Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Причины возникновения государства, его функции
Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.Классовые причины возникновения: – углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов; – возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией. Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет идругие причины возникновения государства: – демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории; – антропологические факторы. Здесь государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек, как существо в высшей степени коллективное, может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития; – психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства; – завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации. В литературе выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную. В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства: 1) политико-философский подход, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел", регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа; 2) классовый подход, согласно которому государство – порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы; 3) правовой и организационно-структурный подход, исследующий "юридическое государство" как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями.Функции государства - этоосновные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. Основным предназначением государства является обеспечение целостности общества. Основные функции государства: 1. Посредническая функция: поиск формы компромисса между конфликтующими социальными группами, принуждение сторон к компромиссу; 2. Функция управления: воздействие на общество и отдельные его элементы с целью обеспечения его целостности и динамичного развития; Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции государства: 1. Экономическая – выработка стратегии экономического развития; обеспечение экономического роста страны; 2. Социальная – регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов; 3. Создание законодательной базы; 4. Функцию развития культуры, науки и образования, защита и забота о приумножении духовных ценностей; 5. Обеспечение законности и правопорядка, 6. Идеологическая; воспитание граждан. Внешние функции государства: 1. Обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; 2. Обеспечение мира и поддержка мирового порядка; 3. Защита интересов страны на международной арене; 4. Развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами; 5. Участие в решении глобальных проблем. Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационнуюструктуругосударства или государственный механизм, который включаетэлементы: – представительные органы государственной власти.Представительные учреждения получают легитимацию посредством прямого волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Ониподразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны; – исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов– непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий); – органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства; – органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; – органы государственного контроля; – органы охраны общественного порядка – милиция; полиция; – органы государственной безопасности; – вооруженные силы (армия). Указанные органы имеют в различных странах разное оформление и название. Ни одно современное государство не может существовать без представительных учреждений, администраций и судопроизводства. Что касается органов прокуратуры, органов охраны общественного порядка, надзорно-контрольных, то они могут входить в систему исполнительно-распорядительной власти. Некоторые элементы государственного аппарата могут вообще отсутствовать в той или иной конкретной государственной структуре (например, армия). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |