Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Место логистического менеджмента на фирмеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Логистика как инструмент достижения конкурентных преимуществ В недавнем прошлом, когда основой социалистической формы развития нашей страны являлись государственная форма собственности на средства производства и тоталитарныйобщественно-политический строй, в структуре управления народным хозяйством имели место строгая централизация и плановость по всем отраслевым и временным уровням - от страны в целом, к отрасли, предприятию до технологической операции; от перспективного на 10-15 лет до оперативного на сутки, смену, т.е., говоря короче, была выстроена строгая управленческая вертикаль, и функционировала основанная на ней административно-командная система. Горизонтальные связи между предприятиями были затруднены т.н. межведомственными барьерами, не совпадающими, а зачастую и прямо противоположными интересами, причем несанк-ционированное установление таких связей даже преследовалось. Все это ярко прослеживалось и в сфере транспорта. Многие годы единая транспортная система страны развивалась отнюдь не по принципу единства и взаимодействия, а по принципу самостоятельного функционирования каждого вида транспорта как независимой системы. Хозяйственные взаимоотношения на автомобильном транспорте, как и в обслуживаемых им отраслях, также строились по принципу централизованного планирования. Автотранспортные предприятия (АТП) получали из директивных органов перечень обязательной клиентуры и номенклатуру перевозимых грузов, а клиентура - перечень АТП, услугами которых она могла пользоваться. Жесткое централизованное планирование приводило к полному отсутствию конкуренции. В такой системе АТП имели возможность без всяких дополнительных усилий диктовать клиентам свои условия. Большинство АТП осуществляло только перевозки, совершенно не интересуясь потребностями клиентов в других услугах. Не было даже такого понятия – «транспортная услуга». Централизм и плановость, конечно же, имеют свои достоинства. Однако они оправдывают себя в экстремальных условиях. Для обычных условий больше подходит эволюционный путь развития, который больше соответствует естественным, в том числе экономическим законам. Нежизнеспособность административно-командной системы неизбежно должна была привести к катастрофе экономики страны, что и произошло в начале 90-х годов. Возникла необходимость перехода к рыночным отношениям. Однако для грамотного осуществления этого перехода необходимо четко представлять, что же это такое -рыночная экономика, и каков механизм рыночных взаимоотношений. Немецким экономистом Ф. Хайеком сформулированы три необходимые условия перехода к рынку: - введение свободных цен, т.к. только свободные цены могут показать, куда надо направить средства для их наиболее эффективного использования; - развитие конкуренции на всех уровнях, т.к. только конкуренция заставит участников процесса товародвижения обратить внимание друг на друга и стремиться к улучшению своей деятельности; - максимальное содействие предпринимательству, т.к. только свободное предпринимательство позволит осуществлять предприятиям свою деятельность с наиболь шей эффективностью. С точки зрения приватизации собственности автотранспортная отрасль является одной из наиболее доступных. Действительно, купить один или несколько автомобилей в частное или коллективное пользование не так сложно, как крупное предприятие. Поэтому в условиях крупномасштабной приватизации существовавшие и существующие еще сейчас крупные предприятия транспорта должны неизбежно распасться и распадаются на большое число средних и мелких. Средние и мелкие предприятия являются более гибкими как в своей производственной деятельности, так и в плане управления, они более чувствительны к рынку, а частное владение заставляет собственника упорно искать свое место на рынке транспортных услуг. Появление большого количества мелких предприятий транспорта неизбежно порождает конкуренцию, как между ними самими, так и с другими видами транспорта. Конкуренция, в свою очередь, заставляет АТП коренным образом пересмотреть весь характер своей производственной и коммерческой деятельности, направив ее на анализ, изучение и удовлетворение потребностей потребителей их услуг. Те предприятия транспорта, которые быстрее поймут все это и перестроят свою работу в указанных направлениях, займут лидирующие позиции на рынке транспортных услуг, и прежде всего, за счет более прочного экономического положения, т.к. конечной целью деятельности любого предприятия в условиях рынка является все-таки получение максимально возможной прибыли, ау них эта прибыль будет. Жесткая конкуренция, перенасыщение рынка товарами достаточно высокого качества ставят перед производителями проблему реализации своих товаров. Очевидно, что в таких условиях реализовать товар можно, прежде всего, за счет снижения его цены. Как показывает мировой опыт, основной удельный вес в стоимости товара занимают сегодня затраты на распределение (по некоторым видам товаров – до 90%, и только 10% - производственные затраты). Важнейшей частью распределения является доставка товаров, поэтому, если удастся снизить затраты на доставку, то это приведет и к заметному снижению стоимости товара. В России и странах СНГ сегодня затраты на транспортно-экспедичионное обслуживание (ТЭО) в 2-3 раза превышают уровень развитых стран, поэтому их товары даже при равном качестве стоят дороже, а значит, заранее неконкурентоспособны. Высокий уровень затрат на ТЭО объясняется недостатками как самого транспорта, так и управления запасами, что, в свою очередь, является следствием глубоко заложенных общих изъянов командной системы. Полный государственный контроль привел к: - совершенной негибкости транспортных предприятий, - раздутым паркам подвижного состава, нерациональной структуре, неэффективности использования, - неразвитой инфраструктуре, - усложненной перевозочной документации, - неэффективному взаимодействию различных видов транспорта. И сейчас еще многие из этих недостатков не преодолены. До сих пор на транспорте высока степень монополизма, имеет место неравное положение на рынке транспортных услуг государственных и частных перевозчиков и др. Логистическая миссия фирмы миссия – это то основополагающее в деятельности фирмы, что определяет все ее стратегические и тактические цели и задачи, и принимаемые на их основе решения. При формулировании миссии фирмы ее высший управленческий персонал должен ответить на два основных вопроса: во-первых, что представляет собой фирма в настоящее время, и, во-вторых, какими должны быть основные направления ее развития? На современном этапе развития рыночных отношений в миссиях большинства фирм так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения потребностей потребителей в качественных товарах и услугах. логистика и является тем инструментом, который позволяет фирме успешно исполнять свою миссию, особенно в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссиюза рубежом часто трактуют как правило «семи R», «обеспечение наличия нужного продукта (product) в требуемом количестве (quantity) и заданного качества (condition) в нужном месте (place) в установленное время (time), для конкретного потребителя (customer) cнаименьшими затратами (cost). В правиле «семи R» отражены основные черты логистической миссии фирмы, а именно: качество, время и затраты. Если у фирмы нет четкой стратегии (миссии) логистики, то это может поставить ее в положение наблюдателя, который всегда опаздывает, не успевает за быстро изменяющимися условиями рынка, не имеет ясной перспективы на будущее. С другой стороны, четко сформулированная логистическая миссия дает фирме целую систему оценок и улучшающих воздействий, охватывающую и координирующую вопросы качества ее продукции и услуг, конкурентоспособности, интеграции закупочной, производственной и маркетинговой стратегий, позволяет объективно оценить место фирмы на рынке сбыта (ниша) и среди конкурентов.
