Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Территориальная и социальная дифференциация общенародного языка. Понятие литературного языка и просторечия.




Язык как общественное яыление. Функции.

Основные вопросы языкознания – что такое язык, какова его природа, каковы его функции. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно определить, к каким явлениям относится язык: биологическим, психическим или социальным (общественным).
1. Издавна существовало мнение, что язык – биологическое явление, что это врождённое свойство человека, такое же, как способность человека есть, пить, ходить и т. п., т. е. язык наследуется человеком, он заложен в самом биологическом существе человека.
Однако в истории известны случаи, когда маленькие дети попадали к диким зверям, росли среди них, особенно часто среди волков, но вернувшись в человеческое общество, они не смогли научиться говорить и мыслить, хотя их органы речи были вполне нормальны [см. Сын волчицы 1963; Сидоров М. 1965 и др].
Кроме того, жизнь знает немало примеров, когда детей одной национальности помещали в другую языковую среду, и они говорили на языке окружения, а не на родном.
Всё это подводило исследователей к выводу, что язык по наследству не передаётся и не относится к биологическим явлениям.
Однако современные исследования на новом уровне развития науки возвращаются к этой стороне природы языка. Новые данные научно обосновывают язык как общечеловеческое биологическое врождённое достояние, как психофизиологический резерв в мозге людей, который един для всего человечества. Эта высшая биологическая способность мозга (психофизиологический резерв) «передаётся по наследству генетическим путём, но реализация в форме речи зависит от множества факторов исторического, социального, территориального и иного порядка» [Нечипоренко В.Ф 1984: c.42].

Биологический фактор обнаруживается в двух основных сферах проявления языковой способности: в процессе усвоения конкретного человеческого языкаи в процессе хранения, порождения и передачи информации вербальным путём.Современные учёные находятся на пороге открытия уникальной закономерности, свидетельствующей об изоморфизме (т. е. подобии, аналогии) генетического и языкового кодов. Клинические данные патологии речи позволяют предположить, что гены, отвечающие за язык, расположены в Х-хромосоме <…> На основании этого можно утверждать,что наша способность к речи генетически предопределена <…> и онтогенез, т. е. происхождение индивидуальной речи, проявляющийся в процессах овладения языком, регулируется генетически»[Бачанджян Б.Х. 1992: c. 131].
2. Существует также точка зрения, согласно которой язык считается проявлением «духа божьего или человеческого». Например, немецкий лингвист В. фон Гумбольдт говорил о языке как проявлении «духа народа».
Психологи, занимающиеся проблемой природы языка, изучают, как соотносятся между собой вербальные и невербальные способы хранения, порождения и передачи информации в сознании отдельных людей и коллективов, и какую роль играет это соотношение в формировании общих и отличительных черт лексико-семантических систем в различных языковых картинах мира. В результате они утверждают, что язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности человека или народа, т. е. единственной реальностью является язык индивида с его личностной и этнической спецификой.
3. Как мы уже говорили, язык возникает и развивается только в коллективе, только под влиянием речи коллектива. «Язык существует постольку, поскольку есть общество» [Мейе А. 1938: 52], – писал французский учёный А. Мейе. Способность к членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения исторически сложившейся системы того или иного языка.
Таким образом, был сделан вывод: язык – явление общественное, т. е. социальное. Однако точнее, по мнению В.Н. Манакина, было бы говорить об особой социальной природе языка, о его социальной обусловленности.Итак, «в языке, как и в человеке, в сложном многомерном единстве живут, по крайней мере, три основных начала:физическое (биологическое), психологическое (индивидуальное) и социальное…» [Манакин В.М. 2004: 28-43] – такую точку зрения излагает В.Н. Манакин в своей монографии. Это можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 2

Природа языка

Биологическое явление Психическое явление Социальное явление
Язык – общечеловеческое биологическое достояние как психофизический резерв в мозге людей. Язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности человека или народа. Язык возникает и развивается только в обществе.

назад вперед











Основные функции языка


Функция в лингвистике понимается как роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе [ЛЭС, с. 564]. Исследователи выделяют основные функции языка и частные, вспомогательные, счёт которых иногда доходит до десяти.
Основные функции:

1) коммуникативная: общение, обмен информацией;

2) когнитивная (познавательная), средство формирования и способ выражения мысли.

