Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль логистики в развитии российских реформ.




Остановимся теперь вкратце о проблемах развития логистики в России. В полезности внедрения логистических подходов в российскую экономику сегодня уже никого не надо убеждать. Вопрос в том, как это сделать. Зарубежный опыт показывает, что темпы внедрения логистики и ее эффективность зависит от многих факторов: и от уровня развития производительных сил, и технологий, и от политической обстановки в стране, и от зрелости рыночных отношений. Не вдаваясь в детальный экономический анализ, попробуем в общих чертах сформулировать те принципиальные трудности, которые имеются сегодня на пути логистики в России.

Во-первых, внедрению в отечественный бизнес логистических идей, принципиально новых для большинства российских предпринимателей, менеджмента, ИТР, существенно мешает сложная общеэкономическая ситуация в стране. Высокий уровень монополизма в важнейших отраслях, очень невысокий уровень жизни подавляющей массы населения и, как итог, социальная напряженность во всех слоях нашего общества, негативная реструктуризация экономики, разгул коррупции – вот далеко не полная характеристика социально-экономической обстановки, которая сдерживает развитие логистики в России.

Во-вторых, сфера обращения, сфера торговли (т.е. снабжение и сбыт), где позиции логистики традиционно наиболее сильны, в Советском Союзе всегда намного отставала от производственной сферы, и особенно в организации сбыта товаров и услуг. Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу, высший управленческий персонал всегда недооценивал роль этой сферы в экономике, что и привело к тому, что товары на рынок продвигались медленно, спрос удовлетворялся плохо, везде и во всем был дефицит, качество обслуживания потребителей было крайне низким. Такое отношение к сфере обращения хотя и преодолевается постепенно, однако до сих пор не изжито.

В-третьих, инфраструктура экономики в России (и прежде всего, в сфере обращения) развита очень слабо, и значительно отстает не только от развитых стран, но даже и от среднемирового уровня. Это и:

- отсутствие развитых систем распределения товаров и в промышленности (снабжение), и в торговле (сбыт), а значит, организованных оптовых товарных рынков мало;

- достаточно низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций (правда, этот недостаток постепенно устраняется);

- отсталая транспортная инфраструктура (автодороги, грузовые терминалы и т.п.);

- отсутствие на всех видах транспорта современных ТС, а те, что есть, морально устарели и физически сильно изношены;

- низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства (нет современного технологического оборудования по грузопереработке, недостаточен уровень механизации и автоматизации складских работ);

- слабо развито производство современной тары и упаковки, и т.д.

Всё это существенно тормозит внедрение логистики в российскую экономику, и преодолеть это быстро, очевидно, не удастся. Тем не менее, к началу перехода к рынку в России уже имелись определенные предпосылки для достаточно быстрого и эффективного внедрения логистики в отечественную экономику. Это, с одной стороны, достижения науки и образования, и, с другой, -технологическиеразработки.

Что касается научно-теоретических предпосылок, то следует сказать, что в мире широко известны работы российских ученых и специалистов в области технической и экономической кибернетики, системного анализа, теории управления запасами, массового обслуживания и др., составляющих научную базу современной логистики. Много теоретических разработок и практического опыта имеют российские специалисты в области материально-технического снабжения (МТС) и сбыта, оперативного управления производством, оптимального планирования потребности в МР, организации складского хозяйства, взаимодействия транспорта с поставщиками МР и сбытовыми структурами, и т.д.

Если говорить об образовании, то, несмотря на то, что сам термин «логистика» появился в отечественной экономической литературе совсем недавно, в экономических вузах и раньше изучались такие по сути логистические дисциплины как: экономика и организация МТС и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, нормирование МР, оперативно-календарное планирование производства и ряд других. Правда, все эти дисциплины рассматривали участников, по существу, единого логистического процесса изолированно друг от друга. Объяснялось это, как и во всех других случаях, сугубо ведомственным подходом к своей деятельности.

Как уже указывалось выше, все стороны логистического процесса в отечественной экономической теории и практике уже рассматривались, не было только объединяющего начала. А это как раз прерогатива логистики. Во-первых, логистика рассматривает все этапы, стадии и операции управления МП как единое целое. Во-вторых, затраты по всем стадиям и этапам она рассматривает как взаимосвязанные, требующие скоординированного, комплексного подхода. В-третьих, координация всех функций в логистике имеет целью своевременное обеспечение потребителей необходимыми им товарами и услугами нужного им качества с наименьшими затратами у всех.

