Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение и сущность политических партий, их функции




 

Политическая партия (греч. Поlιτιкή – «искусство управления государством»; лат. pars – «часть») – особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могутбыть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.

Возникновение и развитие партий и партийных систем в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. В генезисе партии как политического института выделяют, согласно общепринятой в политологии классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка – политический клуб – массовая партия.

Прототипы современных политических партий (группировки и клубы), существовавшие в XVII – начале XIX вв., значительно отличались от сегодняшних партий по своим функциям, способам организации и деятельности. Небольшие по численности, они действовали, прежде всего, в стенах парламента и опирались на узкую прослойку "избранных" граждан. Отсутствие централизованного руководства, слабость организационных связей восполнялись общностью взглядов их членов.

Качественные изменения в характере политических партий произошли в XIX веке в результате расширения избирательного права и возникновения организованного рабочего движения. Постепенное снятие цензовых ограничений, реформы избирательного права во многих странах существенно расширили избирательный корпус. Борьба за массы заставляет буржуазные партии отказаться от замкнутости, выйти за пределы парламента, чтобы оказывать постоянное идеологическое и политическое воздействие на избирателей.

Значительный вклад в развитие политической партии как института внесло рабочее движение. Оно создало классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическим съездом, уставом, членскими взносами. Рабочие партии возникли внепарламентским путем – на основе профсоюзного, кооперативного движения рабочих и интеллигентских кружков.

В начале XX в. возникают христианско-демократические и др. конфессиональные партии. С развитием национально-освободительного движения складываются различные по своей классовой сущности партии, нацеленные на национальное освобождение угнетенных народов.

Эволюция партии как политического института сопровождалась теоретическим осмыслением данного феномена в общественно-политической мысли. На протяжении длительного времени в политической теории существовала устойчивая традиция антипартизма – негативного, в лучшем случае сдержанного отношения к партиям. В ее основе лежали представления о государстве как выразителе народного суверенитета и общей воли. Партии же воспринимались как носители "частных интересов", источник кризисов и раскола общества. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В конце XIX – начале XX вв. проблематика политических партий выделилась в качестве отдельного направления политической науки.

В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определений. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Такое понимание партии берет начало в либеральных концепциях прошлого.

Организационный подход подчеркивает организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительности существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др. Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.

В марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается "политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия – высшая форма классовой организации".

Все вышеназванные подходы к определению партии отражают важные для ее жизнедеятельности моменты, которые имеют определенное познавательное значение. Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

– связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т. е. наличие социальной базы;

– обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии; наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т. д.);

– установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

Деятельность любой партии нацелена на завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающих ее групп населения. Это означает, что партии выступают в качестве средства борьбы между соперничающими социальными группами за обладание политической властью. Эту функцию можно конкретизировать, выделив ряд частных сторон в деятельности партий. К таковым, можно отнести идеологическую, политическую и организаторскую функции.

Идеологическая функция состоит прежде всего в выявлении, обосновании и выражении интересов людей, объединенных в данной партии, а также являющихся ее сторонниками. Результатом реализации партией данной функции является ее идейно-политическая доктрина, илиидейно-теоретическая концепция, которая есть совокупность взаимоувязанных и систематизированных принципов, идеалов, ценностей, целей и намерений, лежащих в основе деятельности партии. Кроме общих концептуальных положений, партийная доктрина в своем развернутом виде содержит анализ с точки зрения идеалов и ценностей партии характера общественного строя, социального положения различных категорий граждан, оценку деятельности институтов государственной власти и осуществляемого правящей группой политического курса. Непременным ее элементом является определение ориентиров и рубежей общественного развития, а также изложение системы намечаемых к реализации мер в политической, экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и других областях общественной жизни.

Идейно-политические воззрения партии вырабатываются ее лидерами, принимаются партийными органами и фиксируются в программе партии, решениях и резолюциях партийных съездов, конференций, референдумов, а также в постановлениях центральных исполнительных органов. Политические идеи и ценности партии, ее программные установки затем тиражируются в средствах массовой информации, пропагандируются в выступлениях и публикациях ее лидеров и рядовых членов. При этом каждой партией преследуется цель убедить в своей идейной правоте как можно большее количество граждан, обеспечить мотивированные практические действия своих членов и сторонников.