Частные функции:

1) регулятивная (фатическая): установление контактов между людьми;

2) номинативная: называние предметов, понятий – неотъемлемая часть познания;

3) кумулятивная (накопительная): познание окружающего мира и хранение данных;

4) экспрессивная (эмотивная); выражение чувств и эмоций и др.



Язык и речь. Взгляды ученых(Соссюр, гийом, Щерба) на соотношение языка и речи.

Понятие языка и речи


Лингвисты издавна интересуются вопросом, что такое язык.В каком виде он существует в реальной жизни? В виде словарей и грамматик? Но есть языки, которые не имеют или не имели до некоторого времени словарей и грамматик, так называемые бесписьменные языки. Следовательно, язык существует в сознании его носителей, в памяти тех, кто знает этот язык. В сознание каждого человека он проникает извне, потому что этим языком пользуются окружающие его люди. Известно, что язык исчезает из памяти, если человек перестает им пользоваться: говорить, писать, читать. Итак, языксуществует, пока он употребляется (функционирует) в речи, в речевых актах.
Вопрос о соотношении языка и речи интересовал многих лингвистов. Различение данных понятий впервые было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (17671835), который писал: «Язык как масса всего произведённого речью не одно и то же, что самая речь в устах народа»[Гумбольдт В. фон 1859]. Язык он определял как готовый продукт речевой деятельности (Ergon) и как деятельность (Energeia), т. е. речевую деятельность.
Теоретически различие понятий «язык – речь» обосновал Фердинанд де Соссюр (18571913), а детальнее разрабатывали его ученики. Ф. де Соссюр в работе «Курс общей лингвистики» пишет: «… изучение речевой деятельности распадается на две части; одна из них, основная, имеет своим предметом язык, это есть нечто социальное по существу и независимое от индивида; эта наука чисто психическая; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть, включая фонацию (произнесение звуков речи – Л. И.); она психофизична». И далее: «Оба эти предмета тесно связаны между собой и предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна и тем самым эффектна; речь в свою очередь необходима для того, чтобы сложился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку»[Соссюр Ф. де 1957: с.57].
В дальнейшем эти понятия разрабатывались другими учёными, в частности отечественным лингвистом Л.В. Щербой (1880–1944), который рассматривает три явления: речевую деятельность, языковую систему и языковой материал. Причём речевую деятельность он понимает как процессы говорения и понимания и считает первым аспектом языковых явлений [Введение в языкознание. Хрестоматия 2004: 21; также см. c. 14–26. ].
В современном языкознании под речью понимают «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму[ЛЭС: 414].
При устном общении процесс говорения и процесс восприятия – понимания протекают одновременно, при письменном общении эти процессы разорваны во времени и пространстве. В процессе речевой деятельности создаётся текст (в данном случае это любое произведение, записанное или произнесенное, состоящее из одного слова, фразы или книги). Тексты могут быть поняты даже через некоторое время, поскольку они состоят из элементов, соединенных по правилам, известных слушателю или читателю. Таким образом, языкможно определить как систему единиц, элементов, которые регулярно в общественном масштабе воспроизводятся в речи по определенным законам (правилам).Речь обычно характеризуют, противопоставляя её языку, как это представлено в таблице 1 [таблица заимствована: Варпахович Л.В. 2003: 10].

Таблица 1

Отличительные свойства языка и речи

ЯЗЫК РЕЧЬ
1. Идеален, психичен, т. е. чувственно не воспринимаем 1. Материальна, психофизична, т. е. чувственно воспринимаема
2.Абстрактен, т. е. обозначает отвлеченные сущности, понятия, поля 2. Конкретна, т. е. употребляется в различных ситуациях
3.Потенциален, только предлагает варианты, возможности, но не реализует их 3.Реальна, реализует возможности языка
4.Консервативен, т. е. относительно устойчив, изменяется через речь. 4.Динамична, т. е. изменчива в гораздо большей степени
5.Социален, т. е. предназначен для социума и используется в нем. 5.Индивидуальна, т. е. принадлежит конкретному индивидууму – носителю языка.

+ табличка об ученых

 







территориальная и социальная дифференциация общенародного языка. Понятие литературного языка и просторечия.