Зарубежный опыт показывает, что рыночные отношения тесно связаны с государственным регулированием производства и товарообращения, которое осуществляется как экономическими, так и правовыми методами, в интересах развития национальной экономики и международных хозяйственных связей. Объективная необходимость в государственной поддержке предприятий вызвано, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что преследуя собственные интересы, логистические посредники одновременно во многом способствуют улучшению деятельности и обслуживаемых ими предприятий и организаций, предоставляя им качественные услуги. Во-вторых, координируя деятельность и соблюдая интересы логистических посредников и обслуживаемых предприятий, содействуя взаимовыгодным отношениям между ними, органы государственного управления во многом преследуют и государственные цели. К сожалению, следует констатировать, что сегодня региональные органы власти не оказывают заметного влияния на деятельность предприятий, занятых предоставлением логистических услуг. Кроме отношений по уплате установленных налогов, каких-либо системных отношений между ними нет.

Государственное воздействие на деятельность логистических систем сводится к координации деятельности логистических посредников, обеспечению их информацией об опыте работы других подобных организаций, предложению научно-методического обеспечения (рекомендательные методы); нормативно-правовому регулированию, созданию благоприятных экономических условий (косвенное управление), а также прямому управлению отдельными элементами инфраструктуры (госзакупки, естественные монополии и т.п.).

Эффективное государственное регулирование предполагает активное участие региональных органов власти в развитии инфраструктуры товарных рынков, в экономическом стимулировании логистических посредников путем их селективной финансовой поддержки. Должны стимулироваться предприятия, во-первых, направляющие свои доходы на развитие своей материально-технической базы, во-вторых, осваивающие новые виды обслуживания, в-третьих, активно занимающиеся развитием социальной сферы, в-четвертых, много работающие для удовлетворения государственных нужд и помогающие государству в различных чрезвычайных ситуациях.

Для этого можно, например, снижать налоги с доходов, используемых для инвестиций в развитие предприятия, предоставлять льготные кредиты, частично или полностью компенсировать транспортные расходы, осуществлять целевые дотации, гасить некоторые задолженности для предприятий, осваивающих новые виды логистических услуг, обслуживающих социальную сферу, осуществляющих поставки продукции для государственных нужд, производящих закупки, завоз и накопление страховых запасов продукции на случай чрезвычайных ситуаций. Это что касается косвенного управления.

Прямое управление заключается, прежде всего, в государственном регулировании естественных монополий. Оно может заключаться, например, в установлении тарифов или предельного уровня цен на оказываемые услуги. Сюда же можно отнести и формирование госзаказа для выполнения государственных целевых программ. Надо сказать, что в отдельных странах госзакупки являются важнейшей составляющей рынка, а во многих его сегментах они в значительной степени даже определяют конъюнктуру рынка (например, госзаказ в экономике США составляет до 20% валового национального продукта). Как показывает мировой опыт, именно госзаказы могут стать наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономических процессов.

Россия, к сожалению, в этом отношении находится лишь на самой начальной стадии. Существует много проблем, и наиболее острой из них является обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых для госзакупок, и финансирования государственных программ. Важнейшим инструментом решения этой проблемы могли бы стать торги (конкурсы, тендеры), однако высокая степень коррупции в государственных органах власти и управления не позволяет пока реализовать в полной мере потенциал этого инструмента.

Государственное регулирование товародвижения на всех уровнях должно осуществляться на постоянной основе, а не периодическом (время от времени, по мере надобности) вмешательстве, оно должно быть системным, т.е. охватывающим и учитывающим все стороны процесса в их взаимосвязи и взаимозависимости, а не локальным улучшением тех или иных элементов логистической системы товародвижения. Должна быть разработана четкая программа государственного содействия и воздействия на экономику страны, в т.ч. и на функционирование логистических систем. А заниматься реализацией этой программы на соответствующих уровнях должны уже упоминавшиеся нами федеральные и региональные логистические центры. Эти центры должны наделяться органами государственной власти соответствующими полномочиями в плане, например, возможности оперативного получения полной и достоверной информации об экономической деятельности вовлеченных в логистическую систему предприятий и организаций, разработки научно-исследовательских программ в области логистической координации их деятельности, а также возможности установления межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных логистических связей.

Таким образом, развитие логистических функций государственных структур, использование ими методов логистического управления будет оказывать существенное влияние на совершенствование экономической политики государства, повышение эффективности проводимых в стране реформ.   

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...