Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности.




Тема 11: Понятие и виды сделок.

1. Сущность и классификация коммерческих сделок.

2. Виды биржевых сделок.

 

Сущность и классификация коммерческих сделок.

 

Предпринимательская деятельность предполагает коммерческие сделки между партнерами (сторонами).

Сделка – это договор или соглашение между несколькими самостоятельно хозяйствующими субъектами, на взаимовыгодных условиях, в письменной или устной формах.

Коммерческая сделка – это соглашение между двумя или несколькими партнерами на поставку товаров, работ, услуг, обмен информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Согласно ГК РФ сделка – это есть акт осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных результатов.

Сделки бывают внутренними и международными.

В международной сделке участвуют фирмы – представители разных стран, не зарегистрированные на территории продавца или покупателя.

Во внутренней сделке участвуют фирмы – представители одной страны, а также инофирмы, зарегистрированные в стране покупателя или продавца.

Видов коммерческих сделок много, их можно разными способами классифицировать. Один из видов классификации можно представить следующим образом:

Коммерческие сделки:

Основные

· купля-продажа продукции, работ, услуг;

· купля-продажа, обмен результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности);

· аренда факторов производства;

· аренда товаров, работ, услуг;

· организация туризма и др.

Вспомогательные

· перевозка, транспортировка грузов;

· страхование грузов при перевозке и хранении;

· складирование, хранение груза;

· операции по проведению расчетов между партнерами по сделке (различные банковские операции) и др.

Встречаются компенсационные сделки. Из них наиболее распространены в РФ бартерные сделки без привлечения денежных средств, т. е. на основе эквивалентного товарообмена.

Правовым документом, закрепляющими условия для реализации сделок, является контракт (соглашение).

Виды биржевых сделок.

 

Важным фактором развития рыночной инфраструктуры стало создание товарных бирж. На биржах осуществляется купля-продажа товаров, биржи способствуют установлению связей между изготовителями и потребителями.

Биржевая торговля осуществляется публично и в определенном постоянном месте. Как правило, сделки на бирже заключаются через биржевых посредников.

Закон о отварной бирже предусматривает следующие виды сделок:

Ø в отношении реального товара;

Ø в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

Ø в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

Ø по уступке прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракт на поставку биржевого товара (опционные сделки).

Рассмотрим особенности и признаки основных видов биржевых сделок.

· К сделкам с реальным товаром относят кассовые и форвардные сделки. Цель кассовых сделок – приобретение товара немедленно на оговоренных участниками сделки условиях. Товар оплачивается при поступлении товара в собственность покупателя. Форвардные сделки связаны с поставкой товара через какой-то срок, но также на оговоренных участниками сделки условиях.

· Срочные сделки подразделяются на твердые, онкольные, опцион, фьючерсные.

Твердые сделки – продавец сдает товар покупателю в установленный срок по цене, оговоренной при заключении сделки.

Онкольные сделки – продавец сдает товар покупателю в установленный срок по цене, которая будет определена на момент оплаты. Следовательно, при заключении сделки цена не определяется.

Опцион – сделка с премиями. Уплата противоположной стороне известной премии дает право купить или продать товар по установленной при заключении сделки цене в любой день в течение определенного периода либо вообще отказаться от сделки без возмещения убытков.

Фьючерсные сделки определяются как сделки, которые заключаются не с целью покупки или продажи товара, а страхования (хеджирования) сделок с наличным товаром или получения в ходе перепродажи или после прекращения сделки разницы от возможного изменения цен.

Объект фьючерсной сделки – не товар, а биржевой контракт (фьючерс). Цель фьючерсной сделки – получение доходов от разницы в ценах или снижение рисков и уменьшение потерь от понижения цен.

Подавляющее большинство фьючерсных операций происходит при заключении сделок на не существующий товар.

 

 

Тема 12: Механизм государственного регулирования в АПК.

 

1. Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности.

2. Налоговое регулирование.

3. Регулирование качества сельскохозяйственной продукции.

4. Регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей агропромышленного комплекса.

 

Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности.

 

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти – как центральной, так и на местах.

С переходом к рыночной экономике произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс.

В соответствии со статьей 1 Закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:

· стабилизация и развитие агропромышленного производства;

· обеспечение продовольственной безопасности РФ;

· улучшение продовольственного обеспечения населения;

· поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

· сближение уровня дохода работников сельского хозяйства и промышленности;

· защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:

1) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

2) финансирование кредитования, страхования, льготное налогообложение;

3) защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

4) развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

5) развитие социальной сферы села.

Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматривается в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы следующим образом:

Ø поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

Ø повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидация карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

Ø кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

Ø компенсация части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

Ø развитие и поддержка рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

Ø организация профессиональной подготовки, повышение квалификации и переквалификация кадров в области агропромышленного производства;

Ø иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, содержащую:

ü показатели производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

ü балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

ü анализ динамики цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

ü данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

ü отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год, предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

ü сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

ü сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

ü сведения о социальном развитии села;

ü анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:

1) Государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При осуществлении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Но при этом в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта.

2) Участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями – товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличения ими размера оборотных средств. Однако тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и максимизации возможной прибыли за счет использования средств федерального и других бюджетов.

Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

§ выделение бюджетных ресурсов;

§ кредитование;

§ выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке, в собственность государства.

3) Проведение закупочных и товарных интервенций.

4) Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

5) Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства.

6) Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве.

7) Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, остальные 50% страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

8) Потребности осуществления научных исследований обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций.

 

Налоговое регулирование

 

Налоговое регулирование является составной частью государственного регулирования. Однако специфика поддержки и регулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления им налоговых льгот и установления минимальных налоговых режимов обусловливает рассмотрение иного вида регулирования в отдельном параграфе.

Налоговая система Российской Федерации является наиболее динамично развивающимся сектором законодательства. Достаточно сказать, что за период, прошедший с начала ее формирования (декабрь 1991 г.), только в законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты основных видов налогов - налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, изменения и дополнения вносились около двух десятков раз (в каждый закон). С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регулирующая общие принципы создания налоговой системы. С 1 января 2001 г. вступили в силу отдельные главы части второй НК РФ: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Подоходный налог», «Единый социальный налог (взнос)».

Сфера агропромышленного производства всегда находилась в зоне самого пристального внимания разработчиков налоговых законов и других нормативных актов. Именно в этой сфере регулирующая роль государства проявилась наиболее рельефно, и именно сельские товаропроизводители получили реальную поддержку в виде различных льгот и преимуществ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...