Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телевидение: кинорепертуар и проблема насилия на экране




 

А вот мониторинг темы насилия в телевизионном кинорепертуаре. В программе каждой недели - десятки фильмов и сериалов (в основном зарубежных), содержащих сцены насилия в разных видах. Бесспорно, большинство из фильмов, содержащих натуралистическое изображение насилия, идет в эфире после 22-00, вдали от глаз детской аудитории. Однако нередко подобная продукция появляется и в "детское время", к примеру, с 8 часов вечера.

Чтобы не быть голословным, вновь проанализируем репертуар "отслеженной" мной теленедели с понедельника 10.01.2000 по воскресенье 16.01.2000. Поскольку меня в первую очередь интересовала тема воздействия экранного насилия на детскую и молодежную аудиторию, я сознательно наложил некоторые ограничения на свой мониторинг. Так был произведен контент-анализ только того кинорепертуара ведущих российских каналов, который по временным рамкам был теоретически доступен для несовершеннолетних, включая дошкольников и младших школьников: то есть во временном диапазоне с 6 часов утра до 11 вечера.

ПОНЕДЕЛЬНИК. В целом репертуар ведущих российских телекомпаний с 6-00 до 23-00 не содержал сериалов и фильмов с чрезмерно откровенными сценами насилия. Если сцены насилия и возникали по ходу сюжета, то изображались они в отраженном, сдержанном, не натуралистическом виде (к примеру, в сериале "Она написала убийство", поставленном в сетке программ НТВ в утреннем эфире). Куда больше сцен насилия и убийств в остросюжетном сериале "Жара в Лос-анджелесе-2", который показывался с понедельника по пятницу (с 18-00 до 19-00) на канале РТР. Фантастический боевик "Горец" (НТВ, время выхода в эфир 19-45 - 22-00), как известно, практически полностью построен на теме насилия (рыцарские поединки и пр.). Конечно, это экранное насилие лишено ужасающего натурализма и сродни насилию в сказках и легендах. Кроме того, главный герой, как и следует положительному сказочному персонажу, олицетворяет собой Добро, успешно сражающееся со Злом... Впрочем, в США этот фильм шел под ограничительным грифом "R" (Restricted), то есть несовершеннолетние до 17 лет допускались на сеанс только в сопровождении взрослых. Аналогичный сериал в духе "фэнтэзи" под названием "Легенда о Вильгельме Телле" шел с понедельника по пятницу по ТВ-6. Причем в самое "детское" время - с 17-00 до 17-40. Здесь также немало сцен, в той или иной степени связанных с насилием (сражения, поединки, драки, убийства и пр.). Однако снято это опять-таки без натуралистических подробностей...

ВТОРНИК. В 21-45 РТР начинает демонстрацию гонконгского фильма с участием Дж.Чана "Доспехи бога". Драк и насилия там предостаточно. Однако в по манере его подачи, картину, как известно, к натуралистическим не отнесешь...

СРЕДА. По РТР с 21-45 до 23-45 показывают "Доспехи бога-2". По НТВ с 19-45 до 22-00 - приключенческий боевик "Последний из племени людей-псов". Оба фильма содержат сцены насилия, но опять-таки поданного без натурализма.

ЧЕТВЕРГ. С 20-45 по 22-00, то есть в самое "смотрибельное" и доступное для детей время НТВ показывает триллер Ричарда Доннера "Убийцы"(1995). Особенность этого фильма в том, что в нем не только достаточно натуралистично показаны убийства, но и в том, что в роли "хорошего парня" (в исполнении С.Сталлоне) выступает наемный "киллер", хладнокровно уничтоживший за свою "творческую жизнь" десятки людей. В кинобиографии С.Сталлоне такого рода фильмов со сценами насилия немало (серия о похождения Рембо, "Танго и Кэш", "Тюрьма" и т.д.). Все они, как правило, получали прокатные ограничения под грифом "R". Однако ведущий российский канал спокойно начал показ "Убийц" параллельно с передачей ОРТ "Спокойной ночи, малыши".

ПЯТНИЦА. С 19-45 до 21-20 канал НТВ показал очередную серию о похождениях Крутого Уокера в исполнении несгибаемого Чака Норриса (с повтором в субботу утром). С моралью здесь все нормально. Чак - герой положительный, он борется только с плохими парнями и во имя Добра. Степень натурализма в показе насилия в данном сериале не слишком высока. Каждую пятницу с 21-45 по ОРТ идет американский детективный сериал "Коломбо". Очередная серия была показана и в этот раз. В сериале также присутствуют сцены насилия (убийства, жертвы убийств и нападений и пр.).

