Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткое содержание лекционного курса




 

1. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства: этап 30-х годов.

Основные цели лекции:

-определить место и роль темы массового и индивидуального террора в российском киноискусстве 30-х годов;

-раскрыть социокультурный, политический, идеологический контекст, направления, цели и задачи развития упомянутой выше темы, включая модели содержания фильмов, их жанровые модификации, авторские концепции, стилистику.

Синопсис лекции.

«30-е годы являются одним из самых сложных, противоречивых и контрастных периодов истории советского киноискусства» (17, 5). «Художники соцреалисты... оказались вынужденными благословлять, а то и прославлять... массовые репрессии против «врагов народа», (...) одним словом, способствовать внедрению в массовое сознание идеологических мифов сталинизма» (17, 34). Тоталитарный строй осознавал политическую и идеологическую важность темы террора. И хотя она и не занимала ведущего места в российском кино, ее пропагандистская роль была весьма велика. С помощью экрана миллионам российских зрителей внушалось необходимость «революционного террора» по отношению к «классовым врагам», «чуждым элементам» и т.д. Такого рода фильмы становились зримой базой для внедрения в массы сталинского тезиса о том, что по мере развития социализма классовая борьба должна усиливаться и ожесточаться...

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст 30-х годов:

-массовый террор тоталитарного государства по отношению к крестьянству, приведший к печально знаменитому голоду в первой половине десятилетия;

-тотальная ликвидация частной собственности (оживившейся во время нэпа 20-х годов);

-интенсивная индустриализация (в основном тяжелой и военной промышленности) ценой невероятного напряжения людских ресурсов;

-массовые репрессии, затронувшие миллионы россиян - от низших до высших слоев общества;

-интенсивное внедрение коммунистической идеологии (в ее сталинской трактовке) при столь же интенсивном подавлении христианской идеологии;

-интенсивная милитаризация страны, развязывание военных конфликтов.

Перед кинематографом, затрагивающим тему террора, с целью поддержания основных линий государственной политики сталинского режима ставились четкие пропагандистские задачи, которые и служили основой для концепций авторов фильмов:

-доказать, что враги большевиков маскируются и готовы в любую минуту совершить террористический акт и захватить власть;

-показать, что террор по отношению к «врагам народа» оправдан и неизбежен;

-убедить зрителей, что любой из их родственников, соседей, знакомых может оказаться «классовым врагом», которого необходимо изобличить и уничтожить.

Жанровые модификации: в основном драма (военная, историческая). Стилистика подобных фильмов определялась строгими канонами так называемого «соцреализма»: взамен экспериментального (особенно в области формы) кинематографа 20-х возник стиль бытового (на деле часто приукрашенного) правдоподобия, последовательной повествовательности, откровенно театральной актерской игры...

Преобладающие модели содержания фильмов: террор по отношению к так называемым «классовым врагам» и «врагам народа» и террор «классовых врагов» и «врагов народа» по отношению к власти большевиков («Великий гражданин» Ф.Эрмлера, «Аэроград» А.Довженко, «Партийный билет» И.Пырьева, «Ленин в 1918 году» М.Ромма и др.). Пронизывающая ленинскую дилогию М.Ромма (особенно фильм «Ленин в 1918 году») апология революционного насилия явно была призвана оправдать... массовые репрессии» (17, 50). Что же касается фильмов о коллективизации, то «в них во всех присутствует некий драматический стереотип: бедняки сразу видят преимущество колхоза, середняки колеблются, кулаки с помощью невесть откуда взявшихся белогвардейцев, зарубежных резидентов, священников и торговцев затевают диверсии и убийства»(17, 69). Даже «детские фильмы сталинского времени кишат врагами. В 30-х годах, когда Сталин истреблял крестьянство, во врагах чаще всего ходили недобитые кулаки и белогвардейцы, на чью помощь неизменно якобы опирались шпионы и диверсанты. Надежной опорой внешним врагам и яростным ненавистникам Советской власти представляли и духовенство: ведь в то время тысячи российских новомучеников принимали смерть от руки безбожной власти»(6, 105).

2. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства: этап 40-х годов.

Основные цели лекции:

-определить место и роль темы массового и индивидуального террора в российском киноискусстве 40-х годов;

-раскрыть социокультурный, политический, идеологический контекст, направления, цели и задачи развития упомянутой выше темы, включая модели содержания фильмов, их жанровые модификации, авторские концепции, стилистику. Отличия данного этапа от этапа 30-х годов.

