Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «государства». Основные концепции его появления




 

Существует множество теорий, объясняющих происхождение государства. Данный вопрос волновал многих ученных и философов, и он остается дискуссионным по сей день. Каждая из теорий отражает различные взгляды и суждения тех или иных социальных общностей на данный процесс. В основе таких взглядов всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Государство является центральным элементом политической системы. В наши дни термин «государство» сопоставляется с обществом или страной. В научной литературе существуют два основных определения этого термина:

– совокупность государственных учреждений, то есть аппарат управления обществом;

– особый вид политико-правовой власти общества.

В политологии термин «государство» понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее населения и обладает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех постановления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних дел.

Иными словамигосударство – это основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Основные причины появления государства были следующие:

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами;

– необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. п.;

– необходимость обязательного подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которое подвергается эксплуатации.

– необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам и несправедливые.

– необходимость ведения войн, как оборонительных, так захватнических. В плане подготовки ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи, порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

Первые государства возникли примерно пять тысяч лет назад или раньше в разных географических регионах. В основном они располагались в долинах крупных рек.

В большинстве случаев причины возникновения государства действовали как совокупно, так и в различных сочетаниях. При различных условиях любая из этих причин могла стать решающей.

В Восточных странах (Египет, Вавилон, Китай) наибольшее значение имела социально-экономическая структура родового строя (коллективная собственность, земельная община и др.)

При возникновении Афинского и Римского государств решающую роль сыграло разделение общества на классы, необходимость сдерживания эксплуатируемых классов.

К основным концепциям (теориям) происхождения государства принято относить:

– теологическая,

– патриархальная и патерналистская,

– естественно-правовая (договорная),

– экономическая,

– органическая,

– психологическая,

– ирригационная,

– теория насилия.

Теологическая теория (божественная, религиозная)

Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической, в этом случае она допускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

Данная теория носит официальный характер в ряде исламских государств, а также широко распространена в Европе и на других континентах.

Патерналистская теория

В данной теории государство напрямую соотносится с семьей. Так, например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба», вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. По его мнению, управление государством должно строиться так же, как управление семьей – забота старших о младших, почтение и преданность младших к старшим. К плюсам данной теории можно отнести то, что она формирует уважение к государственной власти. Однако есть минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их отличия от семьи и отцовской власти.

Патриархальная теория

В данной теории государство не приравнивается к понятию семья. Государство трактуется как закономерный этап разрастания семьи. Основоположником данной теории считается Аристотель – древнегреческий философ. Он считал, что люди стремятся к созданию семей, а в свою очередь развитие семей ведет к образованию государства в целях достижения общего блага.

Плюсы данной теории заключаются в том, что структура современного государства развивалась из простейших форм и формировала уважение к государственной власти, поэтому аналогия государства с семьей возможна. К минусам данной теории можно отнести версии, согласно которым семья возникла параллельно с появлением государства, а также данная теория упрощает процесс формирования государства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 440.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...