Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 13. Постисторическая точка зрения




Получила название от заглавия статьи Фукуямы "Конец истории"? Попытка осмыслить суть глобальных изменений в современном мире.

Суть теории: история (как идеологическая эволюция человечества) завершилась полной победой экономического и политического либерализма.

Реальная демократия способна дать простор гражданскому обществу в двух его ипостасях - свободном рынке и политической конкуренции.

Первая должна строиться на основе либерализма; вторая обеспечивается представительной демократией, распространяющей свои корни вплоть до античности. Демократия означает гарантии прав прежде всего гражданских (свобода гражданина по отношению к его личности и собственности); религиозных и вообще мировоззренческих; и политических - свобода от контроля в делах, которые не влияют непосредственно на благосостояние общества в целом таким образом, что сделали бы подобное вмешательство необходимым.

Сочетание демократии и либерализма приводит передовые общества к концу истории и вершине прогресса. Последнее предполагает, что история имеет определенную направленность и цель.

История завершилась, все дальнейшее - лишь подтягивание провинций. Фукуяма вполне согласен с таким сценарием развития человечества - с оговоркой, что именно либеральная демократия является вершиной развития истории человечества. Именно кумулятивный эффект развития науки становится основой современных технологий, гарантирующих совершенствование промышленности и обеспечивающих высокий уровень потребления, что делает жизнь достаточно терпимой для всех, независимо от социальной принадлежности, и это обеспечивает отказ от насильственных революций (что характерно, либеральная революция ненасильственна) и дает новую легитимность для либерально-демократического порядка. Наука и рациональная организация труда дают толчок совершенствованию общества, приводящий, в свою очередь, к либеральной демократии.

Можно сказать, с позиции автора, что жизнь в универсальном (охватывающем все социальные группы равенством прав) и однородном (наделяющем всех одинаковыми свободами) государстве для его граждан полностью удовлетворительна. Современное либеральное и демократическое общество в целом лишено противоречий, а те, которые возникают, быстро и безболезненно разрешаются на основе демократических процедур и распределения социальных благ. Однако человек определяется не только своими желаниями и своей рассудочностью, но чем-то большим, а именно потребностью в признании его самого в качестве свободного и равного существа и в качестве его самого как индивида, в качестве представителя той или иной социальной группы, наконец, как представителя человеческого рода. Постановка проблемы признания является несомненной заслугой Фукуямы.

Иными словами, по Фукуяме, признание является важнейшим фактором, развитие которого от господства человека над человеком к взаимному и свободному равноправию либеральной демократии неотделимо от всей человеческой истории и недоучет которого был характерен для англосаксонской традиции. Человек не сводится к животному, напротив, он становится человеком, когда преодолевает свою животную природу (инстинкт самосохранения в разнообразных его проявлениях) и творит себя сам. Однако англосаксонская традиция особый упор делает на сохранении индивидом собственного существования, и существования достаточно комфортного. В этом отчетливо проявляется далекий от идеалистического подъема духа эмпиризм англосаксонской философии.

История человечества, с точки зрения Фукуямы, - история восхождения, господства и падения тимоса (яростного начала) в современных эгалитарных обществах. Однако тимос неискореним, является вечным спутником человечества. Фукуяма вводит производные термины: мегалотимия - стремление к исключительности и всеобщему особому признанию и изотимия - стремление к равному во всем и среди всех уважению уже потому, что ты человек.

Социальный конфликт в обществе может быть вызван не правовой или социальной структурой, а культурными и социальными характеристиками его групп.

 

 

Билет 14. Цивилизационный подход

Прямая противоположность постисторической точке зрения. Одна из новейших версий данного подхода представлена в работе С. Хантингтона. "Столкновение цивилизаций".

 

Понятие цивилизации

· Хантингтон замечает, что идея цивилизации впервые была разработана французскими философами XVIII века как антитеза варварства. Цивилизация первоначально трактовалась как оседлое, городское, грамотное общество.

· Немецкие философы XIX века противопоставили цивилизацию культуре.

· Хантингтон отстаивает идею множественности цивилизаций, основой которых являются язык и религии

 

В новом мировом устройстве основным источником конфликтов будет не идеология и экономика, а культурные различия.

Наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям. Конфликт между цивилизациями – завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов.

 

Цивилизация, по Хантингтону – это культурная общность наивысшего ранга.

Основные характерные черты:

1. Язык

2. История

3. Обычаи

4. Институты

5. Самоидентификация людей

 

Самые существенные конфликты произойдут на линии разлома между цивилизациями.

Причины:

1. Различия цивилизаций наиболее существенны и устойчивы (разные взгляды на религию, человеческие взаимоотношения, отношения между гражданином и государством, разные представления о правах и обязанностях, свободе, равенстве и иерархии)

2. Взаимодействие между цивилизациями укрепляет цивилизационное самосознание, следовательно обостряются разногласия и враждебность

3. Глобализация экономики размывает идентификацию людей по признаку места жительства => ослабевает роль нации-государства как источника идентификации, следовательно увеличивается роль религии.

4. Раздвоение роли запада. С одной стороны, западные страны более могущественные, с другой, незападные стремятся вернуться к собственным корнем. /пример: "Возврат в Азию" Японии , провал насаждения западных идей на Ближнем Востоке и "реисламизация"/

 

Разумеется, далеко не всегда цивилизационные различия вызывают конфликт, а он не всегда выражается в форме насилия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...