Синопсис лекции.

Начало войны с нацистской Германией существенно изменило социокультурный, политический и идеологический контекст, на фоне которого развивался российский кинематограф. Классовая борьба, как и борьба с религией отступили на второй план, не было массовых репрессий против крестьянства, зато на первый план вышла задача борьбы с фашистской Германией (с которой в конце 30-х сталинский режим установил дружеские отношения).

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст 40-х годов:

-военные действия на территории России с 1941 по 1944 год и война в Восточной Европе и на Дальнем Востоке в 1944-1945 году;

-массовый террор нацистов по отношению к российскому населению на оккупированных территориях (концлагеря, массовые расстрелы и т.д.);

-интенсивное развитие военной промышленности, переоборудование многих заводов на военный лад ценой невероятного напряжения людских ресурсов;

-адаптация коммунистической идеологии к патриотическим лозунгам;

-установление тоталитарных режимов, полностью зависимых от Кремля практически во всех странах Восточной Европы во второй половине 40-х годов;

-интенсивное восстановление разрушенной войной российской экономики во второй половине 40-х.

-возвращение к практике массовых репрессий во второй половине 40-х - начале 50-х (борьба с космополитизмом, антисемитская компания и т.д.).

Перед кинематографом, затрагивающим тему террора, с целью поддержания основных линий государственной политики сталинского режима 40-х ставились следующие пропагандистские задачи, которые и служили основой для художественных концепций авторов фильмов:

-показать, что нацисты осуществляют массовый террор по отношению к мирному населению и стремятся превратить русских в рабов;

-убедить аудиторию, что ответный террор по отношению к немцам оправдан и необходим для победы в войне;

-убедить зрителей, что нужно проявлять бдительность, так как рядом могут действовать нацистские агенты и диверсанты, которых необходимо изобличить и уничтожить.

Жанровые модификации: в основном драма (военная, историческая). Стилистика подобных фильмов мало чем отличается от киностилистики предыдущего десятилетия, однако в показе военного быта было больше реализма.

Преобладающие модели содержания фильмов: террор нацистов по отношению к русским (расстрелы, казни, пытки и т.д.), ответный террор россиян (диверсии партизан и разведчиков, расстрелы нацистов и т.д.) по отношению к немцам («Радуга» М.Донского, «Зоя» Л.Арнштама, «Молодая гвардия» С.Герасимова и др.).

Драматургический стереотип: нацисты разрушают мирную, безмятежную и счастливую жизнь людей, захватив город или село, они начинают массовый террор по отношению к мирному населению, включая женщин и детей, угоняют россиян на тяжелую работу в Германию и т.д. Народ поднимается на борьбу с врагами: в регулярной армии, в партизанских отрядах, в подпольных организациях. Попутно разоблачаются шпионы и диверсанты, изменники Родины... Исключением из правила был лишь фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный», в котором убедительно показывался безжалостный и кровавый репрессивный государственный механизм: опричнина, по царской воле терроризирующая Россию, Иван Грозный, ценой жизни десятков тысяч подданных превращающийся в диктатора... Все это по сути было иносказательной формой отражения российской реальности 30-х-40-х годов. Не удивительно, что вторая серия фильма, где авторский протест против террора и тоталитарной власти особенно очевиден, была запрещена сталинским режимом...

3. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства: этап 50-х - первой половины 80-х годов.

Основные цели лекции:

-определить место и роль темы массового и индивидуального террора в российском киноискусстве 50-х - первой половины 80-х годов;

-раскрыть социокультурный, политический, идеологический контекст, направления, цели и задачи развития упомянутой выше темы, включая модели содержания фильмов, их жанровые модификации, авторские концепции, стилистику. Выявить отличия от этапов 30-х и 40-х годов.

Синопсис лекции.

Данный этап можно разделить на два основных периода - хрущевской «оттепели» (от середины 50-х до середины 60-х) и брежневского «застоя» (от конца 60-х до начала 80-х). Однако при всех особенностях и отличиях данных периодов кинотрактовка темы массового и индивидуального террора оставалась примерно одной и той же: террор как таковой в принципе осуждался, однако к так называемому «революционному террору» отношение было, скорее, сочувственное...

