Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенезаСтр 1 из 15Следующая ⇒
Специальная психология
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Специальная психология как самостоятельная отрасль Науки и практики Разветвленная система научных дисциплин современной психологии,находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Специальная психология – отрасль психологии, изучающая особенности психического развития лиц, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными дефектами. Отрасли специальной психологии: тифлопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями зрения), сурдопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями слуха), психология лиц с умственной отсталостью - олигофренопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями интеллекта), патопсихологию (изучает причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга человека). На современном этапе развиваются: психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с нарушениями речи, психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология детей со сложными недостатками развития и др. Объект специальной психологии психологические закономерности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Предмет специальной психологии – психическое развитие детей с проблемами в развитии и особенности коррекции их недостатков развития. Субъект изучения в специальной психологии – человек с проблемами в развитии (например, сурдопсихологии – с нарушениями слуха; в тифлопсихологии – с нарушениями зрения и т. д.). Задачи специальной психологии: 1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявление причин и условий их появления. 2. Анализ причин аномального развития. 3. Обоснование и разработка психологических закономерностей принципов организации и развития сети специальных учреждений для детей с проблемами в развитии. 4. Психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях. 5. Разработка технологий, совокупности методов, приёмов и средств коррекционного психологического сопровождения ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. 6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации личностей с проблемами в развитии. 7. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального развития. Связь специальной психологии с другими науками: Первый блок: биологические и медицинские науки: анатомия и физиология человека; общая генетика; невропатология; психиатрия; ортопедия; отоларингология; офтальмология и т. д. Второй блок – психологические науки: общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; социальная психология; психодиагностика и т. д. Третий блок – педагогические науки: общая педагогика (теория обучения, теория воспитания); социальная педагогика; частные методики; специальные методики и т. д. Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Методы исследования в специальной психологии Основные принципы исследования: объективности (исключение субъективного толкования фактов, применение разнообразных методов и методик исследования) и гуманности, следование генетическому или историческому принципу изучения психических фактов, практичности задач исследования, индивидуального подхода, комплексности в исследовании, учета динамики развития. Основные методы: Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений. Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях. Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя. Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение). Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя. Отрицательная сторона утрата естественности поведения испытуемых. Виды эксперимента: естественный (в обычных жизненных условиях, где эксперимент практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте); лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому; варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры); констатирующий; формирующий. Вспомогательные методы: Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности. Опрос – ответы на вопросы исследователя. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования). Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни. Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов). Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Современные представления о нормальном и Отклоняющемся развитии Понятие «норма». Норма как сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию. Среднестатистическая норма: уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Функциональная норма: индивидуальная норма развития; любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы. Социальная норма – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Особенности нормы: - уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, в котором он воспитывается; - развитие ребенка в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; - развитие в соответствии с требованиями общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и зону ближайшего развития. Первоочередные критерии нормы (Г.К. Ушаков): - детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; - соответствующая возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность); - максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности; - гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; - адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватная идентификация образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; - соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей; - удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними; - умение уживаться с иными лицами и с самим собой; - критический подход к обстоятельствам жизни; - способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; - адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду); - чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; - постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах; - способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; - самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов; - способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. Условия нормального развития: - нормальная работа головного мозга; - нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; - сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром; - систематичность и последовательность развивающей среды ребенка. Закономерности в развитии нормального ребенка: - цикличность психического развития; - неравномерность психического развития; - развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; - пластичность нервной системы; - соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Общие закономерности отклоняющегося развития: - снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; - трудность словесного опосредования; - замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности; - риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу: - ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие; - дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем; - поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем; - асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии). Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза Понятие дизонтогении (нарушение психического развития в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза). Дизонтогенез как нарушение развития индивида. Психологические параметры дизонтогенеза: 1. Особенности функциональной локализации нарушения. Два основных вида дефекта: - частный(обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи: недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем); - общий(нарушения регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности – недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, нарушения более сложных специфических человеческих эмоциональных образований). Обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений при изучении любых нарушений развития. 2. Время поражения. Хронологический момент возникновения нарушения, длительность периода развития функции (подвергаются повреждению функциональные системы, имеющие короткий цикл развития и завершающие относительно рано). Сензитивные периоды развития функции как наиболее уязвимые (основные сензитивные периоды детства: 0 – 3 года и 11 – 15 лет). Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, обусловливающая явления регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. 3. Взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального развития. 4. Межфункциональные взаимодействия. Несколько типов межфункциональных отношений в нормальном онтогенезе: - явления временной независимости функции, - ассоциативные, - иерархические связи. Возникновение в патологии диспропорции в развитии – явление асинхронии, основные их проявления: - явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм; - акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; - сочетание явлений патологической акселерации и ретардации. Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития. Разное проявление психических параметров при различных видах дизонтогенеза. Варианты дизонтогении: недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное развитие; дефицитарное развитие; искаженное развитие; дисгармоническое развитие. Исследователи – ученые, занимающиеся проблемой дизонтогении: Швальбе, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Б.В. Зейгарник, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский и др.
5. Классификация психического дизонтогенеза
Варианты дизонтогенеза (В.В.Лебединский): 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное развитие; 4) искаженное развитие; 5) дисгармоничное развитие. 1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения; характерно типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. 2. Задержанное развитие. Замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический). 3. Поврежденное развитие. Характерная модель поврежденного развития - органическая деменция. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет).
4. Дефицитарное развитие. Тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата) и соматических заболеваний, приводящих к отклонению в психофизическом развитии. 5. Искаженное развитие. Сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерная модель – расстройства аутистического спектра (РАС) ранний детский аутизм (РДА) – для детской популяции. Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в “уходе” в свой внутренний мир. 6. Дисгармоническое развитие. Врожденная, либо рано приобретенная, стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности. Исследователи – ученые, занимающиеся проблемой дизонтогении: Швальбе, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Б.В. Зейгарник, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 831. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |