Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обоснование логики вопросов теста




 

При составлении теста я намеренно выбрал закрытую форму (где после конкретного вопроса следовали несколько вариантов ответов, из которых нужно было выбрать один или несколько). Мой выбор был связан с тем, что большинство тинэйджеров, как правило, не способно компактно и быстро изложить свою точку зрения относительно своих медиапредпочтений, следовательно, для четкой формулировки ответов нужно дать группу наиболее вероятных вариантов. Кроме того, из-за унифицированности тест закрытого типа требует значительно меньшего времени на заполнение, чем аналоги открытого типа, и легче поддаются итоговой обработке. Тест был условно разбит на три части: «Ориентации и предпочтения тинэйджеров по отношению к экранному насилию», «Отношение тинэйджеров к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием», «Тинэйджеры и насилие на экране: ситуативные тесты».

Структура теста была выбрана по следующим соображениям:

Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения тинэйджеров по отношению к экранному насилию»:

1) вначале тинэйджерам предлагается довольно обширный (40 названий) список российских и зарубежных фильмов, около половины из них - популярные комедии и мелодрамы, не содержащие сцен насилия, в других же (триллеры, фильмы ужасов, криминальные и военные драмы), насилие, напротив, нередко выходит на первый план развития действия; основываясь на том, что фильмы данного списка часто идут по российскому телевидению, имеются в видеопрокате и продаже, можно предположить, что тинэйджеры, которых в той или иной степени привлекает зрелище насилия на экране, назовут в числе любимых картины именно такой направленности;

2) аналогично составлен и список популярных среди молодежи компьютерных игр: предполагается, что тинэйджер, выбравший в качестве любимой построенную на драках и перестрелках игру Doom, не может отрицательно относиться к показу насилия на экране;

3) после косвенного выяснения отношения тинэйджеров к показу насилия на экране, далее представляется логичным переход к прямым вопросам 3-5, чтобы с их помощью узнать, в фильмах, телепередачах, компьютерных играх каких стран (в списке из 40 стран отсутствуют названия многих африканских, азиатских и латиноамериканских стран по причине того, что их экранная продукция чрезвычайно редко попадает на российский экран и не тиражируется на видеокассетах), жанров, тем, по мнению тинэйджеров, содержится больше всего сцен насилия; логика их последовательности такова: зная кинематографическую державу (к примеру, США), выбранную тем или иным тинэйджером, исходя из современного российского аудиовизуального репертуара, где американская продукция составляет большинство и содержит немалое число сцен насилия, можно догадаться, какие жанры и темы (скорее всего, развлекательной направленности) будут названы далее.

4) выяснив знание аудиторией жанрово-тематических компонентов, которые чаще всего сочетаются на экране с изображением сцен насилия, можно перейти к конкретному вопросу 6 - о наиболее популярных у тинэйджеров героях из фильмов, содержащих сцены насилия; для этого предлагается список, полностью составленный из картин, содержащих сцены насилия (то есть данный список является частью общего списка, составленного для ответа на первый вопрос); если тинэйджер ориентирован прежде всего на американские триллеры, фильмы ужасов, то наверняка в числе его любимых герои типа Терминатора или Рембо;

5) зная тип выбранного тинэйджером героя (к примеру, Терминатора или Рембо), с большой долей вероятности можно предположить, что в качестве главных понравившихся черт его характера будут названы (в ответах на вопрос 7) сила, решительность, смелость и т.д., и немалое число школьников, сделавших такой выбор, хотят походить на него во взглядах на жизнь или поведении (вопрос 8);

Раздел № 2. «Отношение тинэйджеров к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием»:

1) сначала путем прямого вопроса выясняется число тинэйджеров, которых привлекают или не привлекают сцены насилия на экране; наиболее вероятная гипотеза: если отвечая на вопросы первой части теста, тинэйджеры выбирали в качестве любимых фильмы, компьютерные игры, содержащие сцены насилия, а в качестве главных героев называли , к примеру, Терминатора или Рембо, ответ на данный вопрос будет положительным;

2) в зависимости от ответа на данный вопрос тинэйджерам предлагается выбрать из списка факторов, привлекающих или отталкивающих их в сценах экранного насилия; здесь можно предположить, что привлекать может развлекательность зрелища или рекреация, а отталкивать - страх перед видом крови, насилием, преступностью;

3) исходя их многочисленных наблюдений в кино/видеозалах, можно предположить, что тинэйджеры, ориентированные на развлечение с помощью экранного насилия, предпочитают общаться с экраном в компаниях приятелей (от трех и более человек), поэтому такой вариант ответа кажется наиболее вероятным при ответе на следующий вопрос;

4) далее следуют вопросы, касающиеся причин просмотра насилия на экране и психологического состояния после такого просмотра; если исходить из особенностей психологии тинэйджеров (стремление к самоутверждению, к подчеркиванию своей «взрослости» и т.д.), нельзя надеяться, что большинство подобной аудитории признается в том, что они хотят общаются с экранным насилием из-за каких-либо своей ущемленности и оказываются после просмотра в подавленном, ожесточенном настроении; скорее всего, в своих ответах тинэйджеры захотят подчеркнуть, что экранное насилие никоим образом не отражается на их психике;

5) естественно, что в случае такого ответа, тинэйджер захочет подчеркнуть, что он не стремится надолго запоминать сцены насилия и не склонен слишком часто обсуждать их с кем-либо, но если уж обсуждает, то в основном с друзьями: психология подростка не позволяет ему ставить на первое место в качестве собеседника родителей;

Раздел № 3: «Тинэйджеры и насилие на экране: ситуативные тесты».

Особенностью этой части теста является то, что тинэйджеры оказываются в гипотетической игровой ситуации выбора. Некоторые вопросы данной части теста могут показаться несерьезными, шуточными (к примеру, вопрос о кличках домашних животных). Однако сделано это намеренно, для своего рода разрядки между вопросами более серьезного характера.

1) вопрос о видеокассете с единственным фильмом, который тинэйджер хотел бы взять с собой на необитаемый остров, в какой-то степени повторяет вопрос 1 части 1 (со списком из сорока популярных фильмов, содержащих и не содержащих сцены насилия), однако сама игровая ситуация, когда подросток должен, пусть даже в воображении, в течение длительного времени иметь в своем распоряжении только один фильм, может изменить характер его предпочтений: далеко не всякий человек, предпочитающий смотреть фильмы с насилием в обычной жизни захочет остаться, к примеру, с «Рембо» на необитаемом острове;

2)шуточная ситуация с выбором имени для домашнего животного тем не менее позволяет получить косвенное представление о степени популярности тех или иных киноперсонажей у тинэйджеров;

3) ситуация с типом реакции тинэйджеров при просмотре сцен насилия на экране, бесспорно, в значительной степени дублирует прямой вопрос об их отношении к экранному насилию из части 2, но сделано это намеренно, так как предполагается, что если тинэйджера привлекают сцены насилия на экране, то он, скорее всего, в предполагаемой ситуации не станет выключать телевизор или отводить взгляд от экрана, если там будут показываться такого рода эпизоды;

4) аналогичный характер имеет и ситуация с гипотетическими съемками тинэйджеров в сценах экранного насилия: предполагается, что человек, отвергающий насилие на экране не захочет сниматься в такого рода экранной продукции, и наоборот;

5) ситуации со спорами о причинах и влиянии агрессии и насилия в обществе и о запрете показа насилия на экране также рассчитаны на подтверждение ответов предыдущих частей теста (человек, который предпочитает смотреть сцены насилия на экране, скорее всего, не станет указывать экранное насилие в качестве причины роста преступности в обществе, не придаст особого значения его влиянию и не потребует вмешательства цензуры);

6) последняя ситуация теста предлагает тинэйджеру определить возраст своего будущего ребенка, с которого он бы разрешил ему смотреть сцены насилия на экране; наиболее вероятным здесь представляется вариант, когда тинэйджеры - любители насилия на экране - выбирают самый низкий возрастной ценз или вообще выступают за отсутствие всяких запретов.

Основные цели теста

Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения тинэйджеров по отношению к экранному насилию».

1. Выяснить степень популярности у тинэйджеров экранной продукции (фильмов, компьютерных игр), содержащей сцены насилия; полученные данные помогли мне учесть реальные предпочтения аудитории, обратить внимание конкретные произведения, жанры и темы, которые пользуются успехом, а следовательно, оказывают максимальное воздействие (нравственное, психологическое и т.д.).

2. Определить, в какой степени экранная продукция разных стран, жанров и тем ассоциируются у тинэйджеров с экранным насилием; полученные результаты во многом показали нам степень приобщенности тинэйджеров к экранной культуре и их умение ориентироваться в их тематическо-жанровом спектре.

3. Выявить основные типы и черты характеров экранных персонажей, предпочитаемых тинэйджерами, в том числе и тех, на кого хотелось бы походить; логично, что при разработке спецкурса для школьников, посвященного теме экранного насилия я учитывал проявившиеся тенденции, уделяя внимание типичным произведениям-фаворитам, герои которых числились в любимцах у данной аудитории.

Раздел № 2. «Отношение тинэйджеров к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием».

4. Определить число тинэйджеров, которых привлекают и отталкивают сцены насилия на экране: при этом количество первых должно в значительной степени совпадать с числом юных зрителей, предпочитающих героев кровавых триллеров и фильмов ужасов, список которых приведен в первой части теста.

5. Обнаружить главные факторы, привлекающие тинэйджеров в сценах насилия на экране (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции, динамика, темп действия, актерская игра и т.д.); полученные результаты нужны для сопоставления их с материалами письменных работ, устных бесед, чтобы точнее констатировать самооценку аудиторий причин своих предпочтений и их подлинную подоплеку, выявленную в результате всего исследования.

6. Обнаружить главные факторы неприятия тинэйджерами сцен насилия на экране (что также важно для разработки и проведения спецкурса для школьников).

7. Выяснить тип компании, в которой тинэйджеры предпочитают смотреть сцены насилия на экране, причины и следствия (психологическое состояние, размышления, обсуждение) такого рода просмотров; это важно для сравнения самооценки аудитории с результатами тестирования в целом.

Раздел № 3: «Тинэйджеры и насилие на экране: ситуативные тесты».

8. Выявить, в какой степени тинэйджеры, положительно относящиеся к экранному насилию, готовы, пусть даже гипотетически, остаться в течение длительного времени «один на один» с фильмом типа «Рембо» или «Терминатора»; полученные результаты позволяют судить о том, насколько прочны текущие экранные предпочтения аудитории по отношению к произведениям, содержащим сцены насилия.

9. Выяснить тип реакции тинэйджеров во время просмотра сцен насилия на экране; полученные результаты должны подтвердить ответы аудитории на ключевой вопрос второй части теста (о положительном или отрицательном отношении к экранному насилию).

10. Узнать о степени воображаемой готовности тинэйджеров сниматься в сценах насилия; полученные результаты также должны подтвердить ответы аудитории по поводу положительного или отрицательного отношения к экранному насилию.

11. Определить мнение тинэйджеров относительно причин проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия на экране на увеличение преступности, запрета показа насилия на экране (в том числе и по отношению к своим будущим детям); анализ результатов ответов тоже позволит подтвердить тенденции, проявившиеся в ответах аудитории на ответы первых двух частей теста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...