (1648-1653 годы).

6. Складывание программы «истинных левеллеров». Социальная утопия Дж. Уинстенли.

7. Движение диггеров и его поражение.

 

Доклады: Карл I и Карл II, Оливер Кромвель.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса целесообразно охарактеризовать причины конфликта между королем и парламентом; осветить результаты борьбы «Долгого парламента» против абсолютизма до выработки «Великой ремонстрации». Основное внимание следует уделить анализу содержания «Великой ремонстрации» в политической, социально-экономической, церковно-религиозной и других областях.

Второй вопрос требует выделения причин размежевания в революционном лагере, складывания группировок пресвитериан и индепендентов. Нужно осветить их социальный состав и основные программные требования, в т.ч. и в религиозной сфере. Отсюда и из краткой характеристики положения в стране в середине 40-х голов XVII века должно быть объяснено появление движения левеллеров.

 Нужно показать процесс формирования движения левеллеров в гражданском обществе: охарактеризовать лидеров, прежде всего Лильберна, осветить развитие их идей. Здесь же следует осветить распространение идей левеллеров в армии и развитие движения в их поддержку. Закончить этот вопрос следует сравнительным анализом двух конституционных проектов «Глав предложений» и «Народного соглашения».

Документы позволяют достаточно полно рассмотреть атмосферу и содержание дискуссий индепендентов и левеллеров на конференции в Петни. Главное внимание нужно обратить на два вопроса:  об избирательном праве и об основах и форме верховной власти. При этом интересно проследить расхождения по этим вопросам среди представителей левеллеров.

Левеллерское движение после конференции в Петни развивалось как в армии, так и в гражданском обществе. Его освещение нужно довести до потери этим движением массового характера. Особое внимание следует уделить дальнейшему развитию идеологии левеллеров, в т ч. в памфлетах Дж. Лильберна в период республики.

Документы и монографическая литература позволяют рассмотреть истоки движения диггеров, складывание их программы. В наиболее полном виде взгляды диггеров нашли отражение в социальной утопии Дж. Уинстенли. Следует ее проанализировать.

Движение диггеров - одна из первых попыток претворить в жизнь идеи утопического социализма. Поэтому интерес представляет изучение их содержания, позиции различных слоев английского общества по отношению к этому движению. Это позволит глубже понять причины поражения идей «истинных левеллеров».

 

Источники и литература

 

 1. Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII века. М, 1973.

2. Лильберн Д. Памфлеты. М., 1937.

3. Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М.-Л., 1950.

4. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов / Сост.: М.Б. Рабинович и др. М., 1959. С. 24 - 56.

5. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: ЮФ Иванов, Ю.П. Муравьев. М., 1981. С. 13-52.

6.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII - XVIII вв.  /Под ред. В. В. Сироткина. М., 1990 С 29 - 48, 55 – 76.

7. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870)/Сост.: Е.Е. Юровская М., 1990. С. 8 -33.

8. Утопический социализм. Хрестоматия. М , 1982. С. 103 - 125.

9. Адо А.В. Идейный конфликт индепендентов и левеллеров вгоды английской буржуазной революции // ННИ. 1984. №3.

10.Английская буржуазная революция XVII века / Под ред. Е.А. Косминского и Я.А. Левицкого В 2 т. М., 1954. Т 1 - 2.

11.Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991.

12.Барг М А. Народные низы в Английской буржуазной революции XVII века. М., 1967.

13.Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля // ННИ. 2002. №3.

14.История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.11-42.

15.Ховард Б. Оливер Кромвель. Ростов-на-Дону, 1997.

16.Лавровский В.М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII века. М, 1958.

17.Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей М., 1975.

18.Левин Г.Р. Демократическое движение в Английской буржуазной революции. Л., 1973.

19.Павлова Т. А. Кромвель. М., 1983.

20.Павлова Т. А. Народная утопия в Англии ХVП века, 1997.

21.Павлова Т.А. Уинстенли. М., 1988.

22.Павлова Т.А. Джон Лильберн // ННИ. 1970.№ 1.

23.Хорошев А.В. Карл I Стюарт и парламент// ННИ. 2005.№ 1.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...