§ 10. Дифференциация общенародного языка.
Понятие литературного языка


Современный общенародный (этнический) язык условно можно разделить на две части: на литературный язык и нелитературные формы.
Нелитературные формы существования общенародного языка включают территориальные и социальные диалекты, а такжепросторечие.

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) представляет собой разновидность этноязыка, употребляемую в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью[ЛЭС: 132]. Территориальные диалекты тесно связаны с историей языка, поскольку сохраняют связи с бытующими ранее на определенных территориях родоплеменными диалектами, носители которых некогда объединились в одну этническую общность. Диалекты одних языков, например, русского языка, обладая различиями на разных языковых уровнях, не являются серьёзной помехой для общения между говорящими на разных диалектах одного языка. В то же время есть территориальные диалекты, затрудняющие общение этноса, относящегося к разным диалектным группам этого же языка, к таким, например, можно отнести верхненемецкие и нижненемецкие диалекты.
Социальные диалекты представлены языками различных социальных объединений: арго, жаргон (или сленг). Арго – это условный язык отдельных группировок, целью которого является конспирация сообщений. Жаргон – это язык устного общения относительно устойчивых объединений по разным признакам: по возрасту, по интересам, по сословному положению, по профессиональным занятиям и т. п.
К профессионализмам относятся слова или выражения, свойственные речи представителей той или иной профессиональной групп: например, склянки (в речи моряков – полчаса), прозвонить (в речи электриков проверить электрическую цепь); мигалка, баранка – в речи автомобилистови т. п. Профессионализмы относятся к ненормативным наименованиям, употребляются они преимущественно в устной речи.
Литературный язык является вершиной развития национального языка и представлен письменной и устной формами. Как высшая форма существования языка он противостоит территориальным диалектам, разным типам разговорного языка и просторечию. Под литературным языком понимается основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации, т. е. к правилам, регулирующим употребление языка [ЛЭС: 270–271].

Литературный язык – категория историческая, в разных исторических условиях его функционирование неодинаково, на это существенно влияет общий уровень культуры этноса. Возникает литературный язык чаще всего в письменной разновидности, поскольку именно эта форма подвергается тщательной обработке с соблюдением всех существующих правил. С развитием общества, повышением культурного, образовательного уровня этноса путём постепенного вытеснения диалектов из сферы устного общения литературный язык распространяется и на устную форму общенародного языка.

Формирование литературного языка происходит в разных странах в разное время: в России он складывается к концу XVIII – началу XIX вв.; английский литературный язык формируется в период XVI–XVII вв., французский – в XVII веке, а немецкий – в XVIII в. Становление же литературного латинского языка начинается в III в. до н. э. и. достигает наивысшего расцвета к I в до н. э.
С развитием литературного языка расширяются сферы его функционирования. Так, в современных литературных языках выделяются функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, обиходно-разговорный, однако следует указать на неоднородность последнего стиля и отграничить его от народно-разговорного языка.
В процессе развития литературного языка вырабатывается языковая норма, основанная на научном изучении языка. Язык подвергается кодификации – сознательному регулированию правил употребления путём подготовки и опубликования нормативных изданий: грамматик, справочников, словарей, стилистических руководств и т. п.
Следует обратить внимание на то, что литературный язык и язык художественной литературы не тождественные понятия, так как в литературном произведении для характеристики персонажей используются лексика и обороты различных функциональных стилей общенародного языка.
Необходимо также остановиться на понятии просторечие как одной из форм национального языка, которое составляетустную некодифицированную сферу общенародной коммуникации и функционально противопоставлено литературному языку. К просторечию относятся случаи неправильного ударения: средства́ (вместо сре́дства), до́суг (вместо досу́г); грамматических форм: выбора́ (вместо вы́боры), договора́ (вместо догово́ры), хочем (вместо хотим); словоупотребления: ложить (вместо класть) и другие. Для просторечия характерно употребление экспрессивно сниженной лексики с оттенками от фамильярности до грубости: дрыхнуть, драпать, морда и т. п.
С развитием устного литературного языка образуется литературное просторечие, которое фиксируется в словарях с пометой просторечие и употребляется как средство речевой характеристики персонажа, однако наиболее грубые просторечия в толковых словарях не фиксируются.
Проблемой дифференциации общенародного языка занимается социолингвистика направление языкознания, изучающее общественную обусловленность строения, возникновения, развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество [Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. 2006: 270].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...