Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные виды синтаксической связи слов и функций




В лингвистической литературе подробно описаны различные виды связей слов и предложений; прежде всего выделяются такие виды связи, как сочинительная и подчинительная, например: книга и тетрадь; или писать, или читать, или рассказывать (сочинительная связь); чистый лист, пишет в тетради, громко разговаривает и др. (подчинительная связь).
Подчинительная связь в свою очередь подразделяется по способу подчинения на согласование уподобление в выражении грамматических значений главному слову, управление требование определенной падежной формы для зависимого слова, примыкание – неизменяемое зависимое слово располагается в определенной смежной позиции. Кроме того, в тюркских языках существует такой вид связи, как изафет – это конструкция из двух существительных, из которых одно определяет другое: д∂мир гап-ы «железо – ворота = железные ворота»; türk dil-i «турецкий язык». К подчинительной связи относится также инкорпорация, при которой основы, снабженные аффиксами, оформляют словосочетание и предложение, как слово, например, в чукотском языке предложение «я ставлю две сети» будет выглядеть: ты-нэра-купрэ-нтыват-ыркын, где т – я, ы – соединительная гласная, нэра – два, купрэ – сеть, нтыват – ставить, ыркын – аффикс глагола настоящего времени. Данный вид связи характерен для палеоазиатских языков, языков американских индейцев.
Помимо названных видов связи выделяется еще предикативная связь, которая устанавливается между подлежащим и сказуемым. Однако единого взгляда на этот вид связи не существует. Многие учёные относят её к подчинительной связи, правда, при этом высказывают различные точки зрения на соотношение главного и зависимого слов. Так, русисты Ф. Ф. Фортунатов, А .А. Шахматов и др., разделяя словосочетания на законченные и незаконченные, признают в данном типе словосочетаний главным словом подлежащее, что подтверждается примерами: стол стоял, стена стояла, яблоко поспело, яблоки поспели и т. п., т. е. изменение грамматической формы подлежащего ведет к изменению формы сказуемого.
Эта точка зрения оспаривается большинством исследователей, опирающихся на данные других языков. Во-первых, в немецком, английском и др. языках в безличных предложениях типа «es regnet»; it´s raining» (идет дождь) форму подлежащего диктует глагол, т. к. безличный глагол требует «формального подлежащего» [Маслов Ю.С. 1987: 180] – es, it. Во-вторых, существуют языки так называемого эргативного строя, где глагол-сказуемое не только согласуется с подлежащим, но и управляет им. Так подлежащее при переходном глаголе настоящего времени или непереходном глаголе прошедшего времени находится в абсолютном (именительном) падеже, например: аварский язык – ди-ца бече б-ачана «я теленка пригнал». При непереходном глаголе прошедшего времени – в эргативном падеже – бече б-чана «теленок пришёл» [Примеры заимствованы из ЛЭС: 593].
Наряду с этим получила широкое распространение теория французского лингвиста Л. Теньера, согласно которой впредложении центром (доминантой) является глагол, а подлежащее, как и другие актанты, по учёного, зависит от глагола-сказуемого. Между тем многие отечественные лингвисты (в частности авторы «Русской грамматики» под ред. Н. Ю. Шведовой) уравнивают подлежащее и сказуемое в правах и говорят о координации – двусторонней связи, с полным или частичным уподоблением их форм.
Остановимся еще на понятии синтаксической функции, под которой понимают отношение единицы (=слова, словосочетания) к тому целому, в состав которого она входит, т. е. её синтаксическую роль в предложении или переменном сочетании [Маслов Ю.С. 1987: 171]. Следовательно, речь идет о функции членов предложения, а также вставных оборотов речи (вводных слов, обращений).

 






Предложение как единица языка и речи: предикативность и модально-основные категории предложения.

предложениеминимальная коммуникативная единица языка и речи, характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью. Причём следует подчеркнуть, что предложение как единица языка представляет собой абстрактную модель (структурную схему – минимум компонентов, необходимых для создания предложения) [Белошапкова В.А. 1977: 101], которая в речи наполняетсяконкретным содержанием. Например: модель N1 – Vf , где N1 – именительный падеж существительного, субстантивированного прилагательного или местоимения, а Vf – глагол в спрягаемой форме, реализуется в таких предложениях, как Ученик пишет; Они написали. Структурная схема N1 – Adv (N2), где Adv – символ наречия или прилагательного в сравнительной степени, а N2 – существительное, местоимение в родительном падеже, характерна для предложений типа: Шашки наголо; Он добрее тебя.
В настоящее время описаны основные структурные схемы простых предложений русского и других языков.
Это учение в основном разработано в славянском языкознании, и появилось оно в связи с разграничением понятий языка и речи. В западных синтаксических концепциях распространен взгляд на предложение как единицу речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...