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст 50-х – первой половины 80-х годов:

-отказ от тезиса классовой борьбы внутри страны, объявление о создании единого советского народа, у которого нет национальных, этнических, классовых, расовых проблем;

-официальный отказ от идеи мировой революции и повсеместной диктатуры пролетариата, провозглашение политики «мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем» при сохранении так называемой «идеологической борьбы»;

-ликвидация массового террора государства по отношению к собственным гражданам при сохранении локальной борьбы с «инакомыслящими» (Б.Пастернак, А.Сахаров, А.Солженицын и др.);

-продолжение индустриализации (в основном тяжелой и военной промышленности), правда, меньшими темпами и без прежнего напряжения людских ресурсов; к началу 80-х из-за падения цен на нефть все сильнее проявляются кризисные тенденции в неэффективной плановой государственной экономике;

-продолжение интенсивного внедрения коммунистической идеологии (в обновленной, ориентированной на труды Ленина и постсталинских идеологов трактовке) при менее интенсивной борьбе с христианской идеологией.

-продолжение интенсивной милитаризации страны, развязывание локальных военных конфликтов (в Африке и в Азии), интервенция в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968), поддержка, в том числе военная, прокоммунистических режимов в развивающихся странах.

Перед кинематографом, затрагивающим тему террора, с целью поддержания основных линий государственной политики авторитарного советского режима ставились четкие пропагандистские задачи, которые и служили основой для концепций авторов фильмов:

-показать, что террор эпохи гражданской войны был вынужденной мерой, принесшей России многочисленные страдания;

-умолчать, или, по крайней мере, скрыть истинные масштабы массового террора 30-х годов, концентрируясь в основном на теме военного террора 40-х;

-убедить зрителей, что так называемый «революционный террор» народовольцев, большевиков, чекистов совершался с самыми благородными целями, а сами террористы были честными, преданными благородной идее защитниками прав угнетенных;

-осудить террористов, угоняющих самолеты, корабли и взрывающих бомбы в общественных местах;

Жанровые модификации: драма (военная, историческая), вестерн, реже - трагикомедия, мелодрама. Стилистика большинства этих фильмов уже не определялась канонами «соцреализма». Помимо весьма традиционных для этого направления экранизаций «Тихого Дона», «Хождений по мукам» и «Оптимистической трагедии» на экраны выходили лихие приключенческие фильмы типа «Неуловимых мстителей», а то и вовсе кровавые вестерны (истерны) Самвела Гаспарова, действие которых разворачивалось в эпоху гражданской войны, и взаимная ненависть враждующих сторон подавалась, как неизбежное жанровое условие игры. Истребление десятков людей на экране выглядело неким аттракционом с фонтанами крови...

Преобладающие модели содержания фильмов: террор по отношению к так называемым «врагам» (отечественным и иностранным) и террор «врагов» по отношению к власти, ее представителям и мирным гражданам .

Драматургический стереотип фильмов на «историко-революционную» тему: бедные с восторгом принимают власть большевиков, «средний класс» и интеллигенция колеблются, их пугает террор, кровь, война. Но, в конце концов, колеблющиеся понимают, что большевики пошли на эти репрессивные меры вынужденно, во имя грядущего блага трудящихся. Так сомневающиеся герои приходят к пониманию правоты теории революционного террора и диктатуры пролетариата («Хождение по мукам» и др.). В связи с этим особую благодарность у авторов подобных фильмов заслуживают чекисты, «чистыми руками», огнем и мечом выжигающие «враждебную заразу» (то есть миллионы людей) с земли русской («Операция «Трест», «Крах», «Петерс», «Рожденная революцией», «Крах операции «Террор», «20 декабря» и др.). Попытка Александра Аскольдова в драме «Комиссар» раскрыть подлинный трагизм эпохи гражданской войны и антигуманную суть террора была безжалостна подавлена: фильм был запрещен на целых 20 лет... Столь же сурово была пресечена попытка Алексея Германа (кстати, во многом данная намеком, зашифрованная) показать в фильме «Мой друг Иван Лапшин» работу чекистов 30-х годов... Из вышедших на экран фильмов наиболее драматическое и правдивое воплощение тема террора нашла в трагикомедии «Бег» (по мотивам произведений М.Булгакова) и «Раба любви»...

