![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Спецкурс «Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства (игровые фильмы звукового периода)»
Учебная программа для университетов и педагогических вузов Разработка данной программы осуществлена благодаря гранту Института «Открытое общество» (Open Society Institute, Budapest, Hungary) в рамках Международной программы поддержки высшего образования (International Higher Educational Support Program, Course Development Competition - HESP - CDC). Автор программы: д.п.н., профессор, член Союза кинематографистов России, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Международного исследовательского форума «Дети и Медиа» IRFСАM: International Research Forum on Children and Media (Австралия), Международного центра фильмов для детей и молодежи CIFEJ: Centre International du Film pour l’Enfance et la Jeunesse (Канада) Александр Викторович Федоров.
Введение
Исходя из опубликованных до настоящего времени работ, можно сделать вывод: анализ темы террора и терроризма в российском киноискусстве пока еще остается одним из белых пятен. Во всяком случае, ни в одном из существующих диссертационных исследований, монографий, учебников нет ни глав, ни разделов, посвященных столь актуальной сегодня теме. Исследования российских ученых-киноведов до сих пор были посвящены традиционным «историко-революционной», «героико-патриотической», военной и т.д. темам. К примеру, именно в этом ключе анализировались фильмы 30-х-40-х годов в трудах киноведов «консервативной» школы, стоявших на позициях так называемого «соцреализма» (С.Гинсбург, А.Грошев, И.Долинский, В.Ждан, Н.Лебедев, Н.Туманова и др). Тема террора не рассматривалась отдельно и в трудах известных российских историков и теоретиков киноискусства «либерального» направления 50-х-90-х годов (Л.Аннинский, Ю.Богомолов, И.Вайсфельд, В.Демин, Н.Зоркая, К.Разлогов, М.Туровская и др.). Таким образом, представляется важным изучить, систематизировать и проанализировать эволюцию трактовок темы массового террора и терроризма в российском киноискусстве ХХ века с учетом социокультурного, политико-идеологического контекста, типологии сюжетных схем и персонажей фильмов, ключевых авторских концепций, особенностей художественного стиля и т.д. Хронологические рамки курса - звуковой период российского игрового кинематографа с 1931 года до наших дней. Общий социокультурный контекст, в рамках которого находится исследуемая проблема, таков: массовый и индивидуальный террор - одна из самых страшных язв человеческого общества ХХ века; на протяжении большей части своего существования российское киноискусство неоднократно обращалось к теме терроризма. При этом в разные годы трактовки террористических действий очень часто не только отличались, но были прямо противоположными. К примеру, если в 30-е - 70-е годы деятельность ЧК трактовалась в российском киноискусстве положительно, то в конце 80-х - в 90-х годах ЧК представала на экране зачастую как организация, возглавлявшая массовый террор. В вышедших в 60-х годах фильмах об индивидуальном революционном терроре («Софья Перовская» Л.Арнштама и др.) главные персонажи изображались весьма сочувственно, зато в фильмах 90-х годов (экранизации произведений Б.Савинкова и др.) индивидуальный террор недвусмысленно отвергался... Бесспорно, тема терроризма никогда не была ведущей в российском кинематографе. Однако в связи с тем, что в силу ряда причин политического, экономического и военного характера в российском обществе 90-х годов терроризм стал принимать угрожающие размеры, киноискусство (в разных жанрах - от драмы, триллера, детектива до комедии и пародии) все чаще стало обращаться к этой теме.
Место курса в учебном плане гуманитарного вуза
Это спецкурс, связан со многими дисциплинами учебного плана гуманитарного вуза, включая такие дисциплины, как «История России», «Мировая художественная культура», «Эстетика», «История искусств», «История киноискусства», «Медиаобразование» и др. Для полноценного изучения данного спецкурса студентам необходимо четко представлять себе: -основные этапы мировой истории; -основные этапы российской истории; -основные этапы истории искусства; -основные эстетические концепции; -основные этапы истории экранных искусств; -основные этапы российского киноискусства. Цели курса в рамках дисциплины: - определить место и роль темы массового и индивидуального террора в зеркале российского киноискусства звукового периода; -изучить социокультурный, политический, идеологический контекст, основные этапы эволюции темы (направления, цели, задачи) курса в российском киноискусстве, основные авторские концепции российских игровых фильмов 30-х-90-х годов, касающихся проблемы массового и индивидуального террора; -проанализировать и классифицировать фабульные модели, жанровые модификации, стилистические аспекты российского кино звукового периода, связанного с темой террора (это касается как классического периода истории российского киноискусства - работ Ф.Эрмлера, М.Ромма, Л.Арнштама и др., так и фильмов 60-х-90-х годов); - развитие творческих потенций личности студента, его способности эстетического восприятия, интерпретации, понимания, анализа художественной концепции фильма, авторской позиции; Итоговые знания студентов Данный спецкурс важен для студентов гуманитарных вузов (особенно будущих педагогов), так как российское общество нуждается в правдивой истории современного искусства не менее, чем в правдивой истории в целом. После изучения данного спецкурса студенты будут знать: цели и задачи (политические, идеологические, моральные, эстетические и т.д.), основные сюжетные схемы, жанровые модели, типичные авторские концепции в различных вариациях интерпретации указанной выше темы в российском киноискусстве. На этой базе будущие учителя могут, к примеру, проводить занятия по медиаобразованию в школе. Описание спецкурса
Тематический план спецкурса
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |