Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 26. Завершение конфликта




Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

· явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

· очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

· обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

· появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

победоносным,

компромиссным,

пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

мирным,

насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

конструктивным,

деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенным,

отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Этнические конфликты

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической.

этническая идентичность задается прежде всего внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.

Сущность межэтнических конфликтов

Именно в этом заключается суть межэтнических конфликтов: каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет только с помощью создания собственного государства Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. В сегодняшнем мире насчитывается около 200 суверенных государств.

Билет 27. Разрешение конфликта. Основные формы.

Существует несколько вероятных исходов конфликта

1) Прекращение в результате примирения сторон

2) Устранение одной или обеих сторон

3) Симметричное разрешение (обе стороны проигрывают или выигрывают)

4) Ассиметричное разрешение

5) Перерастание в другое противоборство (когда в отношениях сторон появляется новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта)

6) Затухание конфликта (противоречие и напряженность в отношениях сохраняются, но острое противодействие заканчивается, также происходит в результате снижение важности объекта конфликта, истощения ресурсов или замещения конфликта)

Разрешение конфликта:совместные действия его участников, направленные на прекращение борьбы и решение проблемы, которая его породила.

Предпосылки разрешения:

1) Диагностика противоборства (определение вопросов, по которым не удается достичь соглашения)

2) Позиционный анализ (определение позиции каждой из сторон)

3) Ситуационный анализ (определение ситуации и среды)

4) Прогнозирование хода и последствий конфликта (определение выгоды и ущерба)

5) Устранение противоречий

Устранение противоречий

1) Устранение объекта конфликта

2) Разделение объекта между сторонами

3) Установление правил общего использования

4) Компенсация одной стороне за передачу объекта другой

5) Разведение сторон конфликта

Формы достижения соглашения

1) В соответствии с законодательным решением и волей третьей стороны (третейский судья, арбитраж)

2) За счет навязывания одной из сторон своей воли

3) В результате совпадения мнений путем переговоров

Стили ведения переговоров

1) Жесткий (стратегия соперничества) – ультиматум, позиционное давление (начиная с малого, добиваются уступки и постепенно повышают требования)

2) Мягкий стиль (стратегии уклонения и приспособления) – если мы заинтересованы в продолжении отношений

a) Самокритика

b) Предоставление уступок как целесообразных действий

c) Подчеркивание значимости интересов партнера

3) Торговый стиль (стратегии сотрудничества и компромисса) – обмен уступками с целью достижения взаимной выгоды. В случае обмена уступками при посреднике: он должен прекратить коммуникацию сторон и создать условия по достижению нормальных отношений (экспертные оценки).

Билет 28. Типология конфликтов

 

Типология конфликтов - метод научного познания конфликтных явлений и создания теории, в основе которого лежит дифференциация конфликтных явлений и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной концептуальной схемы объекта исследования, содержащей возможные основания или критерии деления.

Наиболее часто встречающийся в социологии и соц. психологии способ типологии конфликтов основывается на критериях "тип участника" и "вид структурных отношений" (Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Г. Зиммель, Л. Козер, М. Дойч и др.). Разработки типологии конфликтов основанных на этих критериях, привели к сведению обоих параметров к простым дихотомиям: по типам участников, по типам отношений и т.д. 

  1. По степени институционализированности

a) Структурные (существуют и действуют общие для сторон правила)

b) Бесструктурные

По сферам общественной жизни

a) Экономические

b) Политические

c) Идеологические

d) Национальные

e) Бытовые

По субъекту

a) Внутреличностные

b) Межличностные

c) Внутрегрупповые

d) Межгрупповые

e) Внутринациональный

f) Международный

Основной недостаток типологий, основанных только на характеристиках участников, состоит в том, что в методологическом плане не учитывается системность и многоуровневость явления соц. конфликта. Природа участников, представляя собой важную характеристику, которая должна быть включена в общую теорию соц. конфликта, в то же время не является единственной.

По длительности

a) Долгосрочные

b) Краткосрочные

По форме

a) Конфронтация

b) Конкуренция

c) Соперничество

d) Доминирование

По юридическим основаниям

a) Трудовое право

b) Гражданское право

c) Семейное право

d) Финансовое право

e) Уголовное право

По напряженности

a) Острые

b) Вялотекущие

c) Возобновляющиеся

8. По направленности воздействия и распределения полномочий:

a) конфликты “по вертикали” (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);

b) конфликты “по горизонтали” (между руководителями одного ранга, между коллегами).

 

Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...