Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словообразовательная структура слова и способы словообразования.
Словообразование. Способы словообразования Термин «словообразование» неоднозначен, поэтому для обозначения этого понятия существуют другие термины. «Словообразование как языковое явление (деривация от лат. derivatio «отвод») – это образование слов,словообразование как наука (дериватология) – изучение и описание слов со стороны их образования» [Моисеев А.И. 1987: 3]. 1. префиксальный способ – образование новых слов при помощи приставок; 2. суффиксальный способ – образование новых слов при помощи суффиксов 3. префиксально-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе или слову префикса и суффикса. Словообразующие аффиксы выражают общее грамматическое значение, относя его к той или иной части речи, и определяют егословообразовательное значение, которое можно сформулировать как семантическое соотношение между производным словом и его производящим, т. е. разница между их значениями. Например, гвоздь – металлический или деревянный заостренный стержень; гвозд-ик – маленькое то, что обозначено производящим словом, т. е. маленький гвоздь. Или: храбрый – храбрость, где суффикс «-ость» имеет значение «отвлеченный, субстантивированный признак предмета, наличие этого признака». Во вновь созданном слове имеется лексическое/индивидуальное/ значение и грамматическое/обобщенное, категориальное, сопутствующее лексическому. Наряду с этими способами словообразования существует также в русском языке безаффиксальный способ образования существительных от глаголов или прилагательных: наплывать – наплыв, побегать – побег; голый– голь, нечистый – нéчесть, при этом в последних случаях наблюдается чередование в основе твердой и мягкой фонем. 1. инициальные сложносокращенные слова (инициальные аббревиатуры), которые в свою очередь в зависимости от произношения делятся на буквенные, звуковые и буквенно-звуковые: USA, ЦСКА, ТПУ, ООН, вуз; 2. слоговые аббревиатуры: обком (областной комитет), телеком (телекоммуникации); Sec Nav (Secretary of the Navy – Военно-морской министр США); 3. смешанные аббревиатуры: самбо (самооборона без оружия); 4. в некоторых аббревиатурах начальная или последняя часть может быть полной: Днепрогэс, завкафедрой, профсоюз, TV-set (телевизор). Одним из распространенных способов словообразования является морфолого-синтаксическая конверсия – это безаффиксальный прием словообразования, при котором происходит переход слова из одной части речи в другую, например, англ.:love «любовь» – to love «любить», master «хозяин» – to master «овладеть», salt «соль» – to salt «солить»; рус. :пройти мимо (нареч.) – прошёл мимо (предлог) меня; нем. leben «жить» – das Leben «жизнь». Принципы классификации слов по частям речи. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |