Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эндогенные и экзогенные причины отклонений в развитии детей




 

Эндогенные (внутренние) причины аномального развития. Генетические заболевания как эндогенные факторы. Примеры заболеваний. Например, фенилкетонурия. Болезни, связанные с изменениями в хромосомах.

Заболевания, связанные с изменениями в численности хромосом:

- полиплоидия – увеличение хромосомного набора в несколько раз;

- трисомия – увеличение на одну хромосому в паре;

- моносомия – утрата одной хромосомы в паре;

- нулесомия – утрата пары хромосомы.

Примеры заболеваний. Например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тёрнера-Шерешевского и т.п.

Заболевания, связанные с изменениями в структуре хромосом:

- дупликация – удвоение участка хромосомы;

- делеция – утрата части хромосомы;

- инверсия – перестройка участка хромосомы (например, поворот на 180 градусов);

- транслокация – перенос участка хромосомы на другую, не гомологичную ей. Примеры. Например, синдром Лежена.

Экзогенные (внешние) причины, влияющие в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза.

Вредные факторы, влияющие в перинатальный период(внутриутробный) онтогенеза: хронические заболевания родителей, особенно мамы; инфекционные болезни; интоксикация (отравление) мамы; недостаток питания мамы во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликт; травмы; длительная стрессовая ситуация; влияние лучевой энергии и т.п.

 Вредные факторы, влияющие в натальный период (во время родов) онтогенеза: родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода - недостаток кислорода и накопление двуокиси углерода. Шкала Апгар.

Вредные факторы, влияющие в постнатальный период (после рождения) онтогенеза: остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.

Неблагоприятные условия социальной среды, оказывающие травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, на особенности его поведения.

Исследователи – ученые, занимающиеся этиологии аномального развития: Г.Е. Сухарева, Б.В. Зейгарник, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия и др.

 

Понятие дефекта, его структура. Первичные и вторичные отклонения в развитии

 

Дефект как недостаток.

Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

 Дефект – недостаток – одной из функций, нарушающий развитие ребёнка только при определённых обстоятельствах.

В зависимости от характера нарушения преодоление одних дефектов в процессе развития ребёнка, коррекция других, компенсирование третьих.

Степень и качество первичного дефекта. Время возникновения первичного дефекта. Характер нарушения физического и умственного развития ребёнка, оказывающий влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.

 Влияние характера нарушения на ход физического и умственного развития ребёнка и конечный результат развития его познавательной деятельности. Различный образовательный уровень детей. Одни из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.

Аномальное развитие ребёнка - это не столько отрицательное, дефектное, сколько своеобразное развитие. Формирование нормальной психики в зависимости от здорового состояния нервной системы, общего психического развития и правильного педагогического воздействия с момента рождения ребёнка.

Теория Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребёнка с дефектом: отвержение представления об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребёнка. Дефект анализатора или интеллектуальный дефект вызывает ряд отклонений, создаёт целостную сложную картину атипичного, аномального развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития (например, невозможность самостоятельного овладения речью при ранней глухоте).

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский,

 Б. В. Зейгарник, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.

   










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2025.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...