Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория компенсации в специальной психологии




Компенсация как замещение или перестройканарушенных или недоразвитых функций организма; сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных аномалий.

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации: влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом; с другой – именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения; минус дефекта превращается в плюс компенсации, т.е. недостаток оказывается стимулом повышенного развития и деятельности.

Два основных вида компенсации: прямая, или органическая, и непрямая, или психическая. Прямая – при повреждении или удалении одного из парных органов (например, при удалении одной почки, одного легкого, другой оставшийся парный орган компенсаторно развивается и принимает функции больного органа. Непрямая, когда прямая компенсация невозможна, задачу берет на себя центральная нервная система и психический аппарат человека, создавая над больным или недостаточным органом защитную надстройку из высших функций, обеспечивающих его работу. По мнению А. Адлера, ощущение дефективности органов служит для индивида постоянным стимулом к развитию психологии.              

Опора на непрямую, психическую компенсацию при воспитании ребенка с тем или иным физическим дефектом, так как прямая, органическая, компенсация слепоты, глухоты и т.п. недостатков невозможна.

Внутрисистемная и межсистемная компенсации.

   Основные механизмы внутрисистемной саморегуляции:

1. Нарушенная деятельность одних элементов системы (органов, тканей) меняет внешние условия и функцию других ее элементов, вследствие чего сохраняется гомеостатический уровень интегрального параметра, характеризующего деятельность системы в целом.

2. При нарушении функции одного из элементов системы изменившиеся условия деятельности другого элемента обеспечивают устранение первичного дефекта с помощью специально выделяемых гуморальных факторов.

3. Собственные внутрисистемные компенсаторные реакции реализуются за счет местных рефлексов с помощью нервных элементов самих органов.

Отсутствие изолированных компенсаторных процессов на рассматриваемых уровнях организации, внутрисистемные механизмы компенсации находятся в интегративной взаимосвязи и объединены межсистемными компенсаторными реакциями.

Межсистемные механизмы компенсации нарушенных функций.

Если функциональный дефект достаточно выражен и не может быть компенсирован перестройкой активности элементов поврежденной системы, то компенсаторная реакция приобретает генерализованный характер, охватывая многие системы организма, причем на всех уровнях их организации (молекулярном, субклеточном, клеточном, органном, тканевом, системном и организменном). Включение стресс-реализующей системы как переход на режим функционирования, мобилизующий функциональные возможности всего организма, в том числе компенсаторные системы.

 Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.

Биологизаторские концепции, утверждающие независимость психики от внешнего мира, имманентность (имманентный - присущий внутреннему явлению) её проявлений. Интенсивность и содержание психической жизни объяснялись хотя и различными у разных авторов причинами – специфической энергией органов ощущений и восприятия, мышлением, инстинктами, влечениями и т.п., но во всех случаях детерминация психической деятельности находилось в самом субъекте. В результате отрицание педагогического вмешательства в процесс компенсаторного приспособления.

Социологизаторское понимание замещения нарушенных или утраченных функций, отрицающее какую бы то ни было роль природного, биологического в человеке. Отсюда неизбежный вывод: компенсировать отклонения в психическом развитии, например, и при слепоте можно только в том случае, если незрячие будут обучаться и воспитываться в тех же условиях, что и зрячие. При этом под таким условием понимались главным образом содержание обучения. 

Односторонность как биологизаторского, так и социалогизаторского подхода.

    Идеи Т. Липпса, В. Штерна, А. Адлера - здоровое ядро психологии воспитания детей с дефектами: о сверхкомпенсации (работа сверхкомпенсации определяется двумя моментами: диапазоном, размером неприспособленности ребенка, углом расхождения его поведения и предъявляемых к его воспитанию социальных требований с одной стороны, компенсаторным фондом, богатством и разнообразием функций – с другой. Процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя силами: социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспитанию, и сохраненными силами психики. Сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов этого процесса, один из двух полюсов такого осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни, фиктивную цель, направляющую весь жизненный план по сложному пути. Между этими двумя полюсами, крайними случаями, расположены все степени компенсации – от минимальных до максимальных.).

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский,

 Б. В. Зейгарник, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 761.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...