Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ 2. ТРАВМИРУЮЩИЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ЗАЩИТА ОТ НИХ
Тема 2.1. Природа негативных факторов производства
Студент должен знать: - классификацию опасных и вредных производственных факторов; - источники опасных и вредных производственных факторов; - гигиеническую оценку условий труда; - порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; - нормативы и технические средства безопасности труда; уметь: - пользоваться индивидуальными средствами защиты и техническими средствами безопасности труда; - использовать на практике нормативные правовые акты и информационные материалы по охране труда.
Классификация негативных факторов. Гигиеническая оценка условий труда. Оценка травмобезопасности условий труда. Индивидуальные средства защиты. Тяжесть и напряженность производственных процессов. Нормативы и технические средства безопасности труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития № 342 Н от 26.04.2011 г.). Литература:(5) с. 89-91, (6) с. 46-51, (8), (13), (22).
Методические указания Изучение данной темы следует начать с Государственного стандарта ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация». Настоящий стандарт распространяется на опасные и вредные производственные факторы, устанавливает их классификацию и содержит особенности разработки стандартов ССБТ на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов. Согласно стандарта опасные и вредные производственные факторы (ОПВПФ) подразделяются по природе действия на группы: - физические; - химические; - биологические; - психофизические. Каждую группу ОПВПФ изучите по ГОСТу в отдельности. Прежде чем исполнять нормы трудового законодательства, необходимо изучить понятие «условия труда». Это понятие объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 ТК вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным – производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч.4 ст. 209 ТК РФ). Подробная классификация условий труда дана в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 г. № Р 2.2.2006 – 05. По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса: - оптимальные (1 класс); - допустимые (2 класс); - вредные (3 класс); - опасные (4 класс). Факторы среды подразделяются на: - физические; - химические; - биологические. Факторы трудового процесса классифицируют по: - степени труда (высокая нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма); - напряженности труда (высокая нагрузка на центральную нервную систему). Изучив эти понятия и определения важно знать, что степень вредности факторов, действующих на работника в процессе труда, оценивают, сравнивая их фактический уровень, определенный во время аттестации рабочих мест, с гигиеническими нормативами условий труда (предельно допустимый уровень воздействия вредного фактора ПДУ). В целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии со ст. 212 ТК РФ проводится аттестация рабочих мест. С 1 сентября 2011 года согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342Н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», вступил в действие новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Знайте, что аттестация рабочих мест считается главным вопросом при изучении данной темы. Если условия труда признаны вредными и опасными, работодатель должен соблюдать правила при приеме сотрудников на работу, обеспечивать работника средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, устанавливать оплату труда, компенсационные выплаты. Систему знаний, полученных во время изучения темы, необходимо привести в соответствие с Трудовым Кодексом и др. нормативно-правовыми документами. Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличаются понятия опасный и вредный производственный фактор? 2. На какие группы подразделяются (ОПВПФ) по природе действия? 3. На какие классы по степени вредности и опасности подразделяются условия труда? 4. Какие факторы трудового процесса Вы знаете? 5. Что такое ПДК и ПДУ? 6. С какой целью проводится аттестация рабочих мест по условиям труда? 7. Какие гарантии предоставляет работодатель всем сотрудникам, трудящимся во вредных условиях? 8. За чей счет осуществляются обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования? Тема 2.2. Метеорологические факторы и защита от них Студент должен знать: - основные метеорологические факторы, которые воздействуют на работника лесного хозяйства в зависимости от конкретного рабочего места; - принципы терморегуляции организма человека с окружающей производственной средой на открытом воздухе и в производственных помещениях; - энергозатраты организма (ккал/ч) при выполнении работ в зависимости от категории тяжести и напряженности работы; уметь: - пользоваться приборами и производить измерения метеоусловий на рабочих местах.
Теплообмен в теле человека. Общее и местное охлаждение, обморожение. Нормирование метеоусловий и их измерение в производственных условиях, микроклимат. Практическое занятие
Измерение метеоусловий.
Литература:(5) с.98-101, (6) с.307-320, (19), СанПиН 2.2. 4.584-96
Методические указания При изучении темы сразу следует усвоить, что параметры климата оказывают существенное влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Наилучшие условия – когда выделение теплоты человеком равняется ее отводу от человека, т.е. при наличии теплового баланса. Такие условия называются комфортными, а параметры микроклимата оптимальными. Гигиеническое нормирование параметров производственного микроклимата установлено системой стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.1.005-88, а также СанПиН 2.2.4.584-96) Исследования лаборатории охраны труда ФГУ ВНИИЛМ показали, что работы в лесу вследствие различных изменяющихся сочетаний температуры, влажности, скорости движения воздуха, атмосферных осадков можно отнести к вредным условиям труда (класс 3), что требует установления особых условий труда и отдыха работников. Изучая учебный материал по рекомендуемой литературе, Вы узнаете, что по энергозатратам организма, исчисляемым в ккал/ч (Вт), определяют категорию тяжести (напряженности) работ. Установлено 3 категории: I категория – легкие физические работы – до 150 ккал/ч (174 Вт); II категория – средней тяжести – 151-250 ккал/ч (175-290 Вт); III категория – тяжелой физической напряженности – более 250 ккал/ч (290 Вт). В литературе (5) с. 117-119 изучите приборы для измерения метеоусловий (термометры, психрометры, анемометры и др.) Следует знать, что крайне низкие температуры воздуха производственной среды могут приводить к общему и местному переохлаждению, обморожению, а высокие температуры приводят к перегреву (тепловым и солнечным ударам). Для проведения работ на открытом воздухе в лесу службой охраны труда предусмотрены специальные виды рабочей одежды и передвижные обогревательные домики (будки).
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы механизмы терморегуляции организма человека? 2. От чего зависит значение оптимальных и допустимых параметров микроклимата? 3. Почему для тяжелой физической работы оптимальные и допустимые значения температуры ниже, а скорости движения воздуха больше, чем для легкой физической работы? 4. Какая температура считается наиболее благоприятной при работе в цеховых условиях зимой и летом? 5. Назовите способы защиты работников леса от неблагоприятных климатических условий при работе на открытом воздухе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |