Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Элементы, уровни и функции государственной идеологии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

П О Л И Т О Л О Г И Я

Методические указания

По изучению интегрированного модуля

Для студентов всех специальностей и форм обучения

 

ВИТЕБСК

2014



УДК 32.001(075.8)

 

Политология : методические указания по изучению интегрированного модуля для студентов всех специальностей и форм обучения.

 

Витебск : Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2014.

 

Составители: ст. преп. Гришанов В. А.,

                                                                                ст. преп. Субботин А.А.

 

Методические указания включают материал по двум обязательным дисциплинам интегрированного модуля «Политология»: «Основы идеологии белорусского государства» и «Политология».

В разделе методических указаний по обязательной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» рассматривается феномен идеологии, современные идеологические концепции, конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.

Раздел методических указаний по обязательной дисциплине «Политология» позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации современной жизни людей, преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.

Совместно с систематизированным материалом приведены задания к семинарским занятиям, вопросы к зачету и литература, рекомендуемая для изучения включенных в интегрированный модуль дисциплин.

 

Одобрено кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО «ВГТУ»

5 ноября 2014 г., протокол № 3.

 

Рецензент:    доц. Лукина Л.В.

Редактор: доц. Рудко Е.А.

 

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом
УО «ВГТУ», протокол № 8 от 27 ноября 2014 г.

 

Ответственный за выпуск: Гормазова В. С.

 

Учреждение образования «Витебский государственный технологический
университет»

Подписано к печати _______________ Формат  60 90 1/16.  Уч-изд. лист. ______

Печать ризографическая. Тираж _______ экз. Заказ ____

 

Отпечатано на ризографе учреждения образования «Витебский государственный технологический университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/172 от 12.02.2014

210035, г. Витебск, Московский пр., 72





Содержание

 

Предисловие ……………………………………………………………………. 4
Обязательная дисциплина «Основы идеологии белорусского государства» интегрированного модуля «Политология» ……………………………………   5
Идеология и её общественное предназначение ………………………………. 5
Основные идеологии современности …………………………………………. 9
Государственные институты и идеологические процессы …………………... 13
Культурно-историческая, социогуманитарная, политическая и экономическая составляющие идеологии белорусского государства …………………...   18
Вопросы к семинарским занятиям по обязательной дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» интегрированного модуля «Политология» ……………………………………………………………………………     22
Вопросы к зачёту по обязательной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» интегрированного модуля «Политология» …………   23
Список рекомендуемой литературы по обязательной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» интегрированного модуля «Политология» ……………………………………………………………………………     24
Обязательная дисциплина «Политология» интегрированного модуля «Политология» ………………………………………………………………………   25
Предмет и задачи политологии ………………………………………………... 25
Понятие «государства». Основные концепции его появления ……………… 30
Международная политика и международные отношения в современном обществе …………………………………………………………………………   42
Вопросы к семинарским занятиям по обязательной дисциплине «Политология» интегрированного модуля «Политология» ……………………………   48
Вопросы к зачёту по обязательной дисциплине «Политология» интегрированного модуля «Политология» ………………………………………………..   49
Список рекомендуемой литературы по обязательной дисциплине «Политология» интегрированного модуля «Политология» ……………………………   50
Интегрированный модуль «Политология». Основные понятия и логические схемы …………………………………………………………………………….   51

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Данные методические рекомендации разработаны с учетом базовой учебной программой интегрированного модуля «Политология» для учреждений высшего образования.

Цель настоящего учебного издания – оказать методическую помощь студентам в изучении политических и идеологических основ современного белорусского общества.

Политическая наука – важная часть современного образовательного процесса в высшей школе, соответствующая политической социализации личности, пониманию политических процессов, происходящих в современном обществе, формирующих определенный тип политической культуры студенческой молодежи. Не обладая собственным аргументированным видением тех, либо иных политических процессов, человек может превратиться в объект манипулирования деструктивных, демагогических, радикальных сил. Идеология играет огромную организующую, объединительную роль в современном белорусском обществе. Идеология белорусского государства – это единство государственного самосознания и традиционных ценностей белорусского народа. Особая роль идеологии отводится в формировании патриотизма, гражданственности и активной жизненной позиции студенческой молодежи, ее осознанного, ответственного отношения за все происходящее в нашей стране.

Материал, предоставленный в методических рекомендациях, позволяет рассмотреть вопросы общественного плана (понятия – «политика», «государство», «политическая партия», «идеология» и т. д.), а так же вопросы, имеющие прикладное значение (место Республики Беларусь в современных политических процессах; стратегия общественного развития Беларуси в XXI в.; культурно-историческая составляющая идеологии белорусского государства; конституционные основы государственной идеологии).

В методических рекомендациях использованы логические схемы, где дается основное содержание интегрированного модуля «Политология». Задача каждой схемы – дать студенту наглядное представление о составных элементах, связях и отношениях, присущих изучаемым явлениям политической действительности.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»




Идеология и её общественное предназначение

Предмет и задачи курса

Особенности современного этапа развития белорусского общества обусловили актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь.

