Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Собственно-лингвистический (функциональный) аспект изучения звуковых элементов языка. Понятие фонемы, ее функции.




Акустический(физический) аспект Артикуляционный(физиологический) аспект Функциональный (лингвистический) аспект
Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата) Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции.

 

В середине ХIХ века, когда, благодаря успехам точных наук и техники, лингвисты получили возможность использовать для изучения звуковой стороны человеческой речи различные технические приспособления, они оказались в расстерянности перед бесконечным многообразием звуков, не поддающимся точному учёту и систематизации. Ведь ни один звук не произносится абсолютно тождественно не только разными говорящими, но даже одним говорящим при повторении. Снять это противоречие, упорядочить весь этот фонетический хáос, свести бесконечное многообразие реальных звуков речи к ограниченному числу повторяющихся единиц системы языка позволило введение понятие фонемы.
Звуки объединяются в фонемы не по акустической или артикуляционной близости, а по общности функциональной, что понимается следующим образом:если звуки произносятся по-разному в зависимости от условий произношения, но выполняют одну и ту же функцию, т. е. образуют один и тот же корень, суффикс, приставку или окончание, то эти звуки можно объединить в одну фонему.
Рассмотрим это на примерах. Возьмем слова род и родовой. В этих словах присутствует один корень, хотя первое слово мы произносим [рот], поскольку в русском языке звонкие согласные в конце слова оглушаются. Или еще примеры: молоко [мълAкó] – молочный[мAлóчныj] – молоковоз [мълъкAвóс], гласные первого корня произносятся по-разному в зависимости от места ударения, следовательно, гласные, различающиеся по своим акустико-артикуляционным признакам, находятся в одной и той же функции (входят в состав одного и того же корня) и реализуют одну и ту же фонему. Поэтому говорящие абстрагируются (отвлекаются) от этих звучаний и оценивают звук как одну и ту же единицу языка, т. е. фонему.
Сравним в английском языке слова book – books и day – days, где окончание множественного числа /-s/ звучит по-разному: как [-s] и как [-z], а в словах abbreviation [ә,bri:vi´ei∫n] «сокращение» – abnegate [´æbnigeit] «отрицать» отмечено разное произношение приставки /ab-/.
С другой стороны, в словах род и рот произношение последнего звука совпадает – [т], но функционально эти звуки различны, т. к. реализуют разные лексические единицы.
Таким образом, фонема – это не всякий звук языка, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звуковые оболочки морфем и слов, например: бок – бак – бык – бук и т. п. Возьмем примеры из английского языка: pin «булавка», pen «ручка», pan «кастрюля», звуковой состав и значения которых различаются только гласными звуками.
Дадим определение фонемы. Фонемы это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
Уже в определении названы некоторые функции фонем. Кроме того, учёные называют еще несколько функций. Итак, к основным функциям фонемы относятся следующие:

1. конститутивная (строительная) функция;

2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время каксмыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся ксмыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.

 

 

 9 Понятие об оппозициях фонем, их типах. Нейтрализация фонемных противопоставлений.









Общее понятие о противопоставлениях (оппозициях) фонем

Как мы уже говорили, у фонем есть дифференциальные признаки, которые различают фонемы. Наличие этих признаков легко обнаруживается, когда в одной и той же фонетической позиции употребляются две разные фонемы, отличающиеся только этим одним признаком: Томь – том; томный – темный, в английском: sin [sin] «грех» – sing [siŋ] «петь», mill [mil](мельница) – meal [mi:l] (еда). Такие противопоставления назваются оппозициями. Оппозици [от лат. oppositio противопоставление] – лингвистически существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания [ЛЭС. С. 348].
Оппозиции бывают разных типов. Если фонемы различаются по одному признаку, то они называются коррелятами (по Ю. С. Маслову – чистые). Корреляции существуют замкнутые, или парные (бинарные): /п’/ – /п/ противопоставленность по мягкости/твердости или /г/ – /к/ – противопоставленность по звонкости/глухости, и незамкнутые, или трёхчленные (см. таблицу 11).
Парные оппозиции бывают пропорциональные: в русском, английском, немецком и французском языках cуществует противопоставленность по глухости/звонкости, во французском – противопоставленность по назальности/неназальности и т. п. и изолированные, например, в английском, немецком языках /r/:/l/. Их еще называют привативными, т. е. одна из фонем обладает признаком, которого лишена другая.
Трёхчленные оппозиции представлены тремя видами: ступенчатыми (градуальными), цепными и пучками.
Ступенчатые характеризуются продвинутостью языка в норвежском языке: /ü – ư – u/; степенью подъёма языка во французском: /i – e – ε/, в немецком: /u – o – O/.
Для цепных оппозиций характерны разные места образования и активные органы, типа английских фонем /m – n – ŋ/ и русских /п – т – к/.
Корреляции пучками имеют место в аффрикатах: /t/ ←↓→ /s/

/ts/
Существуют также смешанные (некоррелятивные) противопоставления: это оппозиции по нескольким признакам: /а/ – /к/, /о/ – /ж/.
Таблица 11









Оппозиции фонем


Оппозиции парные (бинарные)

пропорциональные

изолированные

английский, немецкий, русский, французский языки
/b/ : /p/ = /d/ : /t/ – звонкость/глухость
французский язык
/ε̃/ : /ε/ = /ã/ : /a/ – назальность/неназальность
русский язык
/n/ : /n’/ = /d/ : /d’/ – твердость/мягкость

английский, немецкий языки /r/ : /l/

Оппозиции трёхчленные (тернарные)

1. Ступенчатые (градуальные):     2. Цепные:   3. Пучками: норвежский язык /u – u˙ – ü/ французский язык /i – e – ε/ немецкий язык /u – o – O/ английский язык /m – n – ŋ/ русский язык p – t – k/ /t/ ←↓→ /s/ /ts/

Продвинутость языка

 

Степень подъёма языка

Разные местообразования и активный орган

Аффриката - это фонема, сочетающая приступ по типу смычного согласного и отступ щелевого согласного.

         

Наряду с сильной позицией выделяют слабуюэто позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой дифференцирующих функций: для гласной – это безударная (для большинства языков), а для согласных в основном – в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными. В этих позициях происходит снятие различий между фонемами, что называется нейтрализацией фонем, например: Сама купила сома.
[сAма́] [сAма́]
Распределение фонем по произносительным позициям называется дистрибуцией (от лат. distributio – разделение, распределение) или иначе: совокупность всех позиций и окружений, в которых встречается элемент языка. Например: русская фонема /у/ встречается во всех возможных позициях, т. е. имеет максимально широкую дистрибуцию. Этого нельзя сказать об английской фонеме /ŋ/. Она может находиться в конце слова: sing «петь» или корневой морфемы: singer «певец», в середине слова: sprinkle «разбрызгивать», но никогда не встречается в начале слова и перед гласным.
Если признаки, различающие звуки, обусловлены фонетической позицией, окружением и регулярно появляются у звуков в данных позициях, то эти признаки относятся к неразличительным, а сами звуки выступают как варианты одной фонемы, т. е. элементы встречаются во взаимоисключающих позициях (в дополнительной дистрибуции). Так, в русском языке в отношении дополнительной дистрибуции находятся звуки [и] и [ы]: быть – бить и т. п. На этом основании представители Московской школы отказывают [ы] в статусе фонемы, что оспаривается учёными Петербургской школы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...