Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.3. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны




Студент должен

знать:

- состав атмосферного воздуха;

- источники загрязнения атмосферы и вредные вещества, присутствующие в воздухе рабочей зоны;

- нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ПДК);

- способы защиты работников при наличии в воздухе вредных веществ;

уметь:

-определять вредные вещества в воздухе рабочей зоны;

- обеспечивать защиту работников устройством вентиляции и средствами индивидуальной защиты.

 

Состав атмосферного воздуха. Загрязнители атмосферы. Пыль и аэрозоли. Контроль и нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Вентиляции.

Практическое занятие

Контроль и нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

 

Литература: (5) с. 101-105, (6) с. 119-124, (19), ГН 2.2.5.13.13-03.

 

Методические указания

 

Обратите внимание на то, что наиболее благоприятен для дыхания атмосферный воздух, содержащий (% по объему) азота – 78.08, кислорода – 20.95, инертных газов – 0.93, углекислого газа – 0.03, прочих газов – 0.01.

Чистота воздушной среды характеризуется содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны и измеряется в мг/м3.

Для оценки действия вредных веществ используют их предельно допустимые концентрации. При изучении темы обратите внимание на основные факторы рабочей зоны, негативно воздействующих на организм человека. К ним относятся – запыленность и загазованность воздуха, недостаток кислорода; дым и аэрозоли; токсичные (вредные, ядовитые) вещества; ухудшенные (ненормальные) параметры микроклимата; ионизирующая радиация и различные излучения и др. факторы.

По ГОСТу 12.1.005-88 изучите термины и определения:

- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

- рабочее место;

- вредное вещество;

- микроклимат и др.

По степени воздействия на организм человека все вредные вещества подразделяются на четыре класса (ГОСТ 12.1.007-76):

1 – чрезвычайно опасные (ртуть, свинец, озон и др.)

2 – высоко опасные (оксиды азота, бензол, йод, марганец, хлор и др.)

3 – умеренно опасные (ацетон, метиловый спирт и др.)

4 – малоопасные (аммиак, бензин, скипидар, этиловый спирт и др.)

 

Опасность устанавливается в зависимости от величины ПДК, средней смертельной дозы острого и хронического действия.

Для того, чтобы обеспечить безопасную для жизни и здоровья производственную среду, не наносить вред окружающей среде осуществляется контроль за загрязнением и предусматривает меры защиты от вредных веществ.

Для контроля концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны изучите экспресс-методы, лабораторные методы, методы непрерывного контроля. Для проведения контроля используют газоанализаторы: УГ-2, ГХ-4,АМ-5 (ГХ -100) и др.

Меры защиты от вредных веществ включают в себя комплекс организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий (герметизация, замена устаревшего оборудования, использование вентиляции, циклонов и др.).

При недостаточной эффективности коллективных мер защиты используют средства индивидуальной защиты (СИЗ). Обязательное проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, а также уменьшение времени нахождения работающих во вредных условиях.

Для регулируемого воздухообмена в помещении устраивают вентиляцию. Изучите по рекомендуемой литературе вентиляцию по способу перемещения воздуха механическую (искусственную) и естественную. Научитесь различать вентиляцию общую, местную и комбинированную.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы рабочей зоны негативно воздействуют на организм человека?

2. Какие показатели используют для оценки действия вредных веществ?

3. Назовите классы опасности вредных веществ по степени воздействия на организм человека?

4. Как осуществляется контроль и гигиеническое нормирование содержания  вредных веществ в воздухе рабочей зоны?

5. Назовите меры защиты от вредных веществ.

6. С какой целью устраивают системы вентиляции и кондиционирования в производственных помещениях?

Тема 2.4. Шум и вибрация

Студент должен

знать:

- источники шума и вибрации;

- характеристику шума и вибрации и их воздействие на здоровье человека;

- способы защиты от шума и вибрации;

уметь:

- определять уровни шума и вибрации с помощью приборов;

- обеспечить защиту работников от шума и вибрации с использованием средств индивидуальной и коллективной защиты.

 

Характеристики шума и его воздействие на работника. Вибрация, и ее влияние на здоровье человека. Защита от шума и вибрации на производстве.