Драматургический стереотип фильмов на военную тему («Вызываем огонь на себя» и др.) оставался примерно тем же, что и в 40-х годах, правда, с большей мерой правдивости... К примеру, в фильме «Сильные духом» методы индивидуального террора, которые использовал против нацистов в годы второй мировой войны русский разведчик Кузнецов, полностью оправдывались, хотя его терракты против видных нацистов имели и оборотную сторону: за каждого убитого Кузнецовым немецкого начальника фашисты расстреливали сотни так называемых заложников - мирных людей...

В фильмах «Софья Перовская» и «Казнены на рассвете» с сочувствием показывались террористы, совершившие покушение на жизнь российского императора. Зато в «Шестом июля» террористический акт левых социал-революционеров, убивших германского посла в 1918 году, подвергался осуждению... Еще больше осуждалась и террористическая деятельность знаменитого лидера эсеров Бориса Савинкова в фильмах «Крах» и «Операция «Трест»... При всем том, конечно же, осуждался терроризм на сугубо криминальной почве («Схватка в пурге», «Пираты ХХ века»).

Правда, в начале 80-х в фильме «Рассказ неизвестного человека», пожалуй, впервые в российском кино были подвергнуты сомнению не только целесообразность революционного индивидуального террора, но и нравственные качества самих революционеров (разумеется, главный герой не был большевиком)...

Словом, по отношению к теме террора в киносюжетах, несмотря на сохранившиеся штампы 30-х - 40-х годов, произошли определенные изменения. Появились более мягкие модели трактовок террора, лишенные яростной беспощадности и категоричности моделей 30-х-40-х. Террор по отношению к классовым врагам по прежнему подается со знаком плюс, однако все чаще акцент делается на его вынужденность, временность, иногда даже ошибочность.

4. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства: этап второй половины 80-х - 90-х годов.

Основные цели лекции:

-определить место и роль темы массового и индивидуального террора в российском киноискусстве второй половины 80-х - 90-х годов;

-раскрыть социокультурный, политический, идеологический контекст, направления, цели и задачи развития упомянутой выше темы, включая модели содержания фильмов, их жанровые модификации, авторские концепции, стилистику. Выявить отличия этого этапа от этапов 30-х, 40-х, 50-х-70-х годов.

Синопсис лекции.

Данный этап можно разделить на два основных периода - «перестройки» (1985-1991) и «реформ» (1991- наши дни). Эти периоды существенно отличаются друг от друга, однако в подходе к теме массового и индивидуального террора их объединяет его категорическое осуждение во всех видах.

Общий социокультурный, политический и идеологический контекст первой половины 80-х годов - 90-х годов:

-провозглашение М.С.Горбачевым политики «перестройки и гласности», плюрализма, демократизации и улучшения социализма;

-официальное осуждение массового и индивидуального террора и реабилитация миллионов невинно осужденных, расстрелянных и репрессированных, инакомыслящих;

-отказ от идеологической борьбы и вывод войск из Афганистана, провозглашение политики разоружения;

-курс на отмену цензурных запретов и свободный обмен людьми и идеями с Западом;

-экономический и идеологический кризис, приведшие в итоге к попытке консервативного государственного переворота летом 1991 года;

-распад Советского Союза в конце 1991 года;

-начало экономических реформ, возрождение частной собственности, «шоковая терапия»; резкое разделение общества на немногочисленных богатых и широких масс населения, находящихся на грани нищеты;

-попытка государственного переворота осенью 1993 года;

-кризис движения реформ, война в Чечне, попытка решения экономических проблем с помощью западных займов, упадок российской промышленности;

На этом этапе при фактической отмене цензуры авторы фильмов впервые за долгие десятилетия получили возможность обращаться к самым острым, прежде запретным темам, в том числе и к темам массового террора и репрессий коммунистического режима.

Вот примерный круг идей, послуживших основой для авторских концепций картин на эту тему:

-террор эпохи гражданской войны, как и сама братоубийственная война был трагедией русского народа;

-массовый террор 20-х-начала 50-х годов был закономерным следствием антигуманной политики режима Ленина-Сталина;

-террору в любых его видах не может быть никакого оправдания, как, впрочем, и идеологиям, его порождающим;

Жанровые модификации: драма (военная, историческая), вестерн, трагикомедия, мелодрама, притча, комедия. Стилистика фильмов на тему террора также весьма разнообразна. Помимо традиционного реализма («Знак беды», «Закон», «Николай Вавилов» и др.) снимаются гротескные, ироничные картины («Пиры Валтасара», «Десять лет без права переписки» и др.), изысканные стилизации под визуальный стиль «позднего сталинизма» («Прорва»). Появляются фильмы поистине шоковые в своей натуралистичности показа насилия и массового террора («Иди и смотри», «Из ада в ад»).

