Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деструктивные функции конфликта на личностном уровне




Они выражаются в следующих последствиях.

1. Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.

2. Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности.

3. Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 90-х годах таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире.

4.Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.

5.В качестве реакции на конфликт человек может “включать” защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:

· отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;

· пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;

· жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;

· превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;

· разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

· постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива,

Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого

Билет 23. Стратегии поведения в конфликте

  • Каждый участник конфликта оценивает свои интересы и интересы своего соперника, задавая вопросы: «что я выиграю, что проиграю, какое значение имеет предмет спора для меня и моего соперника».
  • Происходит оценка сил участников конфликта (физической силы и технических возможностей, информационной составляющей, социального статуса: дохода, престижа, уровня власти).
  • В соответствии с этой оценкой участники избирают стратегию поведения

 

Сетка Томаса – Килмена:

 

Индивидуальные действия Совместные действия  
Соперничество Сотрудничество Активность

                                              Компромисс

Уклонение   Приспособление Пассивность

 

1. Уклонение  -одна из сторон оттягивает решение конфликта или старается не замечать противоречие.

2 варианта проявления:

a) Предмет конфликта не имеет существенного значения для одной или обеих сторон (конфликт исчерпывается стратегией уклонения).

b) Субъекты конфликта воспринимают предмет как несущественный, но это не так (возможен рецидив).

2. Соперничествоцелесообразно:

a) При защите собственных интересов от посягательств конфликтной личности.

b) При угрозе существованию организации \ коллектива.

Приспособление

Принимая такую стратегию, одна сторона жертвует своими интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии соперничества ценность МЛО здесь выше ценности предмета конфликта. Стратегия оправдана, когда условия для разрешения конфликта еще не созрели.

Сотрудничество

Сотрудничество строится на основе баланса интересов и признания ценности МЛО. Участники признают право друг друга на личное мнение, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый выход. Возможно только в том случае, когда предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон.

Компромисс

Стратегия взаимной уступки. Способность к компромиссу в управленческих решениях высоко ценится, так как уменьшает враждебность и позволяет удовлетворить свои интересы отчасти каждой из сторон. Однако может возникнуть недовольство «половинчатыми решениями», и конфликт возобновится, так как его предпосылки останутся нерешенными.

 

Билет 24. Основные формы социального конфликта

Конфликт – столкновение интересов и целей, выражающийся в открытом противостоянии сторон.

Формы:

Конфронтация

Пассивное противостояние сторон с разными идеологическими, политическими, религиозными взглядами, оказание давления друг на друга, неустранимые разногласия.

Соперничество

Борьба за признание личных или групповых достижений или превосходства

Конкуренция

Противостояние с целью получения выгоды, прибыли, доступа к дефицитным благам. Действия участников конфликта позитивны, так как каждая сторона пытается преуспеть и тем самым показать превосходство над соперником.

Доминирование

Борьба за приоритетные позиции в социальной иерархии. Иерархия создает мотивацию в борьбе за приоритетные позиции, появляется статусное напряжение. Конфликтное поведение выражается в групповом давлении через прямые акции и мобилизацию ОМ в свою поддержку.

 

Формы массового сопротивления: бунт, мятеж, революция.

Пассивное сопротивление

(Невыход на работу, гражданское неповиновение, неучастие в выборах).

Активное сопротивление

(Митинги, демонстрации, восстания – прямые акции)

Индустриальная конфликтологиязанимается изучением таких форм конфликта, как забастовки и саботаж.

Забастовки различают по способу поведения (прекращение и возобновление работы), по степени участия профсоюзов (классическая и «дикая»), по форме организации (примитивная, с занятием предприятия, частичная, кратковременная), по масштабу (международная, национальная, региональная, отраслевая, заводская, цеховая).

Саботаж может выступать в форме:

a) Работы по инструкциям,

b) Медленной работы,

c) Отказа от исполнения сверхурочной работы.

 

Билет 25. Социальный конфликт. Стадии конфликта.

Предконфликтная стадия

В момент зарождения конфликта необходимо наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

 

Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению целей, степень его <вины>, силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтный стадии называется идентификацией.

 

Иногда причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта.

a) Первая фаза – накопление противоречий в силу расхождения интересов и ценностей

b) Вторая фаза – повод, который приводит в движение конфликтующие стороны

 

Конфликтное поведение

Конфликтное поведение – прямое или косвенное действие, направленное на блокирование достижения противоположной стороной ее интересов. Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.

 Стадия наступает в случае:

a) Осознания сторонами противоположности целей и интересов друг друга,

b) Формирования психологической установки на борьбу.

На этой стадии оценивается «сила участников конфликта» - способность реализовать свои цели вопреки воле другой стороны.

а) Физическая сила и технические средства, применяемые как инструмент насилия,

b) Информационная составляющая (владение и распоряжение информацие),

c) Социальный статус (доход, уровень власти, престиж).

Стадия конфликтного поведения характеризуется

a) Максимальным использованием ресурсов,

b) Изменением (подтверждением) представлений о силе противоположной стороны, себе или внешней среде.

Это заставляет стороны выбрать стратегию дальнейшего развития:

a) Достижение своих целей несмотря ни на что, ведущая к еще большему обострению,

b) Частичные уступки, ведущие к снижению напряжения,

с) Поиск способов полного разрешения

Разрешение конфликта

a) Изменение ситуации,

b) Изменение своего отношения к ситуации

При полном разрешении конфликта образ врага меняется на образ партнера, нацеленность на борьбу становится нацеленностью на сотрудничество.

При частичном разрешении конфликта изменится только поведение участников под воздействием разумных аргументов или санкций третьей стороны, но отношение останется.

 

Наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.

Послеконфлиткная стадия

Окончательное устранение противоречий в установках, снятие социальной напряженности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...