Литература:(5) с.105-110, 119, 135-140, (6), с. 61-79, с.145-168, (17), (18).

 

Методические указания

Изучение темы следует начать с определения, что такое шум и вибрация. Затем надо изучить источники вредных шумов и вибраций в лесном хозяйстве. Дать им характеристику и определить их воздействие на здоровье человека. После этого необходимо познакомиться с приборами, которые используют для замера и определения уровня шума и вибрации. Изучив вредное воздействие шумов и вибрации на организм работающих, необходимо узнать способы коллективной и индивидуальной защиты. Кроме учебников (5), (6) для изучения воспользуйтесь стандартами. Так нормирование вибрации осуществляется по ГОСТ 12.1.012-04 и СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Нормируемые параметры шума на рабочих местах определены ГОСТ 12.1.003-83 и СН 2.24/2.1.8.562-96. «Шум на рабочих местах, в помещениях и на территории жилой застройки».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите основные источники шума и вибрации в лесном хозяйстве и деревообрабатывающем производстве.

2. Как осуществляется гигиеническое нормирование шума и вибрации?

3. От чего зависит исход воздействия вредного шума на работника?

4. Как классифицируется вибрация?

5. К каким профессиональным заболеваниям может привести длительное воздействие на организм человека повышенный уровень шума и вибрации?

6. Назовите виды вибрации по способу передачи на человека.

7. Назовите меры защиты от вредного шума и вибрации.

 

Тема 2.5. Электроток и ионизирующие излучения

 

Студент должен

знать:

-термическое, электрическое и биологическое воздействие электрического тока на различные системы организма;

- физические характеристики, от которых зависит поражающее действие электрического тока;

- способы защиты от статического электричества и молнии;

- что такое радиация и средства защиты от воздействия ее в лесных условиях;

уметь:

- организовать и обеспечить защиту от действия электротока, статического электричества и молнии;

-пользоваться приборами и измерять уровень радиации в лесу;

- применять средства защиты от воздействия радиации в лесу.

 

Действие электротока на организм человека. Защита от действия электротока. Заземление и зануление оборудования, как средства защиты от электротока, защита от статического электричества и молний. Радиация, ее измерение и воздействие на человека. Средства защиты от воздействия радиации в лесных условиях, режимы труда и отдыха.

Практическое занятие

Заземление и зануление оборудования, как средства защиты от действия электротока.

Литература:(5) с.113-117,140-147, (6) с. 168-191, (29), (31).

 

При изучении темы следует обратить внимание на то, что опасность электротока для здоровья и жизни человека обусловлена тем, что проходящий ток не виден и зачастую не воспринимается им как источник опасности.

Следует знать, что поражение электротоком может проявляться двумя видами: электрические травмы и электрический удар. Исход воздействия тока на человека зависит от величины тока, от его рода, пути движения по телу, частоты и времени воздействия, условий среды, в которой находится пострадавший.

Известно, что наиболее опасным является переменный ток с промышленной частотой 50-60 Гц (герц), чем постоянный.

Для человека опасным считают силу тока, равную 0.1 А и более, напряжение 40 В и более. Электричество подразделяют на техническое и атмосферное (удар молнией). Сила тока молнии составляет сотни тысяч ампер, напряжение – десятки миллионов вольт. Температура – около 25000С.

По рекомендованной литературе изучите, в каких случаях человек может получить электротравму (при прикосновении к токоведущим частям, приближении к ним, в результате попадания под шаговое напряжение и т.д.). Там же рассматриваются основные способы и средства электрозащиты: защитное заземление, зануление, изоляция и ограждение токоведущих сетей, использование при работе средств индивидуальной защиты (перчатки, резиновые коврики и галоши и др.)

Молния – серьезная угроза для людей. Часто молния попадает в крупные деревья. В организме пострадавших отмечаются патологические изменения, как при поражении электротоком.

Примерно 25 % тех, в кого попала молния, погибают. Смертельные случаи – обычно в результате остановки сердца. Те, кто выжил, получают серьезные нарушения здоровья.

