Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность процесса развития художественно-творческих способностей учащихся при выполнении наброска пейзажа.




 

Роль композиции в наброске пейзажа

Степень выражения замысла будет зависеть от степени его

композиционного решения, от свободного владения пластикой линии, пятна. В процессе работы над композицией пейзажа необходимо выделить:

-закон цельности,который предполагает неделимость композиции, неповторяемость элементов изображения, цельность изобразительных

средств, единства пространственных представлений и основных соотношений (тональных, линейных), требует выявления конструктивной идеи;

-закон типизации(закон жизненности), определяющей чертой которого является новизна, а важным условием его выполнения - является передача в наброске движения. Создание художественного образа является первоосновой этого закона, в котором через характерное передается типическое, через единичное - общее;

-закон контрастов,который предполагает противоположности (светлое и темное, доброе и злое) и контрасты величин (большое и малое);

-закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции творческому замыслу,который требует учета в наброске соотношения объемов масс (количественных и качественных), света, тона, ритмов, пластики, симметрии или ассиметрии, размеров элементов пейзажа к

размеру наброска и композиционного центра к другим частям композиции.

При выполнении набросков ученики сталкиваются с основными композиционными закономерностями, такими как ритм, композиционный центр, статика и динамика, равновесие, перспектива, вертикали и

горизонталии т. п. Эти закономерности, как правило, легче усвоить непосредственно в практической работе.

Поэтому, композиционные задачи должны быть направлены на выявление конструктивной основы натуры, ее пластики, на выявление характерных узловых моментов. Здесь необходимо отметить взаимную зависимость наброска и композиции: по мере усложнения композиционных задач перед наброском возрастают и требования композиционной выразительности. Любой набросок должен выполняться осмысленно и заинтересованно и направляться на решение поставленных задач - нахождение оптимальной точки зрения, определение формата, передача пропорциональности, пространственности, динамики, силуэтности, освещенности, пластичности и т. д.

Огромную роль в композиции пейзажа играет ритм.Он задает наброску определенное настроение, создает организованность и устойчивость изобразительного решения. Ритм в наброске, как пульс у человека - спокойный или учащенный, т.е. это жизнь. Часто художники используют повторы ритма для того, чтобы замысел прочитывался острее зрителем. Ритмика, выявленная линией или пятном, направлена, как правило, на силу зрительного впечатления. Поэтому при выполнении наброска необходимо помнить об организации ритма. С самого начала нужно набрасывать большие массы, их пластику и движение. Общую статику или динамику изображения. В процессе работы всегда нужно помнить о композиционном центре той части наброска природы, которая достаточно ясно выражает основное смысловое содержание мотива.

Симметрия служит средством достижения в композиции устойчивого равновесия. Согласно правилу равновесия в наброске пейзажа должно создаваться ощущение зрительной устойчивости, сбалансированности элементов выбранного мотива независимо оттого, что является в композиции ведущим - его статика или его динамика.

О важности силуэтанеобходимо сказать отдельно, т.к. в композиционном решении он играет главнейшую роль. Причем в хорошо выполненном силуэте прочитывается его форма. Наше видение устроено таким образом, что мы узнаем знакомый предмет на значительном расстоянии, хотя в это время не различаем его подробностей. Это происходит за счет узнавания силуэта, характерного ииндивидуального. Так же мы воспринимаем и другие объекты, их силуэты - дома, деревья и т.п.

В работе над наброском используется определенная система выразительных средств композиции (линия, штрих, пятно, линейная и воздушная перспектива). Выбор их зависит от замысла и характера выбранного мотива. Например, одни наброски могут быть выполнены с помощью линий или штрихов и иметь разную активность исполнения. Другие наброски выполнены с помощью светотени, тональных пятен, лаконично передающих общую массу, характер освещения и силуэт объекта. Поэтому нужно знакомить студентов с видами наброска: линейным, тональным, комбинированным. Использование силуэтности в работе над наброском позволяет цельно воспринимать натуру, это ведет к пластичности и отбору изображения.

Воздействующая сила композиции во многом зависит от ее выразительности. В основе выразительности в композиции пейзажа лежит выразительность самой природы. Если в основе композиции наброска нет выразительного пластического мотива, то над ним нет смысла работать дальше. Ощущение пластики, динамики, лаконичности в наброске - необходимое условие его выразительности.

Немаловажное средство достижения выразительности набросков - это умелый выбор бумаги. Она может быть различной по прочности, тону, цвету, размеру. Сорт и цвет бумаги выбирается с учетом будущей работы на ней тем или иным изобразительным материалом. Например, для набросков пером лучше подойдет плотная, гладкая глянцевая бумага. А для набросков кистью - подходит шероховатая бумага, не слишком впитывающая воду.

Применение в композиции перспективы как средства вовсе не означает, что нужно всегда следовать правилам линейной перспективы как науки. В композиции наброска пейзажа больше используется так называемая психологическая перспектива.Например, сравнивая набросок городской улицы, выполненный художником, с фотографией, сделанной с той же точки зрения, мы увидим большую разницу: сгладились ступенчатые ритмы домов, повороты, крутые подъемы и спуски, дома на переднем плане вытянулись по ширине. Выразительность улицы, имеющаяся в наброске, на фотографии исчезла.

Очень мощное средство композиции пейзажа - это ракурс.Благодаря нему выбранный мотив может по-разному воздействовать на зрителя. Так же одним из специфических средств композиции является пропорциональностьколичественные и качественные соотношения основных масс и соразмерностьсоответствие размеров всех частей композиции друг к другу и к общему целому. В композиционном наброске очень важно уловить красоту этих соотношений, привести их к согласованности и взаимному соответствию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...