СУББОТА. В 19-50 НТВ (уже не в первый раз) показывает первую часть "бондианы" "Доктор Но". Насилия, как известно, в данном сериале хватает, хотя убийства и драки подаются авторами с легкой иронией. В США фильмы этого сериала, как правило, идут под грифом "PG" (Parantal Guidance), то есть дети допускаются на сеанс только в сопровождении родителей или взрослых.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. С 12-05 до 14-00 на ОРТ идет российский остросюжетный фильм на материале гражданской войны "Победитель"(1976). Картина проникнута традиционными для советской эпохи идеями закономерности насилия во имя классовой борьбы и диктатуры пролетариата. С 19-00 до 21-00 ОРТ показывает полную авторскую версию насыщенного насилием триллера Люка Бессона "Леон". На Западе эта лента шла с серьезными возрастными ограничениями. ОРТ показывает картину в самое "детское" время. Даром, что подруга наемного киллера в фильме - несовершеннолетняя... Чуть позже - с 21-40 ОРТ начинает демонстрацию фантастического боевика класса "Б" "Не называй меня малышкой" с "секс-бомбой" Памелой Андерсон в главной роли. Детально снятые убийства в этой ленте перемежаются с эротикой в духе "софт-порно"... В тот же день НТВ дает утренний (8-15 - 9-00) повтор "ночной" серии канадского фильма "Ее звали Никита". И здесь сцен насилия хоть отбавляй... Этот же канал с 20-50 по 21-50 показывает очередную часть криминального сериала "Улицы разбитых фонарей-2". Крупный план окровавленного женского лица... Мужская голова с пулевым ранением во лбу... Эти кадры включены в заставку каждой части этого популярного сериала...

ВЫВОДЫ. Конечно, в отличие от документальных телепередач на криминальную тему, насилие в игровом кинематографе кажется не столь страшным и шокирующим. К примеру, малышу всегда можно сказать: "Не бойся, это же только кино! Этого дядю убили понарошку. Он не бандит, и не полицейский, а актер". Однако негативное воздействие на психику несовершеннолетних подобные просмотры все равно оказывают.

Смею предположить, что проведенный мною контент-анализ содержания телепередач ведущих российских каналов вполне типичен для нынешней ситуации. Подтверждением тому служат и «свидетельские показания» многих ведущих социологов, киноведов, журналистов.

Приведу лишь некоторые из них.

А.Вартанов: «Леденящие душу кровавые подробности воздействуют на миллионы зрителей не только угнетающе, не только вызывая сострадание. Они нередко порождают слепую жажду мести. (…) В одном из выпусков «Сегодня» (основная информационная программа телеканала НТВ – А.Ф.) журналист В.Грунский с жесткими комментариями показал страшные кадры из Чечни. На глазах у телекамеры боевик простреливал ладонь заложника. В другом кадре человек в красной рубахе, оказавшийся в руках чеченцев, молил о помощи. Говорил, что требуется большой выкуп, иначе ему не жить. И уже через мгновение боевик громадным топором одним махом отрубал ему голову. Признаюсь, мне страшно даже пересказывать это – не то, что смотреть. Тем не менее такая цивилизованная, прекрасно знающая правила игры телекомпания, как НТВ, показала эту «запредельную» сцену» (2, 12).

И.Найденов: «Окоченевший труп чеченского боевика в окопе – крупный план, раздавленное бетонной плитой тело жертвы взрыва в Москве – наезд камеры, вывороченные наизнанку ноги сбитого пешехода – пошли титры. Апокалипсические программы – «Дорожный патруль», «Катастрофы недели», «Криминальная Россия» и прочие, и прочие, - заполнившие отечественные телеканалы и имеющие, кстати, высокий рейтинг, спекулируют на феномене человеческого подсознания, влекущего зрителя к трагедийным сюжетам. Интерактивные опросы показывают, что зритель всегда предпочтет телестолкновение поездов в Индии телевыставке художника Зверева в ЦДХ. (…) Головы из папье-маше и клюквенный сок, которыми пугал «дедушка» жанра телеужастика Александр Невзоров в своем фильме «Чистилище», сменились натуральными головами и кровью в программе Сергея Доренко (канал ОРТ – А.Ф.). (…) Почему-то считается, что демонстрация мужского детородного органа в 23.00 в эротической программе, так сказать, более аморальна, чем отстреленного пальца в 19.00 в информационно-аналитической передаче. Я как телезритель с этой точкой зрения согласиться не могу и не хочу. Да и не только я. Мне рассказывали, что сердечный приступ, унесший замечательного писателя Льва Разгона, начался как раз в тот момент, когда ТВ показывало знаменитый ролик с отрубленными головами и прочими чеченскими зверствами. Нормальный, добрый человек Лев Разгон не сумел пережить льющегося с телеэкрана ужаса. А сколько еще людей, менее известных, чем Л.Разгон, не смогли вынести этого смертельного телеудушья? (…) Такой передачи, как «Дорожный патруль» с ежедневным смакованием подробностей убийств, изнасилований, дорожно-транспортных происшествий и прочей растленки не встретишь ни на одном западном канале» (4, 1).

Е.Иванова: «Наше телевидение на всех каналах, скажем мягко, демонстрирует в любое время передачи, рекламные ролики, художественные фильмы, которые коверкают, ломают податливую психику ребенка и формируют человека холодного, агрессивного»(3, 28).

В.Абраменкова: «Проведенное исследование показало, что видео- и «телеменю» детей школьного возраста довольно однообразно: каждый третий фильм – боевик или триллер, каждый пятый – эротика. (…) Герои фильмов, жадно поглощаемых детьми, обычно обитают вне дома, а цели и мотивы их поступков весьма далеки от тех, что присущи семьянину: для них это – лишь удовлетворение своего «либидо» (41 процент), совершение убийства (17 %), спасение собственной жизни (17%). (…) А такие ценности, как дружба, справедливость, честь и достоинство, представлены и вовсе слабо – всего по три процента. (…) Обилие актов насилия подталкивает к мысли, что только так и следует жить. Авторы исследования наблюдали за реакцией детей-школьников и дошколят при показе американского фильма «Искусство смерти». Фильм этот состоит из демонстрации разного рода убийств. (…) Атмосфера в зале была гнетущей. Дети младшего возраста испытали шок. Какими могут быт последствия подобного «досуга» детей? Думаю, это ясно и непрофессионалам: сцены насилия отказывают на детей однозначно негативное воздействие. Одна из особенностей детской психики заключается в том, что информация, полученная ребенком с экрана, воспринимается им как истина. И в игре, и в жизненных ситуациях дети часто подражают увиденному, в частности насилию, «усвоенному» с помощью экрана. В результате увиденного они могут счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем. Можно соглашаться или не соглашаться с этими выводами, но поистине ужасающую статистику детской и подростковой жестокости и преступности со счетов не сбросишь, как и тот факт, что подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и пр. прямо или косвенно указывают на «экранные аналогии». (…) В Германии, Швеции и других странах Европы появились по этому поводу специальные законы, защищающие детей от агрессии экрана. У нас же этих защитных мер до сих пор нет» (1, 7).

К.Тарасов: «Насыщенность фильмов сценами насилия, естественно, связана и со зрительским интересом к нему. Как биологическое существо человек крайне чувствителен к реальному насилию. Уже поэтому сцены насилия задевают за живое многих зрителей, вызывают у них почти инстинктивный интерес (6, 77). Подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики (6, 78). В этом плане юных зрителей можно разделить на три типологические группы. Первую половину составляют «высокоактивые» потребители экранного насилия. Половина или даже большинство фильмов из числа просмотренных ими в течение четырех недель, предшествовавших социологическому опросу, содержали сцены насилия. Столь значительным потреблением экранного насилия отличаются 55 процентов нового поколения зрителей. Вторую группу образуют «активные» приверженцы «агрессивной кинодиеты». Она занимает третью часть их индивидуального репертуара. Эта группа охватывает 11 процентов юных зрителей. К третьей группе относятся юноши и девушки, которых характеризует «умеренная» приобщенность к экранному насилию (24%). (…) Число «высокоактивных» потребителей экранного насилия среди мальчиков составляет 62%, а среди девочек – 50%. (6,78-79).Одним из мотивов частого обращения прилежно занимающихся юношей и девушек к экранному насилию может быть катарсический эффект его воздействия. В таком случае посредством восприятия сцен насилия отличники подсознательно стремятся избавиться от психического напряжения и негативных эмоций, неизбежных при перегрузках, закрепощении биологического естества в процессе упорного умственного труда (6, 80-81).

