Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика выполнения пейзажа композиция.




Красота пейзажа всегда очаровывает, и невольно хочется отдать­ся во власть чувств, наполняющих душу, и запечатлеть на бумаге все, что видишь. Это естественное и ло­гичное желание вступает в противо­речие с принципом лаконизма гра­фики. На практике это выливается в большое количество дробных и пу­таных изображений, требующих обобщения. Поэтому работа над графическим пейзажем всегда на­чинается с рисования. С начало трудно сразу перейти к изображению открытого про­странства с глубокой воздушной перспективой. К глубокому про­странству необходимо привыкнуть, поэтому лучше начинать работу над пейзажем с несложных мотивов. Кроме этого, пейзаж имеет большее по сравнению с аудиторными по­становками ритмическое разнооб­разие. Деревья, травы, объекты архитектуры, холмы, луга образу­ют сложнейшие сочетания форм. Организация их в композицию — хорошая возможность для повыше­ния своего мастерства.

В соответствии с законами воз­душной среды и возможностями человеческого зрения чаще всего наиболее детально виден первый план, но и на втором плане может быть довольно много предметов. Кроме того, не всегда обязательно соблюдать законы линейной перспективы. Иногда лучше придать изображению значительную пло­скостность или зрительно почти уничтожить пространство. Могут быть и пейзажные изображения, не имеющие первого плана. Все это го­ворит о том, что отработка той или иной детали зависит от творческого замысла.

Композиция пейзажа таит в себе немало сложностей, хотя принципи­ально новых законов композиции, неизвестных из графической ауди­торной работы нет. Те же законы симметрии (относительного равен­ства) действуют и в пейзаже. Меня­ются только условия их приме­нения, к которым в первую очередь относится глубокая, многоплановая перспектива, заканчивающаяся часто видимой глазом линией гори­зонта. Именно глубокое пространст­во посредством построения планов во многом раскрывает сюжет. Сю­жетное действие развивается путем перевода взгляда человека с пред­метов, расположенных в одном пла­не, к предметам следующего плана. «Пространство с его, влекущей в глубину силой или с его размахом вверх и вширь, как бы параллельно картинной плоскости, обладает огромным эмоциональным воздей­ствием. Оно может быть и часто бы­вает основой самого строя пейзажа, его камерности или монументально­сти или спокойной описательности пейзажного изображения»,— точно подметил А.А. Федоров-Давыдов1.

Перед тем как начать рисовать пейзаж, нужно выбрать интересный мотив. Сделать несколько набросков для того чтобы найти более интересную композицию. После того как найдена композиция и найден формат, проводится линия горизонта, затем нужно наметить большие массы легкими штрихами. Найти правильную перспективу, тонкими линиями прорисовать деревья. Затем следует найти самое темное и самое светлое места, разложить пятна по тональным отношениям.

Во время длительного рисования пейзажа, художник использует разные техники, например, изображая небо, используется техник растушевки, а при изображении земли линия и штрих. Поэтому перед тем как начать прорисовывать детали, нужно определить технику выполнения той или иной части пейзажа. Использовать различные выразительные средства, линия, пятно, штрих. Первый план следует прорисовывать более детально, чтобы в работе чувствовалось пространство.    

 

Образно-эмоциональные изо­бражения

Направлены на выявле­ние «образа» растения в восприятии его художником. Их исполнение — глубоко творческий акт. Изучение формы, бывшее главной задачей аналитических изображений, от­ступает на второй план, давая доро­гу чувству.

Образно-эмоциональные изобра­жения исполняются как с натуры, так и со сделанных ранее набросков, и де­лятся по времени заключительной стадии работы на два типа: кратко­временные и длительные.

Кратковременные изображения не требуют тщательной прорисов­ки, подробной детализации. Испол­ненные «на едином дыхании», «по чувству», они несут в себе непосред­ственность восприятия натуры. Красота «бегущего мазка» всегда ценилась в искусстве Китая, и имен­но там этот тип работы получил наи­большее распространение и теоре­тическое обоснование.

Китайский деятель искусства и ху­дожник Су Ши (1136—1206) писал:

Когда моя кисть касается бумаги, Она движется быстро, словно ветер. Мой дух охватывает целое До того, как кисть оставляет след.