Преобладающие модели содержания фильмов:

-массовый террор нацистов во время войны, как и террор коммунистического режима по отношению с собственным гражданам деформировал человеческую личность, превращает людей в палачей и жертв – «винтиков» тоталитарной диктатуры («Иди и смотри», «Из ада в ад», «Дамский портной», «Отце наш», «Волчья кровь», «Защитник Седов», «Бумажные глаза Пришвина», «Пиры Валтасара», «Враг народа – Бухарин», «Миф о Леониде», «Прорва» и др.); особенно наглядно эта модель проявилась в картинах о массовых депортациях народов Северного Кавказа в 40-х годах («Ночевала тучка золотая», «Холод», «Дорога на край жизни»);

-обычный человек, старающийся быть вне политики, становится жертвой сталинского террора и попадает в концлагерь, и только здесь он понимает антигуманную сущность коммунистической власти («Кома», «А в России опять окаянные дни», «Затерянный в Сибири», «Какая чудная игра» и др.); вариант: люди, верящие в справедливость коммунистических идей, однажды на собственной шкуре испытывают «прелести» сталинского террора, но прозрение приходит слишком поздно («Завтра была война», «Ближний круг», «Утомленные солнцем»);

-«революционный террор», «идейный террор» привлекает прежде всего людей с агрессивной жаждой власти, типов с нарушенной психикой, которые так или иначе хотят оставить свой кровавый след в истории («Цареубийца», «Чекист», «Троцкий», «Романовы - венеценосная семья», «Плюмбум», «Сделано в СССР»);

-обычный человек второй половины ХХ века идет служить в армию (вариант: попадает в современную тюрьму или трудовой лагерь ), и там сталкивается с жестоким террором, мало чем отливающимся от сталинского или нацистского («Беспредел», «Караул», «Камышовый рай», «Делай - раз!» и др.);

-на улицах современных российских городов появляются банды, терроризирующие население, власти бессильны, против бандитов борются герои-одиночки («День любви», «Дикий пляж» и др.);

-террористы захватывают самолеты, автобусы и корабли, сильные и мужественные герои обезвреживают бандитов («Взбесившийся автобус», «Гангстеры в океане» и др.).

Таким образом, на данном этапе все чаще появляются произведения, где террор категорически отвергается, как антигуманный, бесчеловечный метод. Снимаются фильмы, осуждающие как массовый, так и индивидуальный террор, с чьей бы стороны он не применялся...

Краткое описание семинарских занятий

1. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства: этап 30-х и 40-х годов.

Цели семинара:

-показать студентам наиболее типичные российские фильмы (фрагменты фильмов) 30-х -40-х годов (на тему массового и индивидуального террора);

-обсудить эти фильмы со студентами в контексте целей и задач предшествующей лекции;

-развить творческое и критическое мышление студентов, их способности к восприятию, интерпретации, анализу и пониманию позиции авторов фильма (на этой базе формируется готовность будущих педагогов к художественному воспитанию школьников);

Содержание семинара:

-установка на восприятие (вступительное слово преподавателя или специально подготовленного студента о политическом, историческом и социокультурном контексте, о теме и жанре фильма, о его авторах и т.д.);

-коллективная дискуссия о фильме(ах): художественный анализ фильма - рассмотрение содержания эпизодов, в которых с максимальной яркостью воплощаются типичные закономерности произведения в целом; анализ логики авторского мышления;

-определение авторской концепции и выработка собственного отношения студентов к той или иной позиции авторов фильма.

Типичные вопросы: Какие эпизоды в фильме можно считать кульминационными? Каков главный конфликт фильма? Каков характер главного героя? Какова концепция авторов фильма? Какова авторская позиция по отношению к массовому и индивидуальному террору? Есть ли разница между интерпретацией темы массового и индивидуального террора в российском киноискусстве 30-х и 40-х годов? и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...