Современные российские зрители смотрят фильмы в основном по видео, кабельному и эфирному телевидению. К экранному насилию, предлагаемому этими каналами, наиболее часто обращаются соответственно 51, 23 и 15 процентов юношей и девушек (6, 81). Фильмы со сценами насилия, просмотренные в течение четырех недель, предшествовавших социологическому опросу, «очень понравились» всего лишь 5 процентам юных зрителей, а просто «понравились» – каждому четвертому (27%). В то же время негативно оценили эти фильмы («не понравилось») 13 процентов юных зрителей. Крайне отрицательно («очень не понравилось») высказались 4 процента ребят. Нейтральную оценку («так себе») дали 40 процентов юных зрителей (6, 85).

У «высокоактивных» потребителей экранного насилия такого рода зрелище пользуется наибольшим успехом: за последние четыре недели, предшествовавшие социологическому опросу, оно «понравилось» или «очень понравилось» 48 процентам представителей этой группы. Как и следовало ожидать, среди мальчиков (по всему массиву респондентов) тех, кому просмотренные фильмы с насилием «понравились» или «очень понравились», оказалось больше, чем девочек (42 процента против 25) (6, 85-86).

По показателю зрительской удовлетворенности (фильмами с экранным насилием – А.Ф.) самый высокий рейтинг у видео (43 процента «голосов»). За ним с большим отставанием идет центральное телевидение (24 процента). У кабельного телевидения самый низкий показатель (лишь 18 процентов) (6, 86).

Отрицательные эмоции юные зрители испытывают прежде всего при восприятии сцен жестокости. Этот тип реакции, отнюдь не свидетельствующий о конкурентоспособности фильма, свойственен 51 проценту опрошенных. У почти такого же числа ребят (49 процентов) негативные эмоции вызывают восприятие некоторых последствий применения насилия (кровь, увечья, предсмертные муки и т.д.). (6, 88). Негативная эмоциональная реакция на сцены крови, увечий, предсмертных мук и пр. наиболее свойственна девочкам (64 процента против 49 по всему массиву респондентов) (6, 90).

Особо необходимо сказать о юных зрителях, мягко говоря, неадекватно реагирующих на жестокость, кровь, увечья и т.п. в фильмах. (…) У 18-20 процентов ребят его (экранного насилия – А.Ф.) восприятие вызывает положительные эмоции (6, 89).

Вот такие мнения сложились о проблеме экранного насилия у журналистов, психологов и социологов. Какой же из всего этого следует вывод? Запретить телепередачи и фильмы на криминальную тему (а заодно и продажу видеокассет, DVD, компьютерных дисков с играми, построенными на насилии)? Конечно же, нет. Взрослая часть аудитории, наверное, имеет полное право знать, каково положение дел с преступностью в нашей стране и за рубежом. Как, впрочем, должна иметь возможность смотреть по телевидению игровые фильмы на аналогичную тему. Другое дело, что все это, на мой взгляд, должно быть (хотя бы теоретически) недоступно детям с их неокрепшей и чувствительной психикой. Следовательно, фильмы и телепередачи, содержащие показ насилия, катастроф, войн и их жертв, надо сдвинуть в сетке передач на позднее вечернее и ночное время и постараться избегать утренних и дневных повторов "крутых" криминальных сюжетов. В конце концов, для утреннего и дневных эфиров можно делать сокращенные варианты документальных "Криминалов" - без кровавых подробностей и крупных планов жертв насилия и террора.

Согласен, времена у нас сейчас не самые легкие. И все-таки стоит сделать все, чтобы не разрушать наивные иллюзии детства и не нарушать его хрупкого благополучия. Слава Богу, наши дети (в большинстве своем), хотя бы до 10 лет свой жизни, обычно равнодушны к всевозможным политическим и экономическим кризисам. И в "детское" время они хотят смотреть "мультики" и веселые комедии, а не криминальные ужасы. И право ребенка на свободную от насилия информацию пора соблюдать не только на словах…

Примечания

1. Абраменкова В. Мама, папа и «видак»//Труд. - 1999. - 28 мая. - С. 7.

2. Вартанов А. Люди и нелюди//Труд. – 1999. – 16 сент. 1999. – С.12.

3. Иванова Е. Малыш у экрана//Труд. - 1997. - 17 окт. - С. 28.

4. Найденов И. Операция «Провокация»// Культура. - 1999. - № 35. – С.1.

5. Рыков С. В свободной России детей насилуют, грабят, убивают//Комсомольская правда. - 1997. - № 71. - С.1-2.

6. Тарасов К.А. Насилие в кино: Притяжение и отталкивание//Испытание конкуренцией/ Под. Ред. М.И.Жабского. – М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 1997. - С. 74-97.

7. Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематека. Отечественное кино. 1918- 1996. - М.: Изд-во Дубль Д, 1996. – 520 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...