Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И.И. Левитан и его значение в русском пейзажной живописи.




Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи конца XIX века был ученик А.К. Саврасов Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников.

Уже первое его произведение «Осенний день. Сокольники» было куплено П.М. Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80–90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка.

«Берёзовая роща». Среди густой свежей зелени, весенней травы и листвы сияют перламутровой белизной стволы молодых берёз с играющими на них солнечными зайчиками. Великий мастер лирического пейзажа Левитан предпочитает писать не полдень, а утро или вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые наиболее богаты сменой и оттенками настроений.

«Золотая осень» являет собой высшую точку этой линии пейзажа. В картине раскрывается широкий мир природы, знакомый и близкий сердцу русскому человеку. Мажорная нота звучит у Левитана в 1895 году в таких пейзажах, как «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга», «Весна — большая вода», датированных в подписи в 1897 году. Белые, стройные молодые берёзки подчёркивают симметричность композиционного построения до линии горизонта. Такие картины мог написать только человек, который глубоко поэтично любит родную природу.

В начале 90-х годов, когда Левитан работал над картиной «Владимирка», судьба заключённых в царских тюрьмах и сосланных на каторгу борцов за свободу стала актуальной темой для целого ряда передовых писателей и художников. Почти одновременно с Левитаном над ней работали художники-жанристы: С.В. Иванов, С.В. Малютин и Л.Е. Архипов. Никогда до этого социальная направленность в искусстве Левитана не выступало столь определённо. Никогда раньше не поднимался художник в своих произведениях до столь широкого идейного обобщения создаваемого им образа пейзажа.

Картина «Владимирка», несомненно, является одним из глубочайших произведений периода творческой зрелости художника. Она была написана им во Владимирской губернии. В воспоминаниях С.П. Кувшинниковой имеется подробное описание, когда Левитан впервые увидел в натуре «Владимирскую большую дорогу»: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирской шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска в синюю даль. Всё выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...» В картине изображён пейзаж с ровной дорогой в центре. Она тянется от переднего плана в глубину среди полей, перелесков, селений. Кажется, что это дорога из края в край пересекла всю страну. Её протяжённость подчёркивается узкими тропинками, протоптанными по обе стороны дороги. По серому небу тревожно бегут облака. Стоящий при дороге крест, свидетель страданий, перед которыми останавливались для молитвы странницы, дополняет тоскливый пейзаж, краски приглушенные, день сумрачный. Даже золотистая полоса ржи и белая церковь не вырываются своим светлым тоном из общей гаммы, единой тональности, определяющей настроение пейзажа. «Владимирка», как подлинный документ эпохи, встал в один ряд с произведениями, обличающими гнёт, насилие в России. Этот пейзаж можно назвать «историческим».

Осенью 1898 года Левитан был приглашён руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на свое, крайне тяжёлое состояние здоровья, он согласился. Преподавание пейзажной живописи в училище он считал особенно важным. В Петербурге в Академии художеств среди профессоров возникло сомнение, нужно ли учить пейзажу. Левитан был против этого мнения. «Я пошёл, говорил он своим ученикам потому, что чувствую, что учить пейзажу можно и должно». Вдохновенным и неустанным трудом всей своей творческой жизни, Левитан продолжал огромной важности дело, начатое славной плеядой русских пейзажистов, усилиями, которых был создан национальный реалистический пейзаж. Причём в пейзажах Левитана более тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи Левитана пробуждают в душе зрителя ту «безграничную любовь к своей родной земле», которою художник пронёс через всю жизнь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...