Вот почему важно знать и применять способы защиты от удара молнией.

В результате чернобыльской радиационной катастрофы большие площади на территории нашей страны и других стран были загрязнены радиоактивными веществами. В основном это долго живущие радионуклиды: цезий – 137 и стронций – 90. Лес задержал до 90 % радиоактивных выпадений. Возможность использования человеком даров леса на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, является одной из проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности в лесу.

Проведение работ в загрязненных радионуклидами лесах осуществляется в соответствии с Правилами по охране труда в лесном хозяйстве в условиях радиоактивного загрязнения, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Норм радиационной безопасности (НРБ) – 76/87, Основных санитарных правил (ОСП) – 72/87 и «Правил по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве».

В этих правилах изучите обязанности и права административно-технического персонала лесничеств, зоны радиоактивного загрязнения ( в зависимости от плотности загрязнения почвы Ки/км2 цезием – 137 и стронцием – 90), регламентации лесохозяйственной деятельности по зонам радиоактивного загрязнения, мероприятия по охране труда

Обратите внимание, что при проведении лесохозяйственных работ в загрязненных радионуклидами лесах, проводятся мероприятия по снижению индивидуальных годовых доз облучения работников критической группы профессий.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается особенность воздействия электротока на человека?

2. Назовите физические характеристики, от которых зависит поражающее действие электрического тока.

3. Назовите основные варианты поражения техническим электричеством.

4. Какие СИЗ используют для защиты от поражения электротоком?

5. Как устроено и работает заземление и зануление?

6. Назовите радионуклиды, которыми загрязнены леса после чернобыльской аварии.

7. Что такое плотность радиоактивного загрязнения почвы и в каких единицах она измеряется?

8. Назовите особенности ведения лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения.

9. Какие меры индивидуальной защиты и личной гигиены установлены на предприятиях лесного хозяйства, расположенных на территории зон с плотностью загрязнения почвы цезием – 137 от 15 до 40 Ки/км2?

 

Тема 2.6. Освещенность

 

Студент должен

знать:

-требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах;

- виды освещения и его нормирование;

- источники света и светильники;

- методы расчета и контроля освещения.

уметь:

-измерять параметры световой среды люксметрами Ю–16, Ю-117, Кварц-21 и др.;

- организовать правильный выбор освещения на рабочих местах и создать комфортные зрительные условия;

- производить расчет освещения.

 

Понятия: свет, освещенность, световой поток, сила света. Производственное освещение: естественное, искусственное и совмещенное. Местное и комбинированное освещение. Нормирование освещенности. Источники света.

 

Практическое занятие

Нормирование освещенности. Источники света.

 

Литература:(5) с. 110-113, (6) с. 293-325, (20).

        

Изучение данной темы следует начать со значения освещения для здоровья человека. Нужно знать, что недостаточное и избыточное освещение вызывает зрительный дискомфорт, который приводит к отвлечению внимания и общему утомлению, может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения травм.

На каждом рабочем месте, в зависимости от предмета труда, необходимо создать определенную нормативом (21) СНиП 23-05-95 освещенность.

Световой поток производственного освещения разделяется в зависимости от источника на естественное (наиболее благоприятное для человека ), искусственное и совмещенное.

Изучив по рекомендуемой литературе виды освещения и его нормирование надо правильно выбрать и рассчитать нужное освещение для рабочих цехов, видов работ и места работы.

В литературе (6) изучите основные параметры, характеризующие освещение и световую среду: световой поток (Ф), сила света (I), коэффициент отражения (r), яркость (L), контраст (К), освещенность (Е).

Необходимо узнать, с какой целью устанавливаются светильники, типы светильников для ламп накаливания (энергосберегающих) и люминесцентных ламп.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды естественного освещения.

2. Какие искусственные источники света применяются на производстве? Их достоинства и недостатки.

3. Каково назначение светильников и как они выполняются?

4. Перечислите основные характеристики освещения и световой среды и единицы их измерения.

5. Как осуществляется расчет искусственного освещения?

6. Какими методами осуществляется расчет естественного освещения?

7. Что такое стробоскопический эффект?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...