Распад Советского Союза, провозглашение суверенитета белорусского государства, становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества потребовали систематизации и совершенствования социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства.

Выступая на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г., Президент А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отметил: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам».

Молодое государство стало вырабатывать внутреннюю и внешнюю политику, выявлять её приоритеты, а также поставило задачу выработать общую идею, которая бы сплотила все общество.

Предметом курса идеологии является совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации.

Целью курса является усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.

Задачами курса являются:

1) усвоение студентами комплекса теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и её роль в жизнедеятельности общества;

2) ознакомление с содержанием базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности;

3) освоение содержания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию современного белорусского государства;

4) формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны.

 

2.История возникновения термина идеология и эволюция его содержания

Понятие «идеология» образовано из двух греческих слов: «эйдос» – идея и «логос» – учение, мышление, т.е. учение об идее.

Сам термин «идеология» был впервые введён в употребление французским философом А. Дестютом де Трасси в работе «Элементы идеологии» (1804 г.). Систематизируя и обобщая взгляды Бэкона, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях – идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны.

Однако в то время политики прохладно отнеслись к учению де Трасси. Так, Наполеон утверждал (в силу того, что группа «идеологов» занимала оппозиционное положение по отношению к его режиму), что «учение идеологов – это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX – XX веков критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания.

С переходом человечества к эпохе промышленных революций и выступлением на ведущее место в обществе промышленного и торгово-промышленного капитала изменяется и идеология, которая воплощает интересы новых социальных групп. Идеологические воззрения, совершенно различные у представителей различных классов, порождали и различные, порой прямо противоположные, позиции в отношении к идеологии и её оценкам.

Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в её немецком варианте, как искаженное, превратное сознание, извращенно оценивающее реальную действительность.

Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Парсонс.

Например, К. Манхейм в работе «Идеология и утопия. Диагноз нашего времени» утверждает, что «…понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что, помимо обычных источников заблуждений, существуют ложные структуры сознания … одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие».

Широкое распространение различных концепций постиндустриального общества, воплощенных в трудах Р. Арона, Д. Белла, З. Бжезинского, Д. Рисмена, А. Турена и др., в которых резко снижается значение и влияние идеологии, приводит в 70-х годах ХХ века к появлению в США, Франции и других западных странах теорий «конца идеологий».

Д. Белл, в частности, утверждает, что «…все идеологии исчерпали себя», а З. Бжезинский подчеркивает, что в условиях бурного развития науки и наступления «технотронной эры» идеологическое всесилие сменяется «концом идеологии».

Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, её оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т. е. к восстановлению идеологии в ее правах. Так, Д. Белл, С. Липсет, выступавшие за деидеологизацию, стали пропагандировать впоследствии необходимость «реидеологизации».

 

Элементы, уровни и функции государственной идеологии

Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами государственной идеологии. Систематизируя содержание государственной идеологии, можно выделить четыре её составляющих:культурно-историческую, политическую, экономическую и социогуманитарную.

Культурно-историческая составляющая государственной идеологии включает в себя идеи и представления о происхождении и формировании народа, особенностях развития его самосознания и становления в качестве особой нации, а также представления о его месте и роли в мировом историческом процессе.

Политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений того или иного народа об условиях становления и особенностях его государственности, о сущности политической системы страны, степени соответствия её институтов современным требованиям. Данная составляющая государственной идеологии охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности народа.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс идей относительно формирования и развития национальной экономики. Это разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства и т.д.

Социогуманитарная составляющая охватывает комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Здесь речь, прежде всего, идёт о подходе к человеку как к высшей цели и ценности общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом.

Государственная идеология является многоуровневым феноменом, в котором можно выделить несколько уровней:

1) теоретико-концептуальный. На данном уровне происходит оформление основных идей общества и их систематизация в виде отдельных концепций. Он включает в себя литературные произведения, претендующие на научность и содержащие комплексный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Сюда также относятся диссертации, статьи, монографии, учебники, написанные с использованием научного аппарата.

2) программно-политический уровень составляют государственные документы (законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и др.), в которых идеи приобретают вид чётких и конкретных предписаний по реализации внутренней и внешней политики страны. К этому уровню можно отнести также положения, выдвигаемые политическими партиями по вопросам решения различных общественных проблем.

3) обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, с помощью которых государство распространяет идеологию среди граждан, а также пытается донести до них основной её смысл. К данному уровню относятся политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, материалы СМИ, произведения искусства и т.д.

Среди тех функций, которые выполняет идеология, можно выделить следующие:

1) познавательная (позволяет получить человеку определённую сумму знаний об основных идеях, нормах и ценностях общества и государства);

2) ориентационная (задаёт систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности);

3) мобилизационная (побуждает к активизации общественно-политической деятельности и организует общество на их реализацию);

4) интегративная (позволяет объединить людей для достижения определённых целей);

5) легитимизирующая (предполагает, что идеология должна оправдывать то или иное политическое устройство);

6) воспитательная (формирование гражданских качеств человека).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 513.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...