Сам процесс создания художест­венной композиции не требует мно­гочасового рисования и может быть закончен в несколько минут, но это только внешняя часть огромной внутренней работы и бесконечных предварительных (черновых) шту­дий. Прежде чем создавать подоб­ные изображения, необходимо не только хорошо изучить строение объектов, но и пронаблюдать их в различных временных состояниях или погодных условиях. Например, спящие в жаркий летний полдень у воды ивы в ветреную погоду совер­шенно меняются. Длинные свисаю­щие ветви, поднятые вихрями, слов­но огромные лапы, отрываются от земли и преображают силуэт де­рева. Это принципиальный момент. Не случайно в дальневосточных странах, имеющих традиционную культуру любования растительным миром, всегда подчеркивают как время года, так и состояние дня. «На ветру, в ясную погоду, под дождем, в росе бамбук каждый раз имеет разное положение. Он склоненный или прямой, скрывается или на ви­ду — каждый имеет свою форму и позу. Повороты в сторону, наклон вниз и стремление вверх — каждое положение заключает особую идею и закономерность. Пойми все душой, тогда овладеешь методом», —-писал в «Книге о бамбуке» Ли Кань. Он же отмечал, что в соответствии с этим меняются и приемы изображения: «Листья, отяжеленные росой или дождем, свисают, на ветру наклоне­ны, под снегом — придавлены. Они видны или с изнанки, или с лица, опу­щены или приподняты. У каждого не­повторимое положение. Нельзя их изображать одинаково. Уподобь их шелку с темными размывами...»

Первостепенное значение в образ­но-эмоциональных изображениях приобретает композиция, т. е. размер и формат плоскости и размеще­ние на ней изображения. Мастера Востока, многие из которых посвя­тили жизнь творческому осмысле­нию какого-либо одного растения, вели композиционный поиск, рисуя изображение эскизным методом на натуре. Несколько десятков черно­вых набросков позволяет прояснить композиционную ситуацию и вы­явить путь к лучшим вариантам исполнения.

Работу над образно-эмоциональ­ными изображениями лучше начи­нать с силуэтных мотивов в два тона. Наиболее просты и понятны силу­эты темнее тона поверхности листа. Они могут быть черными, серыми или цветными, выполненными плот­ной или полупрозрачной заливкой краски с включением в силуэт пя­тен фона и линейной прорисовкой. Со временем можно увеличивать количество цвета, применять актив­ные цветные фона, технику «по сы­рому» и т. д.

Наиболее подходящий инстру­мент — кисти для акварели, гуаши или туши. Могут быть применены и мягкие сорта карандашей.

Длительные изображения, имею­щие сильное образное начало, извест­ны нам больше из истории европей­ского искусства. Для этого достаточно вспомнить творчество замечательно­го русского мастера И.И. Шишкина. Огромное количество его рисунков и офортов дают целую энциклопедию образов родной природы с лесами и лугами, могучими соснами и полевы­ми травами. Он «умел создавать рав­но убедительно "портреты" корней и хрупкой травинки. Хозяин магази­на картин в Дюссельдорфе бережно хранил рисунки пером Шишкина: "Вот вещи, которые я никогда никому не продам, потому что им нельзя на­значить цену!"», — отмечает в ста­тье «Лесной богатырь-художник»

А. Жукова. Штриховые и линей­но-штриховые рисунки И.И. Шиш­кина — одни из лучших образцов ев­ропейского пейзажного рисунка, и их восторженная оценка имеет прочную основу. Безупречный тех­нически, ИИ. Шишкин обладал вро­жденным композиционным чутьем. Легендой стала его обстоятельная подготовка участка для работы над этюдом или рисунком. Мешающие видеть облюбованное им место ветви и кустарник он вырубал или отгибал и устраивался так, чтобы было удобно и свободно, как дома.

Художников, виртуозно делав­ших штриховые рисунки с растений, было в России немало и кроме И.И. Шишкина. В альбомах по искус­ству часто воспроизводятся рисунки М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.М. Васнецова и др. Рассматривая их все вместе, видишь и особенности ин­дивидуальной манеры каждого, и об­щие тенденции применения академической школы рисунка в воспроиз­ведении растительных форм. Фран­цузское, английское, немецкое искус­ства обладают еще более объемным наследием в рисовании и грави­ровании растений. Не случайно ИИ. Шишкин стажировался в Гер­мании по искусству ландшафта.

Длительный образно-эмоцио­нальный рисунок в учебном процес­се проводится в аудиториях и на пленэре. В аудиториях работа идет в основном с комнатных цветов, на пленэре каждый студент сам выби­рает себе объект для изображения. Бумага берется размером в полови­ну полного листа ватмана. Фактура поверхности должна быть пригодна для графитных, сангинных или угольных карандашей. Метод рисо­вания — линейно-штриховой.

 

{ Н. П. Бесчастнов, «Черно-белая графика». -М- 2002 стр. 181-192}

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...