Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура языка и его системный характер




Структура языка и его системный характер


Возьмём небольшой текст:
Зима недаром злится, (1)
Прошла её пора – (2)
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (3)
(Ф. Тютчев)

Анализируя этот текст, мы можем выделить такие единицы языка, как предложения (3), слова (14), морфемы (29), которые, в свою очередь, состоят из фонем. Все языковые единицы взаимосвязаны между собой и участвуют в образовании связного текста.
Вместе с тем перечисленные единицы составляют единую сложную структуру языка. Под структурой языка понимается его расчлененность как целостного образования на составляющие элементы и совокупность связей между всеми его элементами. Элементами языка являются его единицы, о которых мы говорили в предшествующем параграфе.
Совокупность этих единиц и категорий языка составляет ярус / уровень языка. Основными ярусами являются фонетический, морфологический, лексический и синтаксический, каждому из которых принадлежат свои единицы языка и речи, наглядно это представлено в таблице 4.
Таблица 4










Структура языка

Уровень (ярус) Единица языка Единица речи
1. Уровень текста   Сверхфразовое единство
2. Синтаксический уровень Предложение как структурная схема Предложение / высказывание
3. Лексический уровень Лексема / слово Лекс /слово
4. Морфологический уровень Морфема Морф
5. Фонетический уровень Фонема Фон /звук

Каждый ярус/уровень представляет собой сложное единство составляющих элементов (единиц), т. е. систему. Cистема– это совокупность элементов, связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое[Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 1985: 284].
На фонетическом ярусе – это система гласных, согласных; согласные подразделяются на сонанты (сонорные) и шумные, которые в свою очередь бывают звонкими / глухими и т. п. На морфологическом – система склонения, спряжения, система времен и др.; на синтаксическом – система главных и второстепенных членов предложения, система сложного предложения; виды подчинительной связи и т. п.
Следовательно, язык – это сложная система, именно поэтому его называют системой систем.

 

 



Понятие парадигматических и синтагматических отношений.

Понятие парадигматических и синтагматических отношений

Языковые единицы одного и того же уровня вступают между собой в отношения двух видов: парадигматические и синтагматические.
Термин парадигма /греч. образец, пример/ первоначально использовался в морфологии в значении «образец склонения, спряжения». Например:
Единственное число
Им. пад. книга 1 л. говорю
Род. пад. книги 2 л. говоришь
Дат. пад. книге 3 л. говорит и т. д.
Вин. пад. книгу и т. д.
Данные словоформы находятся между собой в парадигматических отношениях, которые определяются как отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного и того же уровня, так или иначе связанными по смыслу.
В парадигматических отношениях между собой могут находиться все языковые единицы. Рассмотрим это на примерах:
1. Синтаксический уровень: Наступает зима.
(единица – предложение) Наступала зима.
Наступала зима.
Данные предложения связаны по смыслу, но противопоставлены по отношению действия ко времени его совершения (настоящее, прошедшее, будущее).
2. Лексический уровень: снег, иней, изморозь, град
(единица – лексема/слово)
Слова, приведённые в качестве примеров, связаны по смыслу (атмосферные осадки), однако по некоторым признакам они противопоставлены: снег – твердые осадки из облаков в виде белых звездообразных кристалликов или хлопьев; иней – ледяные кристаллы, оседающие тонким слоем на поверхности охлаждённых предметов; изморозь – похожий на иней осадок, образующийся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.; град – осадки, выпадающие в виде округлых льдинок (величиной с горошину и больше), представляющих собой дождевые капли, замершие в воздухе.
3. Морфологический уровень: английский язык:
(единица – морфема) а) а bus – bus-es
б) аn hour – an hour’s work
русский язык:
а) пишу – пишешь– пишет
б) пишу– писалбудуписать.
Выделенные грамматические морфемы-флексии противопоставляют связанные по смыслу словоформы по числу или падежу (английский язык), по лицу или времени (русский язык).
4. Фонетический уровень: /б/ – /б’/: быть – бить
(единица – фонема) /с/ – /ж/: сито – жито
/г/ – /к/: гора – кора
Фонемы /б/ и /б’/ противопоставлены по признакам твердость / мягкость, другие признаки у них совпадают; /с/ и /ж/ противопоставлены по месту образования (зубной – небный); /г/ и /к/ – по акустической характеристике (звонкий – глухой).
В речевом акте используется тот или иной член парадигматического ряда, под которым понимаетсясовокупность противопоставлений единицы одного и того же уровня. Так, словоформы позвони, позвонишь, позвонил бы противопоставлены по категории наклонения и представляют собой парадигматический ряд.
В речевом потоке единицы одного уровня, соединяясь друг с другом, вступаютв синтагматические отношения,объединяющие единицы языка в их одновременной линейной последовательности.
Возьмем предложениеПервый тайм мы уже отыграли…и проведем анализ синтагматических отношений с точки зрения сочетаемости языковых единиц.

1. Фонетический уровень отыграли – играли: твердая фонема /т/ в приставке /от-/ требует изменения корневой гласной фонемы /и/ на звук [ы]; отыграли – отыграл(а): перед фонемой /и/ используется /л’/.
2. Морфологический уровень первый тайм: окончание порядкового числительного /-ый/зависит от рода и падежа определяемого слова «тайм»; мы отыграли, но я отыграл (форма глагола определяется категориями лица, числа подлежащего).
3. Лексический уровень = сочетаемость лексем тайм (первый, второй, …, последний), но невозможна сочетаемость: утренний, вечерний, осенний и т. д.; тайм играют, смотрят, но нельзя: петь, писать, звонить и т. д.; уже отыграли, но нельзя сказать: завтра отыграли и т. п.

Приведённые примеры наглядно показывают, что на каждом уровне единицы языка находятся в парадигматических и синтагматических отношениях.

 






























Характеристика звука речи как явления акустики и физиологии.

§ 15. Звуковая природа языка. Три аспекта изучения звуков речи
и языка

Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений.
Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим), изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим, т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а также социальным (языковым, собственно лингвистическим), т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов. Однако при исследовании звуков речи необходимо опираться на данные этих трёх аспектов, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Аспекты изучения звука

Акустический (физический) аспект Артикуляционный (физиологический) аспект Функциональный (лингвистический) аспект
Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата) Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции.

назад вперед меню










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...