Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность культуры предпринимательства




 

Важную роль в функционировании предприятия (организации) играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

Наиболее полное и развернутое определение рассматриваемому понятию дает В.Г. Макеева: «Культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени».

Существуют три принципиально различных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:

· иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека является принуждение;

· рынок, — с равноценными отношениями по горизонтали;

· культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.

Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. К материальной культуре относят материально-производственную базу, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; практическую деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.

Частью материальной культуры является и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организации, обмена и распределения, технологии, условий труда и т.д. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.

Культура организации предпринимательской деятельности определяет, каковы климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения; это ее образ, стереотип при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживание в данной социально-экономической среде и обеспечение внутренней интеграции для достижения поставленных целей.

Необходима интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства предполагает умение так организовать его производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых работники максимально удовлетворены трудом.

Ряд исследователей выделяют специфические отраслевые культуры предпринимательства. Так, Р. Рюттингер рассматривает следующие виды культуры:

• культуру торговли;

• культуру выгодных сделок (спекулятивную культуру);

• инвестиционную;

• административную.

Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью и относительно малым риском. Работниками сферы торговли являются зачастую молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Эти люди дружелюбны, без больших духовных запросов, но внешне привлекательны. Они умело используют красноречие, обращаясь к покупателям с известной долей юмора.

Вместе с тем отмечаются и некоторые недостатки в культуре торговли:

• количество превалирует над качеством (сильное желание продать приводит к тому, что после продажи недостаточное внимание уделяется последующим проблемам);

• доминирует мышление краткосрочного успеха (точка зрения, что сиюминутный успех может означать потерю рынка или постепенный упадок предприятия, держится недолго);

• сотрудники чувствуют свою связь, прежде всего с коллективом и меньше — с предприятием. Если наступают кризисы или тяжелые времена, то у сотрудников не хватает выдержки, терпения и нервов, чтобы выстоять перед лицом этих проблем;

• в сфере торговли работники не стареют. Высокая текучесть кадров приводит к тому, что средний возраст сотрудников относительно невысок, однако предприятие тем самым теряет людей, которые могли бы двигать культуру вперед.

Культура выгодных сделок (спекулятивная культура) характеризуется быстрой обратной связью успешных (или неудачных) предприятий с финансовым риском средней и высокой степени. Этот вид культуры встречается там, где совершаются выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т.п. Элементы такой культуры встречаются в сферах моды, косметики, профессионального спорта, рекламы и финансирования рискованных предприятий.

Сферы спекулятивной культуры создают питательную почву для субкультуры делового человека: у него вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность надо скрывать. Общаются здесь друг с другом немногословно, очень быстро, языком коротких реплик и жестов.

Инвестиционная культура проявляется в основном в промышленности, главным образом в топливных отраслях и при производстве средств производства, в строительстве, в инвестиционных банках и др.

Инвестиционная культура имеет явно выраженную ориентацию на будущее. Здесь, в условиях высокой степени риска, осуществляются крупные капиталовложения, и инвесторы долго остаются в неведении по поводу результатов своих решений.

Административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях, в крупных административных фирмах, а также в банках и страховых компаниях.

Стратегически эти организации нацелены на обслуживание, на сервис. Работники здесь, как правило, аккуратные и основательные люди, при этом они осторожны, педантичны, придирчивы и в то же время умеют приспосабливаться.

Основные факторы, влияющие на культуру предприятия:

Ø цели предприятия;

Ø основные его ценности и идеи;

Ø принятые на предприятии стандарты и правила;

Ø выдающиеся деятели и неформальные каналы коммуникаций и т.д.

Элементы предпринимательской культуры формируются как под воздействием опыта деятельности предприятия, так и в результате установок его лидеров.

Известный ученый-экономист Б. Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности. Она:

· социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

· регулирует поведение членов коллектива;

· создается людьми;

· осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

· основана на соблюдении традиций;

· познаваема;

· способна изменяться;

· многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

· осознаваема и не осознаваема;

· находится в постоянном развитии.

Основными функциями культуры предпринимательства являются:

• коммуникативно-интегративная, обеспечивающая устойчивость и стабильность, выживаемость в данной социально-экономической среде;

• консервативная, которая создает силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринимательского труда;

• инновационная — продуцирует новые образцы, более приспособленные к изменившимся обстоятельствам;

• трансляционная — передает информацию;

• целеполагания — формирует эталоны, ценности и т.п.;

•    оценочная — создает методы и критерии оценки действий.

Главная функция — сохранять и воспроизводить ценности различных типов и форм и передавать их будущим поколениям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...