Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словообразовательная структура слова и способы словообразования.




Словообразование. Способы словообразования

Термин «словообразование» неоднозначен, поэтому для обозначения этого понятия существуют другие термины. «Словообразование как языковое явление (деривация от лат. derivatio «отвод») – это образование слов,словообразование как наука (дериватология) – изучение и описание слов со стороны их образования» [Моисеев А.И. 1987: 3].
Общеизвестно, что слова по своему происхождению делятся на производные и непроизводные, соответственно и основа слова бывает как непроизводная, так и производная. Основа отличается от корня тем, что «выражает категориальную отнесенность к одной из полнозначных частей речи, для чего оформляется специальным словообразующим элементом» [ЛЭС: 353], например: желт-изн-а (корень «желт-» несет в себе вещественное значение, основа «желтизн-» – свидетельствует, что с таким суффиксом образуется существительное). Наряду с этим при образовании новых слов говорят о словообразующей (производящей, мотивирующей) основе, под которой понимается общая часть двух или более слов, использованная для образования и мотивировки значения нового слова. Так, слова поморы, морской, моряк, взморье мотивируются словом «море», т. е. у них одна словообразующая основа «мор-», но разные словообразовательные форманты. Слово письменность мотивируется прилагательным «письменный» и, следовательно, словообразующая (производящая) основа «письменн-». Приведённые примеры показывают, что производящая основа может быть непроизводной /мор-/, чистой, состоящей из одного корня, и производной /письменн-/, т. е. имеющей в своем составе словообразующие аффиксы.
Рассмотрим способы словообразования и виды словообразующих формантов на примерах, которые приведены на схеме 4.
Схема содержит примеры слов, образованных при помощи аффиксов, среди которых можно выделить три видааффиксации:

1. префиксальный способобразование новых слов при помощи приставок;

2. суффиксальный способ – образование новых слов при помощи суффиксов

3. префиксально-суффиксальный способобразование новых слов путём одновременного присоединения к основе или слову префикса и суффикса.

Словообразующие аффиксы выражают общее грамматическое значение, относя его к той или иной части речи, и определяют егословообразовательное значение, которое можно сформулировать как семантическое соотношение между производным словом и его производящим, т. е. разница между их значениями. Например, гвоздь – металлический или деревянный заостренный стержень; гвозд-ик – маленькое то, что обозначено производящим словом, т. е. маленький гвоздь. Или: храбрый – храбрость, где суффикс «-ость» имеет значение «отвлеченный, субстантивированный признак предмета, наличие этого признака».

Во вновь созданном слове имеется лексическое/индивидуальное/ значение и грамматическое/обобщенное, категориальное, сопутствующее лексическому. Наряду с этими способами словообразования существует также в русском языке безаффиксальный способ образования существительных от глаголов или прилагательных: наплывать – наплыв, побегать – побег; голый– голь, нечистый – нéчесть, при этом в последних случаях наблюдается чередование в основе твердой и мягкой фонем.
Часто используется, а в некоторых языках, например в немецком, китайском преобладает такой способ образования новых слов, каксловосложение,заключающийся в морфологическом соединении двух или более корней или основ, например: немецкий язык –Kinderkrankenhaus«детская больница» (Kinder – дети, kranken – болеть, Haus – дом, здание), русский – белозубый, землепашец. В приведённых примерах русского языка использованы интерфиксы «о», «е», это так называемое тематическое словообразование. Между тем возможно атематическое словообразование: русский – плащ-палатка, скопидом, английский – flashlight (ручной фонарик); life-work (труд или дело всей жизни).
В современных языках наметилось стремление к словообразованию путём аббревиации –это особый способ деривации путём создания синонимичных номинаций – аббревиатур при помощи сокращения. Аббревиатура (итал. abbreviatura, от лат. abbreviāre – «cокращать») – сложносокращенное слово (существительное), образованное путём сокращения мотивирующей части [Стариченок В.Д. Большой лингвистический словарь. С. 11.]. Сокращенные слова образуются путём усечения: англ. bus (от лат. omnĭbus – для всех); зам, пом, спец. Сложносокращенные аббревиатуры образуются из разного рода номинативных словосочетаний путём усечения и слияния оставшихся частей. Эти образования бывают нескольких видов:

1. инициальные сложносокращенные слова (инициальные аббревиатуры), которые в свою очередь в зависимости от произношения делятся на буквенные, звуковые и буквенно-звуковые: USA, ЦСКА, ТПУ, ООН, вуз;

2. слоговые аббревиатуры: обком (областной комитет), телеком (телекоммуникации); Sec Nav (Secretary of the Navy – Военно-морской министр США);

3. смешанные аббревиатуры: самбо (самооборона без оружия);

4. в некоторых аббревиатурах начальная или последняя часть может быть полной: Днепрогэс, завкафедрой, профсоюз, TV-set (телевизор).

Одним из распространенных способов словообразования является морфолого-синтаксическая конверсия – это безаффиксальный прием словообразования, при котором происходит переход слова из одной части речи в другую, например, англ.:love «любовь» – to love «любить», master «хозяин» – to master «овладеть», salt «соль» – to salt «солить»; рус. :пройти мимо (нареч.) – прошёл мимо (предлог) меня; нем. leben «жить» – das Leben «жизнь».






Принципы классификации слов по частям речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...