Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система стратегического менеджментаСтр 1 из 9Следующая ⇒
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Автор доцент НИУ ВШЭ Нижний Новгород Седельникова И.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Что такое стратегия и стратегический менеджмент? Стратегия отвечает на ключевые вопросы: почему одни организации добиваются успеха, а другие терпят неудачу?
Одно из определений, которое всё ещё широко цитируется, было предложено профессором Чандлером из Гарвардской бизнес-школы в 1962 г.: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».
Другие определения стратегии.
«Стратегия определяет, что представляет собой бизнес компании сейчас, каким он будет в последствии, и какой должна быть компания» (Эндрюз, 1971).
«Стратегия – это результат сбалансированного учёта навыков и ресурсов фирмы, возможностей, находящихся во внешней среде, а также личных устремлений менеджмента организации с его чувством социальной ответственности фирмы перед обществом» (Румельт, 1972).
«Стратегия представляет собой совокупность действий и решений, которые позволяют менеджерам добиваться организационных целей» (Хилл, Джонс, 1998).
«Стратегия – долгосрочные перспективные планы взаимодействия с конкурентной средой ради достижения целей компании»(Пирс, Робинсон, 2007).
Существует множество определений стратегического менеджмента.
«Суть стратегического менеджмента – эффективная адаптация компании к изменениям, происходящим во внешней среде» (С.А.Попов).
Определение А.Томпсона и А.Стрикленда рассматривает стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление её позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей».
О.С.Виханский в своём определении подчёркивает значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление - это такое управление деятельностью организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и добиваться своих целей в долгосрочной перспективе».
Определение, которое предложил Люкшинов А.Н.: «Стратегический менеджмент – деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределённой внешней среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям».
«Стратегический менеджмент – совокупность решений и действий по разработке и реализации планов, призванных обеспечить достижение целей организации»(Пирс, Робинсон, 2007).
История развития стратегического менеджмента
Выделяется несколько этапов развития стратегического менеджмента.
I этап: 1950 – 60-е гг. – этап стратегического планирования. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды её существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующих на организацию и её конкурентов. Нестабильность среды рассматривается как решающий фактор планирования.
Стратегическое планирование возникло как альтернатива долгосрочному планированию, которое основывается на выявлении текущих изменений определённых экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выведенных тенденций (или трендов) в будущее. При этом реализуется принцип «из прошлого – в будущее».
В системе стратегического планирования отсутствует предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. Успешные стратегии – это всегда удачное стратегическое видение – образ будущего состояния организации, который даёт качественное представление о бизнес-успехе компании в конкретной стратегической перспективе. Возникает новая ментальность «из будущего – через прошлое - в настоящее».
I I этап: 1970 – 80-е гг. – этап стратегического менеджмента. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход сводится не только к составлению стратегических планов, но и разработку путей их достижения на основе сильных сторон организации и благоприятных возможностей внешней среды, а также компенсации слабых сторон и методов противостояния внешним угрозам.
I I I этап: 1990-е гг. – по н. вр. – этап стратегического предпринимательства. На смену пассивному отношению к внешней среде пришло проактивное поведение, предполагающее такое воздействие на внешнюю среду компании, которое приведёт к её трансформации в благоприятном для фирмы направлении.
Современным бизнес-организациям приходится конкурировать в непростых условиях. Рассмотрим основные изменения в конкурентной среде, которые произошли в последнее время. 1. Информационные технологии, компьютеры. 2. Анализ больших данных. 3. Мобильные приложения. 4. Расширенное предложение продукции. 5. Конвергенция технологий. 6. Размывание границ между отраслями и сегментами. 7. Глобальная конкуренция. 8. Быстрое устаревание информации. 9. Большая взаимосвязанность участников. 10. Рост профессионализма. 11. Чередование побед и поражений. 12. Увеличение разрывов. В этих сложных и зачастую непредсказуемых условиях роль стратегического менеджмента возрастает с каждым днём. Вот почему реализация подходов стратегического управления становится всё более актуальной задачей для компаний различного уровня.
Система стратегического менеджмента
Система стратегического менеджмента включает в себя следующие пять элементов:
1) анализ среды – исходный процесс стратегического менеджмента; 2) определение миссия организации для выбора правильного направления развития; установление целей; 3) выработка стратегии – сердцевина стратегического менеджмента. Здесь определяется, каким образом поставленные цели будут достигнуты; 4) реализация выбранной стратегии. Это критический процесс, так как именно он в случае успешного осуществления приводит компанию к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы не в состоянии осуществить выбранную стратегию; 5) оценка ситуация и реализация коррекции поставленных целей с учетом меняющихся условий, новых идей, предоставляющихся возможностей и т.д. Здесь обеспечивается устойчивая обратная связь между процессом достижения целей и собственно самими целями.
Система стратегического менеджмента – это органическая система, все элементы которой взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и взаимозависимы. Изменение или импульс по отдельному элементу вызывает цепную реакцию во всей системе в целом. Процесс стратегического управления – непрерывный и достаточно динамичный, оптимальным образом распределяющийся по всей организации.
АНАЛИЗ СРЕДЫ КОМПАНИИ Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии компании, позволяющих реализовать миссию и достичь своих целей. Цель анализа среды - определить внутренние признаки компании и черты внешней окружающей среды, которые наиболее сильно влияют на реализацию стратегии и возможности компании.
Анализ среды состоит из анализа макроокружения, непосредственного окружения, а также анализа внутренней среды фирмы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |