Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практика ограничения показа насилия на западном экране




В отличие от России ведущие страны Запада давно уже разработали четкую систему возрастных ограничений (рейтингов) для показа фильмов и других аудиовизуальных материалов в кинотеатрах и по телевидению, для продажи и проката видеокассет, компьютерных и видео дисков. Как правило, данные ограничения связаны с показом сцен насилия, секса, частом использовании грубой лексики и т.д.

Возрастные рейтинги в США предусматривают следующую классификацию для фильмов, видеокассет и видеодисков: G («Для общего просмотра»), PG («Дети допускаются к просмотру только в сопровождении взрослых»), PG-13 («Дети до 13 лет допускаются только в сопровождении взрослых»), R («Молодежь до 18 лет допускается только в сопровождении взрослых »), NC-17 («Молодежи до 17 лет просмотр запрещен»), Х («Молодежи до 18 лет просмотр запрещен»). Похожую рейтинговую систему имеют и канадские провинции. Менее строгая и значительно более компактная система разработана в Великобритании («U»: «Для общего просмотра», «А»: «Дети до 16 лет допускаются только в сопровождении взрослых», «Х»: «Молодежи до 16 лет просмотр запрещен»).

К примеру, в «Cinema Act»(статьи 86 и 86.2) канадской провинции Квебек четко сказано, что никто не имеет права публичной демонстрации фильмов, видеоматериалов, видеопроката, продажи и т.д. без строгого соблюдения правил возрастной классификации. Более того, для того, чтобы оградить детей от экранного насилия и т.п., подобную аудиовизуальную продукцию разрешено продавать только в специально отведенных для этого местах. При этом на витрине запрещена откровенная реклама экранного секса и насилия. Зато должна быть ясно различимая надпись «Для взрослых». В 90-х годах в Канаде осуществлялась специальные пропагандистские компании «Стоп молчанию о насилии» и «Скажем свое слово против насилия» (телепередачи, статьи в прессе, документы, призывающие к ограничению показа экранного насилия). С 1990 года в Канаде осуществляется масштабная программа «Позитивное развлечение для детей», призванная отвлечь внимание детской аудитории от насилия на экране и в жизни. Вот уже несколько лет ЮНЕСКО финансирует организацию «The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen» (со штаб-квартирой в Швеции). Эта организация выпускает журнал, посвященный проблемам противодействия экранному насилию, проводит конференции, поддерживает различные общественные инициативы, движение медиаобразования. Аналогичную компанию проводит и правительство Норвегии.

В США усилиями четырех университетов (Калифорнийский, Техасский, Висконсинский университеты, Университет Северной Каролины), во второй половине 90-х было предпринято масштабное исследование насилия на американском телеэкране. В результате чего были сделаны следующие выводы:

1. изображение насилия на телеэкране имеет негативное влияние на зрителей (знакомство с агрессивным поведением, привыкание к изображению насилия, возрастающий страх стать жертвой насилия);

2. изображение насилия имеет меньший отрицательный эффект, если его совершают положительные герои во имя справедливости;

3. экранное насилие сильнее воздействует на психику, если оно показано реалистично (включая анимацию), а не отраженно;

4. использование юмора в сценах насилия ослабляет отрицательное психологическое воздействие, но вызывает привыкание, равнодушие к насилию;

5.  одни и те же сцены экранного насилия не одинаково влияют на различных зрителей.

При этом исследователи утверждают, что большинство американских подростков (52% из 2023 опрошенных) уже сталкивались с проявлениями насилия в окружающей жизни. Примерно 5% подростков имели опыт жестоких драк и применения оружия. 12% были свидетелями этого. Зато 48% юных американцев никогда не применяли оружия, не участвовали в драках и не были их свидетелями. Наверное, в России эти цифры сегодня более тревожны...

В 1997 году в Канаде была принятая новая система возрастных рейтингов для телевидения: «С» («Детские программы»), «С8» («Программы для детей старше 8 лет»), «G» («Для общего просмотра»), «PG»(«Просмотр только вместе со взрослыми»), «14+»(«Для аудитории старше 14 лет»), «18+» («Для аудитории старше 18 лет»). Начиная с сентября 1997 года, подобные знаки возрастных рейтингов начали появляться в начале практически всех телепередач и фильмов.

На основании анализа международной практики осмелюсь предложить возможную систему возрастных рейтингов для контроля над показом насилия на экране в российских условиях. К сожалению, многие российские исследователи до сих пор ограничиваются констатацией того, что насилие на российском экране присутствует в избытке, что сцены экранного насилие доступны детям, а это очень плохо. Но никакого реального механизма контроля и выхода из такой ситуации в общем-то не предлагалось.

На базе существующего международного опыта, я разработал следующий вариант возрастных рейтингов для медиапродукции, который, на мой взгляд, может быть использован в российских условиях.

«О» - фильмы, телепередачи, видеокассеты, компьютерные диски для общего просмотра, продажи, проката - без возрастных ограничений.

«7+» - для аудитории старше семи лет.

«13+» - для аудитории старше 13 лет.

«15+» - для аудитории старше 15 лет.

«18+» - для аудитории старше 18 лет.

Такая классификация отвечает традиционному для России делению аудитории на дошкольников (до 7 лет), подростков (до 14 лет), старшеклассников (до 16 лет) и совершеннолетних (старше 18 лет). Естественно, здесь возможны варианты и дополнения. Например, введение рейтингов «13-В» или «15-В» (то есть дети до 13 или 15 лет допускаются к просмотру только в сопровождении взрослых).

По-моему, нужен и четкий временной диапазон для демонстрации фильмов, передач, выпусков новостей, содержащих сцены насилия в ежедневной сетке телепрограмм. По аналогии с международной практикой, вероятно, можно предложить российским телеканалам воздерживаться от показа сцен насилия с 6 утра до 10 вечера. А, кроме того, использовать систему знаков возрастных рейтингов, как в публикациях телепрограмм, так и перед их демонстрацией в эфире.

В пунктах видеопроката, продажи видеокассет и CD-ROMов также нелишне четко соблюдать аналогичные правила возрастных ограничений: для этого на каждой видеокассете или лазерном диске с записью фильма или компьютерной игры покупатели должны иметь возможность прочесть указанные возрастные ограничения или убедиться в отсутствие оных.

Словом, нужна осмысленная система контроля и ограничения показа насилия на российских экранах.

Глава 8. Учебные программы по медиаобразованию

Спецкурс «Подготовка к медиаобразованию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео)».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...