Политическая функция состоит в практическом участии партии в борьбе за власть, в ее осуществлении, принятии политических решений и в контроле за их исполнением. Фактически партии выступают в качестве институциональной формы обеспечения доступа различных групп людей к рычагам государственной власти, они заменяют собой стихийные формы борьбы за власть формализованными и упорядоченными формами. Наиболее реально данная функция партий проявляется в периоды избирательных кампаний. Партии решают задачи политического рекрутирования, т. е. они отбирают кандидатов на выборные государственные должности и в представительные органы власти, осуществляют предусмотренные законодательством процедуры их выдвижения и регистрации, ведут агитационную работу среди избирателей в поддержку своих кандидатов. Одержав победу на выборах или сумев провести своих представителей в законодательные органы, партии получают возможность участвовать в подборе и расстановке кадров в аппарате государственного управления. В лице своих представителей в органах власти партии получают и легитимное право на участие в выработке политического курса страны, принятии политических решений и контроле за их исполнением.

Организаторская функция партий заключается в практической реализации ими своих программных установок и решений. Эта сторона их деятельности выдвигается на первый план после выборов. Она проявляется главным образом в организации взаимодействия партийных органов и рядовых членов партии с представительными и исполнительными органами власти, в координации своих действий с различными общественными объединениями и другими структурами общества, в осуществлении непосредственной работы с населением, в формировании политической культуры граждан. В зависимости от результатов выборов партии организуют различные акции, направленные либо на поддержку, либо па противодействие осуществляемой властями политики. Организаторская функция находит выражение и в деятельности партий по расширению своего численного состава, совершенствованию партийной структуры, укреплению материального положения центральных и низовых организаций, развитию взаимодействия с дружественными партиями как внутри страны, так и за рубежом.

 


Международная политика и международные отношения
в современном обществе

В ходе истории все большее внимание на жизнь отдельных граждан и государств в целом оказывает международная политика. Это связано, прежде всего, с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических, полного и иного сотрудничества между ними, развитием межличностных контактов, созданием мощных, не знающих национальных границ СМИ и глобальных, общемировых информационных систем.

В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.

Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий:

 – внешняя политика – это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам;

 – международная политика – совокупная деятельность государств на международной арене.

 – межгосударственная политика – отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.);

 – наднациональная политика – обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения;

 – мультинациональная политика – это влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств, например (ОБСЕ, ОАЕ). Субъекты этой политики - национальные государства;

 – транснациональная политика – сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов: партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций;

Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т. д.), связанную с согласованием интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире. Мировая (международная) политика – совокупная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества. Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. Ее сфера охватывает весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это, прежде всего война и мир, всеобщая безопасность, охрана окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты.

Мировая политика является результатом глубокой трансформации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ. В результате происходящих изменений международная система приобретает глобальный, общемировой характер. Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, перспективными интеграционными процессами, которые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений.

Мировая политика отличается от политики составляющих ее элементов: она является не просто совокупностью или даже равнодействующей внешних политик государств и других участников международных отношений. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными особенностями, она оказывает на поведение субъектов международных отношений самостоятельное влияние. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность ее зависит от многих факторов, в том числе от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций, соответствия внешней политики государств реально складывающейся обстановке.

От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников.

Однако ошибочно было бы абсолютизировать особенности мировой политики. Как и всякая политика, она является сферой властных отношений, представляет собой соперничество и согласование ценностей, целей и интересов государств и других международных субъектов. Как и во всякой политике, ее объектами являются распределение ресурсов и организация общественной жизни. Это означает, что мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс.

Мировая политика все больше должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача мировой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.

Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений. Возрастание удельного веса, прежде всего таких ценностей, как социальное и экономическое благосостояние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традиционными ценностями своей внешней политики.

Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

 



Субъекты мировой политики

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений – Ватикан, вольный город и др.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов. Международные организации обычно разделяются на два типа: межгосударственные или межправительственные; неправительственные организации.

Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды: политические; военно-стратегические; культурные; общественные; идеологические; научно-технические.

Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях международной жизни. Принято выделять уровни:

· глобальный (например, ООН);   

· региональный (например, ЕЭС и ОАГ);

· надрегиональный (например, Движение неприсоединения);

· двусторонний (например, Россия – Беларусь).

Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт современных международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести: региональные организации, такие как Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.; организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР); организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.; политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ); профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ); демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ); организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО); военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС); профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ); различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира; религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК); Международный Красный Крест (МКК) – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий; экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

– ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

– МОТ (Международная Ассоциация Труда);

– МВФ (Международный Валютный Фонд);

– ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

– МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

– ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

– Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую-либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Государство – единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...