Место логистического менеджмента на фирме
В первом смысле логистический менеджмент на фирме представляет собойсоединение основных управленческих функций(анализ, планирование, организация, регулирование, координация, контроль и учет)с функциями логистики, т.е понятие «менеджмент» рассматривается как процесс управления. Во втором смысле логистический менеджмент – это управленческий персонал, который на фирме образует определенную иерархию. При построении современных логистических систем большое значение имеет то место, которое выделяется логистическому менеджменту в общей структуре управления фирмой. Эта структура обычно подчинена тем функционально-ориентированным сферам деятельности, которые реализует фирма при выполнении своей миссии (управление закупками, производством, сбытом, маркетингом, персоналом, финансами, инвестициями, инновациями и т.п.). Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим целям связан со всеми сферами функционального менеджмента. Очень часто бывает трудно разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, информационного, финансового, инвестиционного). Поэтому, если говорить коротко, логистический менеджмент призван координировать и интегрировать все управленческие процессы на фирме, и особенно на его высшем уровне. Всё это можно представить в виде следующей схемы.
Полезность формызаключается в том, что в процессе производства или сборки МР некоторым образом преобразуются в ГП, добавляя к исходному сырью новую стоимость и создавая полезность новой формы – продукта. В современном бизнесе некоторые логистические операции также создают полез- ность формы. Например, такие элементарные логистические операции, как сортировка, укрупнение и разукрупнение так или иначе изменяют форму ГП путем изменения грузовых и упаковочных характеристик. К примеру, разукрупнение пакетов в индивидуальные упаковки, или помещение изделий в упаковки, удобные для покупателей, добавляет новую полезность формы к ГП. Однако для логистики самым важным, основополагающим всё-таки является не полезность формы, а полезность места и времени. Например, транспортировка является одной из ключевых логистических функций, поскольку обеспечивает перемещение товаров из мест, где есть их излишки, в места, где на них есть спрос. Логистика, таким образом, расширяет физические границы маркетинга, поскольку маркетинг призван увеличить спрос в данном месте, а логистика за счёт перемещения товара туда, где спрос больше, добавляет к ГП новую полезность -полезность места. Это увеличивает стоимость товара, а значит, повышает доход, т.е. достигается та же цель, что и цель маркетинга – увеличение прибыли (только маркегинг – за счет увеличения продаж, а логистика – за счет доступности товара и сокращения затрат). Немаловажным является и то, что доступность товара или услуги важна для покупателя не сама по себе, а именно в тот момент, когда они ему нужны. Следовательно, логистический менеджмент, обеспечивая поставки потребителям в требуемое время, создает и полезность времени. При этом надо отметить, что полезность времени и места появляется только тогда, когда имеется спрос на товары и услуги, т.е. имеет место полезность владения. Полезность владения создается путем маркетинговых действий, связанных с рекламой и ускорением продвижения товаров или услуг к конечному потребителю с целью увеличения их потребности в обладании товаром (услугой). Основная задача логистического мененджмента в современных условиях – создание фирме конкурентных преимуществ. Основными путями достижения этих преимуществ сейчас является: - достижение лидерства в области качества товаров и услуг; - достижение лидерства в плане снижения затрат; - завоевание ведущих позиций в своём сегменте рынка сбыта товаров и услуг (дифференциация продукции), для чего необходимо -сконцентрировать все усилия на тех стратегических для фирмы направлениях, которые соответствуют ее логистической миссии (стратегический фокус). Конечно, всё это может быть использовано и конкурентами. Поэтому для выживания (по крайней мере) фирма должна постоянно отслеживать ситуацию и внедрять новые подходы на стратегических направлениях своей деятельности. И такие возмож- ности предоставляет логистика, а значит, нужно как можно скорее включать и как можно грамотнее использовать логистические принципы в хозяйственной деятельно- сти фирмы. Например, логистический менеджмент может снизить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство по затратам. Если же минимум затрат сопровождается и высоким качеством продукции и услуг, что тоже обеспечивается логистикой, то фирма автоматически становится ведущей на конкретном рынке.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |