Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система стратегического менеджмента




СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Автор доцент НИУ ВШЭ Нижний Новгород Седельникова И.М.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Что такое стратегия и стратегический менеджмент?

Стратегия отвечает на ключевые вопросы: почему одни организации добиваются успеха, а другие терпят неудачу?

 

Одно из определений, которое всё ещё широко цитируется, было предложено профессором Чандлером из Гарвардской бизнес-школы в 1962 г.: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».

 

Другие определения стратегии.

 

«Стратегия определяет, что представляет собой бизнес компании сейчас, каким он будет в последствии, и какой должна быть компания» (Эндрюз, 1971).

 

 «Стратегия – это результат сбалансированного учёта навыков и ресурсов фирмы, возможностей, находящихся во внешней среде, а также личных устремлений менеджмента организации с его чувством социальной ответственности фирмы перед обществом» (Румельт, 1972).

  

«Стратегия представляет собой совокупность действий и решений, которые позволяют менеджерам добиваться организационных целей» (Хилл, Джонс, 1998).

 

«Стратегия – долгосрочные перспективные планы взаимодействия с конкурентной средой ради достижения целей компании»(Пирс, Робинсон, 2007).

 

       Существует множество определений стратегического менеджмента.

 

«Суть стратегического менеджмента – эффективная адаптация компании к изменениям, происходящим во внешней среде» (С.А.Попов).

 

Определение А.Томпсона и А.Стрикленда рассматривает стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление её позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей».

 

О.С.Виханский в своём определении подчёркивает значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление - это такое управление деятельностью организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и добиваться своих целей в долгосрочной перспективе».

 

Определение, которое предложил Люкшинов А.Н.: «Стратегический менеджмент – деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределённой внешней среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям».

 

«Стратегический менеджмент – совокупность решений и действий по разработке и реализации планов, призванных обеспечить достижение целей организации»(Пирс, Робинсон, 2007).

 

История развития стратегического менеджмента

 

       Выделяется несколько этапов развития стратегического менеджмента.

 

I этап: 1950 – 60-е гг. – этап стратегического планирования.

Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды её существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующих на организацию и её конкурентов. Нестабильность среды рассматривается как решающий фактор планирования.

 

Стратегическое планирование возникло как альтернатива долгосрочному планированию, которое основывается на выявлении текущих изменений определённых экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выведенных тенденций (или трендов) в будущее. При этом реализуется принцип «из прошлого – в будущее».

 

В системе стратегического планирования отсутствует предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. Успешные стратегии – это всегда удачное стратегическое видение – образ будущего состояния организации, который даёт качественное представление о бизнес-успехе компании в конкретной стратегической перспективе. Возникает новая ментальность «из будущего – через прошлое - в настоящее».

 

I I этап: 1970 – 80-е гг. – этап стратегического менеджмента.

Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход сводится не только к составлению стратегических планов, но и разработку путей их достижения на основе сильных сторон организации и благоприятных возможностей внешней среды, а также компенсации слабых сторон и методов противостояния внешним угрозам.

 

I I I этап: 1990-е гг. – по н. вр. – этап стратегического предпринимательства.

На смену пассивному отношению к внешней среде пришло проактивное поведение, предполагающее такое воздействие на внешнюю среду компании, которое приведёт к её трансформации в благоприятном для фирмы направлении.

 

Современным бизнес-организациям приходится конкурировать в непростых условиях. Рассмотрим основные изменения в конкурентной среде, которые произошли в последнее время.

1. Информационные технологии, компьютеры.

2. Анализ больших данных.

3. Мобильные приложения.

4. Расширенное предложение продукции.

5. Конвергенция технологий.

6. Размывание границ между отраслями и сегментами.

7. Глобальная конкуренция.

8. Быстрое устаревание информации.

9. Большая взаимосвязанность участников.

10. Рост профессионализма.

11. Чередование побед и поражений.

12. Увеличение разрывов.

В этих сложных и зачастую непредсказуемых условиях роль стратегического менеджмента возрастает с каждым днём. Вот почему реализация подходов стратегического управления становится всё более актуальной задачей для компаний различного уровня.

 

Система стратегического менеджмента

 

Система стратегического менеджмента включает в себя следующие пять элементов:

 

1) анализ среды – исходный процесс стратегического менеджмента;

2) определение миссия организации для выбора правильного направления развития; установление целей;

3) выработка стратегии – сердцевина стратегического менеджмента. Здесь определяется, каким образом поставленные цели будут достигнуты;

4) реализация выбранной стратегии. Это критический процесс, так как именно он в случае успешного осуществления приводит компанию к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы не в состоянии осуществить выбранную стратегию;

5) оценка ситуация и реализация коррекции поставленных целей с учетом меняющихся условий, новых идей, предоставляющихся возможностей и т.д. Здесь обеспечивается устойчивая обратная связь между процессом достижения целей и собственно самими целями.

 

Система стратегического менеджмента – это органическая система, все элементы которой взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и взаимозависимы. Изменение или импульс по отдельному элементу вызывает цепную реакцию во всей системе в целом. Процесс стратегического управления – непрерывный и достаточно динамичный, оптимальным образом распределяющийся по всей организации.

 

 



АНАЛИЗ СРЕДЫ КОМПАНИИ

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии компании, позволяющих реализовать миссию и достичь своих целей. Цель анализа среды - определить внутренние признаки компании и черты внешней окружающей среды, которые наиболее сильно влияют на реализацию стратегии и возможности компании.

 

Анализ среды состоит из анализа макроокружения, непосредственного окружения, а также анализа внутренней среды фирмы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...